Вопрос 1. Особенности коммуникативной стороны общения

Коммуникация— это связь, в ходе которой осуществляется об­мен информацией между системами в живой и неживой природе.

Коммуникации между людьми име­ют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух инди­видов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значи­мости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей систе­мы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Средства распространения. Рас­пространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информа­ция может оказаться не принятой, а ложная - принятой. Кроме того, су­ществуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. При­мером фасцинации может быть музы­кальное, пространственное или цвето­вое сопровождение речи.

Содержание и тип информации. В процессе коммуникации перед учас­тниками общения стоит задача не толь­ко обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания парт­нерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к ре­ципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной пере­дачи информации между партерами по общению.

Могут быть барьеры понимания (я не понимаю тебя потому, что твоя речь невыразительна, быстра и т.д.); барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия); барьеры отношения (чувство неприязни, недоверия к коммуникатору, а следовательно, и к его информации). Коммуникативный барьер может быть формой психологической защиты от постороннего психического воздействия.

Модель коммуникативного процес­са обычно включает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — об­ратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка обще­го смысла, единой точки зрения и со­гласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен ме­ханизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации про­цесс обмена информацией как бы уд­ваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содер­жит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Наши рекомендации