Базовые ключевые понятия и положения психологии профобразования
Ведущие понятия | Концептуальные положения |
Квалификация | Степень и вид профессиональной обу- ченности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств лич- ности |
Профессиональное образование | Научно обоснованный организован- ный процесс и результат профессио- нального становления и развития лич- ности человека и овладения им опре- деленными видами профессиональ- ной деятельности |
Психологическое сопровождение профессионального становления личности | Составная часть профессионального образования, заключающаяся в психо- логической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнации, конф- ликтов, деформаций), повышении адаптированности работника к соци- ально-экономическим и технологиче- ским изменениям, развитии у него по- зитивной профессиональной перспек- тивы |
Профессиональная ориентация | Система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, помогающих челове- ку, находящемуся в ситуации реали- зации своих профессиональных намерений (оптации), обоснованно избрать профессию (специаль- ность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребно- стей общества |
Ведущие понятия | Концептуальные положения |
Профессиональное становление | Развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального обра- зования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Це- лостный процесс профессионального становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и тра- ектория профессионального становле- ния вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, ин- дивидуально-психологическими и тех- нологическими |
Профессиональный рост | Постоянное совершенствование тех- нологической деятельности, обогаще- ние направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования |
Технологическая контекстность | Обусловленность динамики, уровня профессионального развития образова- тельными и профессиональными техно- логиями, применяемыми в конкретных социально-экономических условиях |
Профессиональное самоопределение | Самостоятельное и осознанное согла- сование профессионально-психоло- гических возможностей человека с со- держанием и требованиями профессио- нальной деятельности, а также нахож- дение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономиче- ской ситуации |
Профессиональная самоактуализация | Ускорение профессионального роста пу- тем активизации потенциала личности, проявления сверхнормативной профес- сиональной активности, а также исполь- зования инновационных технологий |
.•'.'тяя i
•";•;•; г •:•.«» i
^
•".'КУУЛ ',
Ведущие понятия | Концептуальные положения |
Профессиональная социализация | Нахождение своего места в профессио- нальной стратификации, выработка профессионального менталитета, фор- мирование ролевого поведения, про- фессиональная идентификация |
Профессия | Определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, уме- ний, навыков и качеств личности |
Приведенные базисные понятия определяют пси-
хологическое поле профобразования и являются
предпосылками выделения психологии профессио-
нального образования.
Таким образом, профессиональное становление
личности порождает огромный комплекс психологи-
чески обусловленных образовательных проблем.
Очевидно, давно назрела необходимость объедине-
ния этих проблем одной отраслью прикладной пси-
хологии — психологией профессионального образо-
вания.