Особенности Интернет-общения как коммуникативной ситуации в аспекте самопрезентации

" "

С появлением и все более активным использованием международной компьютерной сети Интернет возник новый предмет гуманитарных и в частности психологических исследований - т.н. Интернет-среда. Под этим термином понимается особый элемент информационной среды, в рамках которого осуществляются специфические формы человеческого поведения и общения. Такого рода "средовое" поведение не ограничивается поиском, обработкой и п е р е д ач е й и н ф о р м а ц и и , п р и о б р е т е н и е м и т р а н с л я ц и е й з н а н и й . В "киберпространстве" как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человече ских деятельно сти, о снову которых со ст авляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность74.

Интернет привлекает внимание психологов не только как среда, порождающая уникальные психологические явления, требующие отдельного научного изучения, но и как инструмент для быстрого и качественного проведения разнообразных экспериментальных исследований.75

Технические возможности мировой информационной сети задают условия, ранее не доступные и не существовавшие в сфере человеческой деятельности, которые определяют некоторую специфичность деятельности и общения пользователей Интернета. Интернет как уникальная по заданным в ней условиям и возможностям среда позволяет нам исследовать психические явления, которые не были актуализированы или столь доступны эмпирическому изучению в иной среде деятельности и взаимодействия.

Одним из таких явлений можно считать разнообразие, динамичность самопрезентаций личности в различных условиях и ситуациях общения. Под

Особенности Интернет-общения как коммуникативной ситуации в аспекте самопрезентации - student2.ru с амопре зент ацией (или с амопредъявлением) понимает ся сознательная

74 Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде.

75Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет.

Психологический Журнал. том 21. 2000. - С. 75-78

управляемая передача собеседнику некой информации о себе. При этом используются различные стратегии и тактики с целью произвести определенное впечатление на окружающих76. На примере общей теории самопрезентации будет рассмотрено, каким образом этот процесс происходит в среде российских немцев.

Исследователи Интернета не раз отмечали такие особенности формирования " в и р т у а л ь н о й и д е н т и ч н о с т и " к а к е е п о т е н ц и а л ь н а я и а к т у а л ь н а я множественность, продуктом которой являются многообразные самопрезентации личности в условиях Интернет-общения. Широкие возможности управления впечатлением о себе в Интернет-среде по сравнению с самопрезентацией в реальном социальном взаимодействии обусловлены некоторыми особенностями коммуникации пользователей мировой сети.77 Эти особенности не раз отмечались исследователями в работах, посвященных психологии Интернет-общения.78

В не "виртуальном" социальном взаимодействии человек более ограничен в в о з м о ж н о с т я х у п р а в л е н и я и н ф о р м а ц и е й о с е б е р а м к а м и р е а л ь н о воспринимаемого собеседником пола, внешности, признаков социального статуса, профессии, национальности, возраста. В Интернете же, по словам самих пользователей, "все зависит от твоего умения быть разным, и от желания быть таковым"79.

Действительно, само наличие возможности для "игр с идентичностями", для

изменения образов самопрезентации еще не вынуждает всех пользователей

создавать "виртуальные личности".80

Как показал анкетирование (Корнишиной

Особенности Интернет-общения как коммуникативной ситуации в аспекте самопрезентации - student2.ru А.М.) представителей РН, пользующихся сетью, 87 % не создают в Интернете

76 Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. М. 1991.

77 Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде.

78 Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет.

Психологический Журнал. том 21. 2000. - С. 75-78

79 Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках

подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.

науч. журн. 2008. N 1(1). URL: http://psystudy.ru

80 Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении




новые презентативные образы, а скорее наоборот позиционируют себя как представителей своей этнической группы, добавляясь в списки групп организаций РН, ведя активную открытую переписку с другими представителями своего этноса, выкладывая фоторафии и афиши с фестивалей культур и проектов.

Таким образом, невозможно рассматривать явление множественности, динамичности самопрезентаций в Интернет-общении как исключительно внешне детерминированное, напрямую обусловленное ситуационными факторами.

Следуя принципу детерминизма личности и деятельности С.Л.Рубинштейна, который утверждает взаимовлияние, взаимодействие внешних и внутренних детерминант, при решении проблемы динамично сти с амопре зент ации необходимо учитывать не только ситуацию общения, но и индивидуально- личностные особенности участников общения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что специфика человече ского спо соба суще ствования определяется мерой соотношения самоопределения человека и зависимостей его от того, что вне человека, является по отношению к нему иным81.

В результате выбора динамичности самопрезентации в Интернет-общении как объекта исследования наметились наиболее важные вопросы и проблемы, связанные с факторами, определяющими степень подвижности и разнообразия предъявляемой пользователями информации о себе. В качестве основных вопросов были рассмотрены следующие:

Какие особенности и условия коммуникации посредством Интернета могут являться детерминирующими относительно возможности более свободного конструирования образов самопрезентации, управления впечатлением о себе, чем в "реальном" непосредственном общении?

Какие индивидуально-личностные особенности могут определять выбор той или иной стратегии языкового поведения в рамках самопрезентации в опосредованном анонимном общении?

Каковы внутренние детерминанты, факторы степени динамичности, то есть

Особенности Интернет-общения как коммуникативной ситуации в аспекте самопрезентации - student2.ru разнообразия, образов самопрезентаций пользователя мировой сети в различных

81 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. 1957.

ком м у н и кат и в н ы х с и туа ц и я х в п р ед е л а х " в и ртуа л ь н о го с о ц и а л ь н о го пространства»?

После детального изучения анкет, заполненных РН, были выявлены следующие характеристики их виртуального общения:

1.Анонимность. Несмотря на то, что иногда пользователь - российский немец имеет возможность получить некоторую информацию анкетного характера и даже фотографию собеседника, эти данные, тем не менее, не только недостаточны для более или менее адекватного восприятия адресата, но вообще не могут быть восприняты как обладающие той или иной мерой истинности, так как зачастую наблюдается сокрытие или презентация ложных сведений. Однако у большинства РН на их персональных страницах ложной информации выявлено не было. Скорее наоборот были замечены частые публикации фотографий с этнокультурных проектов, семейных и дружеских встреч, а так же репосты актуальной новостной и н ф о рм а ц и и ка к о б щ е м и р о в о го м а с ш т а б а , т а к и у з ко й э т н и ч е с ко й направленности; например, очередные даты встреч в ЦНК и МК или приглашение на культурное мероприятие.

2.Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Возможность управления медиатором приводит к принципиальной возможности управления каналом передачи сообщения и, следственно, обратной связью посредством изменения состояний медиатора. Пользователь также обладает неограниченным числом выборов среди потенциальных коммуникантов, возможностью одновременного изолированного общения с несколькими адресатами. Абсолютно точную оценку по данному пункту у представителей РН, коммуницирующих в социальных сетях, дать сложно. Но в общем масштабе исследования персональных страничек (в таких соц. сетях, как Вконткте, face- book, Odnoklassniki, Instagram) около 100 представителей обнаружена тенденция к добровольному контактированию с примерно одинаковым общественном кругом. При наблюдении за контактированием РН, проживающих в России, был отмечен примерно один и тот же круг друзей и знакомых, общение с которыми происходит постоянно. Таковыми являются члены молодежных клубов и объединений как по

России, так и по Германии. При этом списки друзей постоянно пополняются, так же за счет РН.

3.Отсутствие паралингвистических, невербальных компонентов общения. Интернет-общение, по содержанию являясь личным и неофициальным, ограничено по форме передачи информации (только в виде печатного текста). Эта особенность задает вариативность и наибольшую субъективность интерпретаций высказываний собеседника. Именно печатный текст дает возможность наиболее точно проследить склонность к билингвизму и способности к переключению кодов, что также является признаком самоидентификации РН как представителей своего этноса. Следовательно, такие билингвальные тексты будут помогать видеть в собеседнике носителя той или иной ментальности и культуры.

4.Затрудненность передачи и восприятия аффективного компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных конвенциональных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках, после основного текста послания).

5.Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. С одной стороны, отсутствием непосредственного восприятия собеседника и информации о его статусе стирается влияние процессов стереотипизации. С другой стороны, представление о собеседнике складывается под влиянием установки на собеседника как ожидания и приписывания желаемых качеств в партнере, то есть некоторой " и м п л и ц и т н о й т е о р и и л и ч н о с т и " , а т а к ж е м е х а н и з м о в " э ф ф е к т а и н е р ц и о н н о с т и " ( ка к т е н д е н ц и и к с ох р а н е н и ю од н а ж д ы с о зд а н н о го представления о человеке) и "эффекта последовательности", то есть влияния на восприятие последовательности получения сведений о человеке. Суждение о другом человеке может складываться и по аналогии с собой - как бессознательный перенос на других собственных свойств, мыслей или переживаний.

6.Снятие жестких социальных конвенций, границ культур. Условия нестрогой соотнесенности коммуникантов с той или иной возрастной, половой, социальной, профессиональной группой способствуют стиранию границ и форм

конвенционального социального поведения и общения. Интернет-пространство в силу своей всемирной представленности является поликультурным, в общении могут принимать участие представители различных этнических и социальных культур.

Все вышеперечисленные особенности Интернет-общения создают условия и возможности для разнообразия самопрезентаций, "многоликости" пользователей среди РН в сети. В реальном социальном взаимодействии человек более ограничен в возможностях управления информацией о себе рамками реально воспринимаемого собеседником пола, внешности, признаков социального статуса, профессии, национальности, возраста. В Интернете же, по словам самих пользователей, "все зависит от твоего умения быть разным, и от желания быть таковым".

Результаты исследования не могут окончательно ответить на поставленный в о п р о с о ф а к т о р а х , о п р е д е л я ю щ и х с т е п е н ь р а з н о о б р а з и я о б р а з о в самопрезентаций, создаваемых пользователями среди РН в процессе Интернет- общения. Но эти данные позволяют нам определить некие тенденции, попытаться рассмотреть проблему "виртуальной идентичности" не только с внешне -

ситуативных позиций, но и с точки зрения индивидуальных различий.

"


Наши рекомендации