Методика проведения индивидуальной работы с клиентом
Цель данного раздела практикума — помочь студентам специальности социальная работа и всем заинтересованным в оказании помощи людям получить практические знания и познакомиться с различными поведенческими моделями, а также формами и методами оказания социальной помощи. Он также направлен на развитие определенных профессиональных навыков будущего социального работника. В процессе подготовки вы получаете разнообразные знания в различных формах и по различным предметам. Если вы уже обладаете какими-либо конкретными навыками, то, конечно, некоторые упражнения покажутся вам излишне простыми. Иногда вам покажется достаточным выполнить не все упражнения, а подойти к нему избирательно и взять из него лишь один или два аспекта. Вы в праве это делать.
Другими словами, подходите творчески к предложенным упражнениям.
Одно из требований данного практикума, которое проходит красной нитью по всему материалу, — это умение самостоятельно оценить уровень своих знаний, а также выслушать критику со стороны других членов группы. На практических занятиях в вузе преподаватели часто создают такие условия, при которых внимание студентов направлено на то, чтобы внимательно слушать и анализировать выступления других членов группы. Если же вы собираетесь самостоятельно проделать все упражнения или даже если вы занимаетесь по учебной программе вуза, то постарайтесь найти себе партнера, с которым могли бы заниматься вместе, или создайте собственную мини-учебную группу. Результат будет поразительным. Изучение методов и овладение навыками оказания социальной помощи само по себе подразумевает работу в группе, так как в значительной степени влечет за собой решение ваших собственных проблем в результате их выявления методом самоанализа и подразумевает оказание помощи на начальном этапе прежде всего самому себе Успех в вашей учебе, зависит от того, сможете ли вы найти или создать дружную и слаженно работающую группу, заинтересованную в том, чтобы проделать все эти упражнения и помочь друг другу преодолеть собственные внутренние трудности и недостатки и получить серьезные знания в области оказания практической социальной помощи
Цель упражнений:
Помимо основных сведений о сущности социальной помощи, упражнения, предложенные в этой части практикума, преследуют следующие цели
Понимание поведенческих моделей. Упражнения помогут вам не только понять принципы, навыки и методы оказания социальной помощи, но и познакомят с особенностями поведения как клиента, так и самого социального работника в различных ситуациях, возникающих или создаваемых в процессе совместной работы. Поэтому поведенческие модели, отрабатываемые в теории, превратятся для вас в полезный практический инструмент. Изучая теорию, вы сможете ощутить и понять, обладаете ли вы соответствующими навыками и методами общения с клиентом
Самопознание. Упражнения ставят своей целью помочь проанализировать и выявить ваши сильные стороны, а также слабости и недостатки как специалиста по оказанию социальной помощи. Поэтому они учат вас, каким образом можно испробовать различные модели оказания помощи вначале на себе, прежде чем вы перейдете к практической работе с клиентом. Таким образом, эти упражнения позволят сделать упор на ваших сильных сторонах при работе с клиентом, а также избежать того, чтобы ваши слабости помешали успешному разрешению проблем клиента при оказании ему помощи в разрешении его трудностей.
Решение собственных проблей. Предложенные упражнения могут также помочь вам лично лучше справляться с трудными жизненными ситуациями
Участие клиента в процессе оказания ему помощи, Вы можете научить клиента некоторым из этих упражнений, чтобы помочь ему успешно выявлять причины возникающих проблем и справляться с ними. Упражнения также способствуют активному участию клиента в процессе оказания ему помощи.
Обучение клиентов навыкам самостоятельного преодоления проблем. Вы можете помочь клиентам использовать данные упражнения для того, чтобы приобрести навыки самостоятельного решения собственных проблем. Развитие навыков самостоятельного решения собственных проблем способствует развитию чувства ответственности у клиентов и помогает им преодолеть зависимость от окружающих при определении жизненных ориентиров.
Письменные упражнения. Выполняйте все упражнения, связанные с изучаемыми вами методами или навыками. Они помогут вам понять, прежде чем перейдете к конкретной практической работе с клиентом, в достаточной ли мере вы владеете методами и навыками оказания социальной помощи. Письменные упражнения необходимы вам для практической отработки полученных теоретических знаний. Упражнения являются мостиком, соединяющим ваши первичные знания и понимание сущности методов или навыков при решении социальных проблем с последующей их отработкой в группе.
Различные способы использования упражнений:
Способы использования упражнений зависят от конкретных целей.
Существуют два подхода академический и практический
Академический подход. В вузе учебный план носит научный и академичный характер, поэтому можно использовать данные упражнения для того, чтобы лучше понять определенные поведенческие аспекты при применении конкретных методик и навыков в процессе оказания социальной помощи. Вы можете не уделять большого внимания или даже просто бегло просмотреть те упражнения, которые связаны с процессом работы в группе. Тем не менее постарайтесь выполнить все упражнения, найдите себе партнера из вашей группы и обменяйтесь с ним мнениями об информации, полученной после прочтения и выполнения этих упражнений. Одним из путей изучения материала, посвященного различным этапам и шагам при оказании социальной помощи, является практика применения полученных знаний, прежде всего при решении своих собственных проблем и трудностей. Безусловно, научный подход к раскрытию своих собственных возможностей и поиск путей выхода из сложных ситуаций принесет лично вам несомненную пользу.
В случае, если вы уже работаете в социальной сфере, тогда для вас важна направленность, прежде всего, практическая, и данные упражнения могут помочь вам подготовиться к совместной работе с другими членами учебной группы по отработке форм и методов социальной помощи. Роль преподавателя-руководителя при обучении по такой программе сводится к тому, чтобы осуществлять контроль и руководство над чтением специальной литературы, выполнением заданных упражнений и проведением практических групповых занятий при активном участии всех слушателей.
Существуют различные подходы к учебным программам. Одни из них строятся на ролевых играх, в которых принимают участие клиенты. В другом случае будущий социальный работник сам выбирает определенное направление действий, рассказывая о своих реальных трудностях. В третьем случае возможно сочетание и того и другого.
Ролевые игры. При практической подготовке студента могут попросить на практическом занятии играть обе роли социального работника и клиента. В данном практикуме есть упражнения, в которых студент играет роль социального работника, однако есть также и такие упражнения, в котором тот же студент должен играть роль клиента. Участие в ролевых играх — весьма трудная работа. Приходится поставить себя на место клиента, «вжиться» в него, понять его чувства и переживания. Такие упражнения помогают будущему социальному работнику стать более эмпатичным.
Обсуждение своих собственных проблем. Хотя ролевые игры и представляют определенные трудности для студента, но они не требуют такого напряжения, как обсуждение ваших личных проблем и поиск путей их решения на практических групповых занятиях. В ряде случаев такие занятия, посвященные обсуждению реальных трудностей, с которыми сталкивается в своей жизни обучаемый, в особенности, если они непосредственно связаны с улучшением его профессиональных качеств, очень полезны. Например, если будущий социальный работник нетерпелив, он много и совершенно необоснованно, без всякой причины требует от других или ставит перед окружающими невыполнимые задачи. Если он в действительности хочет стать успешно практикующим профессионалом, ему необходимо проанализировать свое поведение и изменить его. Или другой пример. Человек, желающий стать социальным работником, имеет очень мягкий характер. Он совершенно не умеет настоять на своем решении и убедить в правильности своей позиции. Если он не изменит своего характера и поведения, то при предоставлении социальной помощи не он, а его клиенты будут стремиться к тому, чтобы навязать ему свой путь, к которому они уже шли ранее и который оказался тупиковым, так называемый «путь преодоления своих трудностей».
Играя роль клиента при обсуждении своих собственных проблем и трудностей, вы также начинаете понимать, что означает оказаться на его месте, и приобретаете опыт общения с ним. Впоследствии, когда вы столкнетесь с настоящими клиентами, для вас не покажется странным, почему они с опаской вступают в обсуждение каких-либо интимных подробностей своей жизни с социальным работником — человеком, которого они практически не знают. При других равных условиях всегда предпочтительнее обратиться за помощью к человеку, который сам пережил определенные трудности в своей жизни и находился в роли нуждающегося в социальной помощи.
Если данные упражнения откроют вам в себе нечто, что вы не хотели бы обсуждать с другими людьми, в частности, с членами вашей учебной группы, тогда на своих практических занятиях вам не следует прибегать к этой форме работы. Существуют определенные условия, при которых возможно обсуждение ваших личных проблем на учебных практических занятиях.
Учебная группа должна состоять из надежных людей с рабочим настроением. Прежде чем начать обсуждение своих личных проблем в учебной группе, необходимо убедиться в том, что ваша группа состоит из надежных людей, не заинтересованных в том, чтобы использовать полученную очень личную информацию о вас в своих корыстных целях. Все члены группы должны преследовать чисто учебные цели и стремиться к достижению конкретного результата — оказанию помощи в поиске путей выхода из трудной ситуации. Важным условием является компетентность преподавателя, под руководством которого будет проходить занятие. В случае, если в процессе подобной работы, когда выступающий полностью обязан раскрыть свою душу, из него пытаются буквально вытащить чересчур интимную информацию или узнать какие-либо личные тайны, то не ждите положительного результата — человек просто закроется, замкнется и перестанет испытывать к вам доверие. Степень откровенности всегда должна соответствовать целям, поставленным в рамках занятия учебной группы. Как правило, попытка выведать какую-либо личную тайну, узнать какой-либо секрет или вызвать безграничную откровенность не приносят плодов.
Подготовка к практическому занятию по обсуждению личных проблем. Прежде чем вы решите обсудить свои личные проблемы на учебном занятии в группе, подумайте, о чем вы собираетесь говорить. Выберите заранее именно те аспекты или моменты, которые вы хотели бы и считаете нужным обсудить. Это поможет вам избежать разговора о том, что вы не считаете нужным выносить на публичное обсуждение.
Упражнения по самоанализу помогут вам проанализировать и выбрать те аспекты проблем, которые вы можете спокойно поставить на обсуждение в учебной группе.