Тест Томаса на уровень конфликтности
Ни для кого не секрет, что проблемные взаимоотношения в трудовом коллективе способны отнимать до 100 % служебного времени, в чем наверняка не заинтересован ни один босс. Опросник К. Томаса дает возможность определить стандартные методы реагирования кандидата на конфликтные ситуации (противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение или избегание, уступка или сглаживание). Методика может успешно использоваться и при исследовании вероятной манеры ведения переговоров и аспектов взаимоотношений с клиентами. Идеальный вариант — оценка соискателей на должность менеджера по продажам (особенно при приеме на работу, связанную с внешними контактами).
Тест содержит 30 пунктов, в каждом из которых существуют по две точки зрения, обозначенные буквами «а» и «б». Сопоставляя указан-
ные в пункте суждения, всякий раз необходимо выбрать из них то, которое является более свойственным вашему поведению.
1. а) иногда я предоставляю другим возможность взять на себя от
ветственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я стараюсь успокоить другого и стремлюсь главным образом сохранить наши отношения.
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под
держку у другого;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя; б) я стараюсь добиваться своего.
7. а) я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни
кающих разногласий;
б) я прилагаю усилия, чтобы добиться своего. 10. а) я твердо стремлюсь достичь своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Социально-психологические опросники I 133
12. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать
споры;
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его
взглядах;
б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15. а) я стараюсь успокоить другого и стремлюсь главным образом
сохранить наши отношения;
б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. а) я стараюсь не задеть чувства другого;
б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем;
б) я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят
спорные вопросы;
б) я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. а) я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям
другого;
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине меж
ду моей и той, которая отстаивается другим;
б) я отстаиваю свои желания.
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас;
б) иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям;
б) я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25. а) я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих
взглядов;
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать
споры;
б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха. Ключ для анализа
Отметьте свои ответы в таблице и подсчитайте количество ваших ответов по каждой из стратегий (совпадение — 1 балл).
Просуммируйте баллы по каждой шкале и получите представление о выраженности той или иной стратегий решения споров и поведении в конфликтных ситуациях. После этого постройте график вашего профиля (рис. 3.3). Вертикальная линия на графике — набранное количество баллов по той или иной стратегии; горизонтальная — сами
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Социально-психологические опросники 1 135
компро- |
стратегии: П — противоборство; С — сотрудничество; К — мисс; И — избегание; У — уступка.
Стратегия | Вопросы (ответы) |
Сотрудничество | 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 26б,28б,306 |
Уступка | 1б, .3б,4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б,27б, 30а |
Противоборство | 3а, 6б,8а, 9б, 10а, 13б,14б,16б,17а, 22б, 25а, 28а |
Компромисс | 2а, 4а, 76, 1 0б, 12б, 13а, 18б, 20б,22а, 24б,26а, 29а |
Избегание | 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б,27а, 29б |
даже ценой уступок. Для вас важнее сберечь взаимоотношения с человеком, нежели достичь решения вопроса в свою пользу.
Если профиль похож на изображенный на графике в, то по своей натуре вы партнер. Всегда и везде стремитесь найти точки соприкосновения и сформировать равноправное сотрудничество.
Лучше всего, если человек в равной мере удачно владеет всеми пятью тактиками, избирая ту форму поведения, которая дает нужные результаты в определенной ситуации с партнером. Такой профиль изображен на графике г. По всем тактикам отметки находятся в диапазоне от 5 до 7.
Рис. 3.3. Варианты графиков профиля
Если получился профиль, подобный изображенному на графике я, вы предпочитаете силовые стратегии: надавить, смирить, вынудить компаньонов уступить вашим требованиям.
Если профиль получился, как на графике б, то вы человек мягкий и уступчивый, остерегаетесь конфликтов и стремитесь их избежать
Каким должен быть ваш IQ
Глава 4
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕТЕСТЫ
Для выяснения уровня интеллекта применяются всевозможные методики, направленные на оценку развития мышления (например, используется метод сложных аналогий, исключения лишнего, методика «Числовые ряды»), внимания, интеллекта (например, тест Г. Айзен-ка) и других психических функций.
ПРИМЕЧАНИЕ
Ценность тестов данной группы заключается в том, что они дают возможность спрогнозировать результативность работы в самых разных отраслях деятельности и, как правило, не предполагают внушительных материальных и временных затрат.
Тесты на внимание и память могут быть включены в тест на IQ либо предложены отдельно, если такие навыки профессионально значимы. Так, наряду с весьма популярной методикой Амтхауэра, где полученный результат сравнивается с идеальным математическим и идеальным гуманитарным профилем, весьма популярны (из числа сложных тестов) тесты Айзенка. В число простых интеллектуальных методик нередко включают тест «Сложные аналогии», который показывает, насколько испытуемому знакомо понятие логики и обладает ли он способностью абстрагироваться. В этом случае предлагается просмотреть некоторое количество пар слов, которые имеют логическую связь между собой, и избрать ту пару, где эта связь нарушена. Если тест пройден неудовлетворительно, значит, должный интеллектуальный минимум отсутствует и, соответственно, есть противопоказания к приему на работу.
Интеллектуальные тесты, наравне с логическими, считаются довольно сложными и могут состоять из десятков или даже сотен заданий. Их цель — определение степени способности к приобретению знаний, рассуждению, абстрактному мышлению, решению поставленных задач, а также общего уровня образованности испытуемого. Могут применяться как тесты общего интеллекта, так и специальные, сориентированные на различные типы интеллекта. Например, для преподавателей, переводчиков, специалистов по связям с общественностью, секретарей
Глава 4. Интеллектуальные тесты
Каким должен быть ваш IQ 139
важно обладать развитым вербальным интеллектом (то есть отлично владеть родным языком, уметь логично и грамотно говорить, располагать внушительным словарным запасом, правильно понимать высказывания партнера и т. д.). Для коммерческого директора и маркетолога важен высокий уровень аналитического мышления (умение анализировать и классифицировать большие объемы информации). У дизайнера и художника должно быть пространственное мышление и умение решать нестандартные творческие вопросы. Исходя из профессиональных требований, специалист, проводящий тестирование, подбирает ту или иную методику. Это может быть как готовый и довольно известный тест, так и разработанный намеренно, с учетом требований конкретной компании.
К сожалению, объем это книги не позволяет вместить все тесты, которые заслуживают внимания, поэтому часть из них представлена на компакт-диске. В таком виде даны, например, интеллектуальный, вербальный и зрительно-пространственный тесты Айзенка.
Тесты на вербальные способности, например, оценивают прежде всего компетентность в письменном общении, определяют способность разумно интерпретировать письменную информацию, понимать и использовать слова. Тесты этого типа пользуются большой популярностью у работодателей, поскольку в любой профессии важна способность оценивать и использовать вербальную информацию (как минимум чтобы разобраться в инструкции или написать отчет). Неплохой способ подготовиться к тестам такого рода — больше читать и анализировать сложную информацию, решать головоломки и кроссворды, пользоваться разного рода словарями: толковым, энциклопедическим, синонимов и др.
В основе всех пространственных тестов лежит способность мысленно представлять возможные изменения. Многие люди делают это с трудом или не могут делать вообще. Тесты на пространственное мышление применяются для отбора кандидатов на такую работу, где важно умение представлять, что выйдет, если соединить вещи вместе, обращаться с разнообразными формами и шаблонами, например, в плотничном, швейном, декораторском деле, работе мастера по настилу полов. Хорошее чувство пространства требуется для многих производственных, технических и дизайнерских профессий, где широко применяется планирование и рисование, то есть у землемеров, архитекторов, инженеров и дизайнеров. Тесты на пространственное мышление используются довольно редко по сравнению с остальными.
Но та способность, которую они оценивают, для многих профессий является критически важной. Хороший способ вырабатывать пространственное мышление — собирать и изготавливать вещи, например строить модели или собирать составные картинки.
В книгу из-за объемности не включен, к сожалению, и замечательный тест Равена, но он тоже предложен читателям в виде компьютерной программы (в демонстрационной версии). Тест Равена — одна из самых прогностических методик для изучения невербального интеллекта, измеряющая весь диапазон умственных способностей и использующаяся для тестирования людей разного возрастного и образовательного уровня, разных национальностей и разного физического состояния. И это очень значимая деталь, поскольку многие методики изучения интеллекта культурно необъективны. Это значит, что при использовании таких методик в преимущественном положении оказываются люди, обладающие более высоким уровнем культурного воспитания.
Тест Равена — это не интеллектуальный тест в его чистом виде. Тес-
товые задания предполагают хорошую концентрацию внимания, умение оперировать умственными образами, логическое мышление, развитые мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и обобщение). На результативность выполнения таких заданий влияет также степень развития пространственных способностей, индуктивного мышления,
точности восприятия. Тестирование при помощи прогрессивных матриц Равена позволяет оценить не столько сам интеллект, сколько дает возможность составить суждение о способности испытуемого к систе-
матизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из 60 заданий-таблиц, в каждой по 12 заданий из пяти серий. Общий смысл заданий заключается в следующем: тестируемому предлагаются рисунки с изображенными на них компонен-
тами, связанными между собой определенного рода зависимостью; одного компонента на каждом рисунке не хватает. Необходимо проанализировать матрицу с пропущенным компонентом и выбрать недостающий компонент из 6-8 предложенных. Первое задание каждой серии имеет, насколько это возможно, самоочевидное решение. По-
следующие задания решаются по тому же принципу, но прогрессируют по сложности. В то же время усложняются и типы заданий от серии к серии, а сами серии основываются на различных принципах. При тестировании важно соблюдать одно правило: в обязательном порядке тест должен предъявляться целиком (даже несмотря на то, что начальные