Социально-психологические аспекты рекламы
Рекламойназывают действия, направленные на популяризацию среди масс людей кого-либо или чего-либо.
Основная задача так называемой рекламы состоит в том, чтобы привлечь внимание людей к соответствующему объекту или событию, ознакомить людей с ним, раскрыть его положительные стороны, добиться благоприятного отношения к нему, побудить людей к действиям, направленным на предпочтительный выбор именно этого объекта или события.
Главной причиной появления и развития рекламной деятельности является конкурентная борьба или между производителями тех или иных товаров, или с иными поступающими людям предложениями. Поэтому рекламная деятельность в истории жизни людей появилась и стала развиваться в то время, когда возникла конкуренция на рынке сбыта товаров (коммерческая реклама), когда появилась демократия, а вместе с ней – конкуренция между людьми на политической арене (политическая реклама).
Существуют, соответственно, две основные разновидности рекламы – коммерческая и политическая. Первая направлена на повышение спроса на те или иные товары или услуги, предлагаемые коммерческими организациями. Политическая же реклама связана с популяризацией среди населения тех или иных идей, людей или политических организаций. С современной политической рекламой связывают так называемое РR-движение.
Поскольку реклама как социально-психологическое явление существует давно, в ней сложились свои традиции, которые оформились в соответствующие теоретические модели рекламы. Основные их них следующие.
1. Модель AIDA (соответствующая аббревиатура происходит от начальных букв английских слов, означающих «внимание», «интерес», «желание» и «действие»). В соответствии с этой моделью, рекламное воздействие начинается с привлечения внимания людей к рекламируемому товару. Затем решается вопрос о вызове интереса к данному товару, возбуждении желания его прибрести и побуждении реальных действий, направленных на его приобретение.
2. Модель АССА (это сокращенное название происходит от английских слов, переводимых на русский язык терминами «интерес», «понимание», «убеждение» и «действие»). Данная модель предполагает следующую последовательность актов воздействия рекламы на потребителя: привлечение внимания; обеспечение наилучшего восприятия и понимания аргументов в пользу соответствующего товара; убеждение потребителя в необходимости приобрести данный товар; побуждение к соответствующим практическим действиям.
3. Модель DIВАВА. Эта аббревиатура составлена из начальных букв немецких слов, означающих, соответственно, выявление потребностей и интересов людей; отождествление нужд потребителя с тем, что предлагается в рекламе; «подталкивание» потребителя к выводу о необходимости совершить соответствующую покупку; учет предполагаемой реакции потребителя на рекламу; обеспечение благоприятных условий (ситуации) для совершения покупки рекламируемого товара.
4. Модель DAGMAR. Название данной модели образовано из начальных букв слов, содержащихся в следующем английском предложении: «Defining advertising goals – measuring advertising results». В соответствии со значениями этих слов рекламирование товара по данной модели проходит через четыре этапа:
1) узнавание потребителем марки рекламируемого товара;
2) информирование о качестве данного товара;
3) убеждение в необходимости приобрести товар;
4) побуждение и обеспечение благоприятных условий для совершения действий, направленных на приобретение рекламируемого товара.
Люди, участвующие в рекламной деятельности, могут быть специалистами в разных областях: производителями соответствующих товаров, социологами, политиками, художниками, актерами, журналистами, психологами.
Еще один существенный психологический момент, связанный с рекламой, – это мотивы обращения людей к рекламе. Они могут быть двух типов: потребительские и психологические.
Потребительские мотивы связаны с потребностями людей, с их нуждами, касающимися тех или иных товаров.
Психологические же мотивы связаны с личностными особенностями потребителей, с их стремлением удовлетворить мотивы престижа или так называемого личностного роста. В их число входят следующие:
• повышение своего статуса в глазах окружающих людей за счет приобретения соответствующего товара;
• повышение самооценки, связанное с тем, что человек ощущает себя обладателем соответствующей ценности – товара.
Одна из основных задач психологии в связи с изучением и научным обеспечением рекламной деятельности заключается в том, чтобы исследовать психологические механизмы воздействия рекламы на людей.