Вопрос 1. руководство и лидерство как социальные феномены

Уже в первых работах по психологии управления в качестве одного из ее существенных направлений была выделена психология личности руководителя. Эмпи­рическое изучение этой проблемы началось с 20-х годов и в настоящее время ведется достаточно ин­тенсивно. Проблема лидерства и руководства являет­ся одной из кардинальных проблем психологии уп­равления.

Первоначально лидер трактовался как член груп­пы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены груп­пы, уровень активности, участия, влияния в реше­нии данной задачи. Другими словами, лидер выдви­гается в конкретной ситуации, принимая на себя определен­ные функции.

Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми.

Важно отметить, что при рассмотрении проблемы лидерства в зарубежной психологии отождествляют­ся понятия «лидер» и «руководитель» (хотя в немец­ком языке, в отличие от английского, существуют оба понятия). Для отечественных исследователей ха­рактерно выделять руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным об­щностям.

Требует отдельного рассмотрения проблема соот­ношения двух понятий — «управление» и «руковод­ство». Управление выступает более широким поняти­ем, означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к тех­ническим («машина — машина»), социотехническим («человек — машина»), так и к социальным («чело­век — человек») системам. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство

*ограничивается воздействием на людей и их об­щности;

* предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;

*призвано вызвать чью-то деятельность соответ­ственно намерениям руководителя.

Понятия "менеджер" и "лидер" не идентичны. Главное качество лидера — четкое видение цели, которая другим представляется в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное оке качество менеджера, управляющего— с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.

Точка зрения Гарвардской школы бизнеса

Следовательно, руководство — это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответствен­но намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управ­ление есть руководство.

Основные различия между лидерством и руковод­ством сводятся к следующему:

* содержание понятий: руководство предусматри­вает организацию всей деятельности группы, а ли­дерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», то есть с точ­ки зрения отношений доминирования и подчинения;

* возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения офи­циальной организации, в то время как лидерство воз­никает спонтанно как следствие взаимодействия лю­дей; соответственно этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно;

* функционирование: руководство выступает как процесс правовой организации и управ­ления совместной де­ятельностью членов организации, а лидер­ство — процесс внутренней социально-психологичес­кой организации и управления общением и деятель­ностью;

* социальная роль руководителя и лидера: руководи­тель есть посредник социального контроля и власти, а лидер — субъект групповых норм и ожиданий, ко­торые спонтанно формируются в межличностных от­ношениях;

* регламентация деятельности: деятельность руко­водителя регламентируется соответствующим право­вым обеспечением, деятельность лидера обеспечи­вается морально-психологическими нормами совместной деятельности;

* режим внешних связей: руководитель представля­ет группу во внешней организации и решает вопро­сы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности ограничен внутригрупповыми отношениями;

* руководство — явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов организации.

Изложенные различия подводят нас к следующим определениям понятий «руководство» и «лидерство». Руководство есть процесс правового воздействия, осу­ществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руково­дитель избирается).

Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и под­чинения. Руководство основано на принципах право­вых отношений, социального контроля и примене­ния дисциплинарной практики.

В свою очередь, лидерствоесть процесс психологи­ческого влияния одного человека на других при их со­вместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понима­ния друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов груп­пы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности под­чинения.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не толь­ко руководитель, но и лидер. Социально приемле­мым и эффективным в современных условиях явля­ется руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не все­гда.

В традициях американского менеджмента предпо­лагается, что лидер и руководитель — это, как пра­вило, одно и то же лицо. При назначении сотруд­ника руководителем на каком-либо уровне уп­равления желательно, чтобы в течение опреде­ленного срока (как пра­вило, нескольких месяцев) он стал лидером. Если это не удалось, то по неписаным правилам руководитель должен освободить занимаемое место для того, кто может стать лидером.

Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организация признает моральное право приня­тия решения в значимых для нее ситуациях. Это че­ловек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации.

Чем же отличается руководитель-лидер от руково­дителя-администратора? Самое главное заключается в том, что лидер не командует, не приказывает и «не давит» на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллек­тива проблем. Руководителя-лидера характеризует:

* способность воспринимать общие нужды и про­блемы управляемого коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и ре­шению проблем, которую остальные члены коллек­тива взять на себя не могут;

* способность быть организатором совместной де­ятельности: он формулирует задачу, волнующую большинство членов

коллектива, принимает на себя ответственность за создание пусть не всех, но обязательно ос­новных, значимых усло­вий решения этой зада­чи; умеет планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллекти­ва; вовлекает людей в выполнение необходимых кол­лективу, но не очень выгодных для отдельных испол­нителей дел; использует для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции; обладает способностями и уме­ниями делать организуемые им дела интересными и привлекательными для других людей; умеет плани­ровать совместную работу с учетом интересов и воз­можностей каждого члена коллектива;

* чуткость и проницательность, доверие к людям: он находит время, чтобы выслушать людей, и умеет слушать; с ним легко разговаривать на любую ин­тимную тему, так как он умеет хранить тайны; лидер знает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе, и готов их отстаивать; способен понять трудности (проблемы) отдельного человека, чувствует, кто в нем нуждается; готов вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо; способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать; способен к сопереживанию;

* представительские склонности: он — выразитель общих для коллектива позиций его членов; способен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопро­сам; ставит вопросы онуждах коллектива перед руководством, не дожида­ясь приказа «сверху»; готов жертвовать личными ин­тересами ради интересов коллектива; является пред­ставителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством;

* эмоционально-психологическое воздействие: лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд; он в высокой сте­пени наделен «чувством локтя», умеет убеждать, скло­нен поощрять; он обладает неформальным авторите­том (ему подчинялись бы, за ним бы шли, даже если бы он не имел никакого руководящего поста);

* оптимизм: лидер уверен, что подавляющее чис­ло проблем, которые встают перед людьми, разре­шимы; своим оптимизмом он вызывает у людей веру в свои силы.

Как добиться соединения двух ролей в одном че­ловеке? Над этой проблемой уже не один год трудят­ся психологи и руководители. Многое зависит от ак­туализации тех или иных функций в деятельности конкретного руководителя.

Наши рекомендации