Конспектирование статей – обязательно!
1. Ответить на вопросы семинара.
При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины(выпишите их в тетрадь): мышление, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление, репродуктивное мышление; воображение, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, творческое воображение, мечта, фантазия.
При рассмотрении вопросов необходимо разобраться в проблеме:
1. мышление как чувственное, непосредственное и как логическое познание окружающего мира;
2. генетические линии развития мышления и речи, выявленные в области зоопсихологии;
3. выводы Л.С. Выготского в вопросе особенностей филогенетического развития мышления и речи;
4. воображение как интеллектуальный процесс.
Семинар № 14. Изучение особенностей мышления (2ч.)
Методические рекомендации:
I. Теоретическое задание
1. Составить структуру мыслительной деятельности в виде схемы или таблицы: дать характеристику компонентов структуры (мотивы, цель, умственные действия, мыслительные операции)
2. Дать характеристику форм мышления:
2.1. Понятия;
2.2. Суждения;
2.3. Умозаключения.
3. Cоставить в виде таблицы характеристики продуктивности мышления.
№ | Качества мышления | Характеристика качеств мышления |
Быстрота мышления | ||
Самостоятельность мышления | ||
Гибкость мышления | ||
Глубина мышления | ||
Последовательность мышления | ||
Критичность мышления | ||
Осознанность мышления |
II. Практическое задание:
1. Изучить характеристики продуктивности мышления (рефлексивность, аналитичность, гибкость);
2. составить характеристику индивидуальных особенностей мышления в процессе решения задачи.
Литература:
1. Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 38-39.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
3. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.
4. Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост. Т.И. Пашукова и др. – М.-Воронеж, 1996. – С. 40 – 51.
5. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.
Необходимо знать значение следующих терминов:мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача,
Семинар № 15. Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, волевые процессы (2 ч.)
1. Физиологические основы эмоций и чувств.
2. Классификация эмоций.
3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:
А) Настроение;
Б) Аффекты;
В) Стресс и фрустрация
4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.
5. Произвольность и волевые состояния.
6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.
Литература:
1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.
2. Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).
3. Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).
4. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1.
5. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.
6. Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).
7. В. И. Чирков. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения. - Ж. ВП., 1996, №3.
Методические указания:
В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры);
Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы). При подготовке ко второму вопросу особое внимание уделите рассмотрению следующих теорий: теория Джемса – Ланге, теория эмоций Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера.
В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности.
В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?
Семинар № 16. Изучение эмоциональных состояний человека. Способы повышения саморегуляции (2 ч.)
Методические рекомендации:
I. Теоретическое задание
1. Проанализировать методы изучения психических состояний.
2. Способы регуляции психических состояний
II. Практическое задание
1. Провести следующие методики:
- оценка функционального состояния САН;
- определение доминирующего психического состояния.
2. На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
3. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Литература:
1. Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 56-57.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. - № 4, 2001. С. 31 – 38.
3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004, - 480 с.
Семинар № 17. Человек как субъект деятельности и общения (2 ч.)
1. Человек как субъект деятельности и общения.
2. Общая структура деятельности.
3. Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.
Для самопроверки и подготовки к итоговому контролю решить предложенные тесты: Тема: Деятельность.
Литература
1. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)
2. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117.
3. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 илиА. В. Петровский. Введение в психологию. М., - Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.
4. А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)
Дополнительная литература:
Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.
Методические рекомендации: