Ситуационный подход в управлении
Ситуационный подход представлен различными ситуационными теориями, которые занимают заметное место среди «синтетических» учений об управлении. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование, контроль и т.п., менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.
В основе ситуационного подхода лежит концепция, которая утверждает, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в определенное время). Иными словами, ситуативный подход предполагает использование такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Он также фокусирует внимание на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Пример.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с позиций ее специфики и требований, предъявляемых к организации.
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал бы требованиям ситуации, выдвигаемым к организации.
В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации.
В целом, если системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями, то заострив внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли.
Генезис науки управления
Исторические предпосылки менеджмента
История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно 7 тысячелетий.
Первые, самые простые зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытного строя
В своем развитии менеджмент прошел пять управленческих революций, радикально менявших позицию управления.
Первая управленческая революция в менеджменте привела к возникновению в Древнем Шумере жрецов-бизнесменов и зарождению письменности
Через тысячу лет произошла вторая управленческая революция, связанная с именем вавилонского царя Хаммурапи. Она дала образцы светского стиля управления.
Третью революцию в управлении относят к временам правления Новуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). Ее основной итог – соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.
Четвертая революция совпадает с зарождением капитализма и началом индустриального процесса развития европейской цивилизации.
Пятая революция конец ХІХ начало ХХв., известна как бюрократическая.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества как правило, является отсутствие должного управления.
Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление должно базироваться на всеобщих и разумных законах.
o Платон различал два вида попечения:
Основанный на силе (тиранический)
Мягкий (политический)
Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве, в рамках которого указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.
Подходы к управлению на основе выделения школ
Школа научного управления (1885-1920)
Классическая или административная школа в управлении (1920-1950)
Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук ( с 1950 — …)
Школа науки управления (с 1950 — …)
Принципы управления……….Четырнадцать принципов по Анри Файолю:
Принципы управления — основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) научность;
2) системность и комплексность;
3) единоначалие и коллегиальность;
4) демократический централизм;
5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.
1.Разделение труда- специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего).
2.Полномочия и ответственность– каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.
3.Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
4.Единоначалие– работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5.Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6.Подчинённость личных интересов – интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.
7.Вознаграждение персонала– получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8.Централизация– естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9.Скалярная цепь– неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10.Порядок– рабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте.
11.Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12.Стабильность персонала– установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.
13.Инициатива– поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14.Корпоротивный дух– гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»).
Особого внимания заслуживают советы Файоля молодым управляющим (менеджерам).Наиболее интересными среди них являются следующие:
1. дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;
2. получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителями;
3. при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;
4. при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;
5. при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте не обоснованной и недоброжелательной критики;
6. постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.
Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к... интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях».
Функции управления
Функции управления: понятие, значение, классификация
Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.
Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.
Выделяют пять общих функций управления:
– планирование (выбор целей и план действий по их достижению);
– организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
– мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
– контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);
– координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким.
Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
– установление целей и задач;
– разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
– определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
– доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Следующей функцией управления является организация. Задача ее – формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым. Кроме того, деление на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий.
При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет.
Мотивацию по целесообразию рассматривают как процесс. В связи с этим ее можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий:
– возникновение потребности;
– поиск путей устранения потребности;
– определение целей (направления) действия;
– осуществление действия по удовлетворению потребности;
– получение вознаграждения за осуществление действия;
– удовлетворение, устранение потребности.
Функция процесса управления – контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.
Функция процесса управления – координация обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.