Понятие и сущность фрустрации. Реакции на фрустрацию.
Общенаучные и специальные методы изучения организационного поведения.
Общенаучные:
· Анализ
· Синтез
· Индукция
Специальные:
· Эксперимент
· Наблюдение
· Опрос
3)Бихевиористические теории ОП: классическое обусловливание.
Бихевиоризм –направление психологии, в соответствии с которым поведение понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним словестных и эмоциональных ответов – реакции на воздействие внешней среды. Делится на 2 направления:
· Классическое обусловливание (И. Павлов, Дж. Уотсон)
· Оперантное обусловливание (Ф. Скиннер)
Условный рефлекс – научение, основанное на ассоциативных связях.
Стимул-реакция – основа классического обусловливания. Для получения знания использовался эксперимент.
Нейтральный стимул + Безусловный стимул = Обусловленный стимул – раздражитель
Обусловливание – ситуация, когда стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии её вызвать. Стимул раздражитель вызывает обусловленную реакцию. В процессе научения отсутствует действие сознания.
«Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими – два существенных момента, которых требует всякая наука» (Дж. Уотсон)
4) Бихевиористические теории ОП: оперантное обусловливание.
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Оперантное обусловливание уделяет внимание той роли, которую в научении играют последствия, или связи типа реакция – стимул. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом. Научение происходит по схеме «Р-С».
Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменят тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Суть оперантного научения заключается в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение не подкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.
Позитивное | Негативное | |
Подкрепление | Предъявление положительного стимула | Удаление неприятного стимула |
Наказание | Предъявление неприятного стимула | Удаление положительного стимула |
Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.
5) Когнитивные теории ОП: сущность, представители.
Когнитивная теорияизучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.Родоначальником этой теории является американский психолог Толмен Эдвард Чейс. Концепцию поведения Э. Толмен изложил в труде «Целевое поведение у животных и у человека» (1932г.) «Когнитивная карта» позволяет человеку ориентировать своё поведение и осуществлять выбор в соответствии со своими ожиданиями.
Понятие и сущность фрустрации. Реакции на фрустрацию.
В когнитивной теории было введено понятие фрустрации – обман, тщетное ожидание, расстройство, психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижение цели. Выделяют 2 аспекта фрустрации – внешний и внутренний.Внешний аспект - всё что касается физических преград. Внутренний аспект – равновесие разрушается внутри нас. Реакция на фрустрацию:
· Агрессивная – предмет агрессии не является предметом фрустрации.
· Неагрессивная – процесс регрессии, реакция фиксации, подавление.
7) Теории социального научения: сущность, представители.
Родоначальником этого научения является Альберт Бандура. Обусловливание не объясняет процесса обучения, оно лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях. Наблюдение лежит в основе процесса подражания. На первом этапе человек наблюдает как действуют другие, формирует мысленно картину последствий, а на втором этапе воспроизводит усвоенный образ действий. Если последствия позитивные, то он повторяет эту схему в дальнейшем. В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как и цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам.