Ответственность за самого себя
Чувство ответственности за самого себя уступает по значимости лишь умению строить взаимоотношения.
Нередко безответственность является следствием низкой самооценки, неприятия самого себя, отсутствия чувства собственного достоинства. Человек, который ненавидит себя и не принимает себя таким, каков он есть, через призму неприятия и самоотрицания смотрит и на окружающих его людей. К сожалению, в современной церковной действительности подобное отношение к себе становится, если можно так выразиться, фоном душевного окормления. Мой хороший знакомый рассказал, что на проповеди в одном московском храме он услышал, как священник в течение пятнадцати минут шесть раз назвал своих слушателей "ничтожествами": "ничтожествами, вызванными Богом из небытия", "ничтожествами по своим грехам", "сами по себе — ничтожества", "ничего не значащими ничтожествами"... Как тут не вспомнить знаменитого капитана Врунгеля: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет".
Самоуничижение, самобичевание характерно не только для российского менталитета, но и вообще для Востока. Об этом замечательно написал в своих работах В.С. Соловьев. Он отмечает различие ментальности западного и восточного человека в том, что последний, в отличие от западного, формировался в атмосфере жизни под деспотией, в атмосфере подавления человеческого достоинства. К сожалению, это наследие плавно перетекает в наше религиозное мировосприятие, характерными чертами которого становятся самобичевание, самообвинение, "негожество" и "убогость", понятия, которые прочно укоренились там, где должны бы стоять Евангельские убеждения о собственной идентичности: "Вы — соль земли... Вы — свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 13-16). "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1, 12-13).
Многие люди боятся свободы, оправдывая это тем, что мы не можем верить самим себе. Среди неофитов огромное количество людей, которые имеют очень заниженные представления о самих себе, ругающих себя самыми последними словами...
Нередко мне приходится задавать людям вопрос: «А что Христос делал с самооценкой людей?». Если мы считаем себя учениками Христа, то прежде всего давайте обратим внимание на то, как обращался с самооценкой людей наш Божественный Учитель. Завышал ее или занижал? Представьте, Христос собирает толпу простого народа: не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит: "Вы — свет миру", "Вы — соль земли". Говорит простому рыбаку: "Я на тебе утвержу Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее". Что человек при этом чувствует? Собственное ничтожество или собственную значимость в очах Божиих?
Господь давал людям разрешение действовать: "дерзай!". Он не превращал людей в беспомощные и жалкие существа, помогал людям обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначения, в способность каждого человека стать чудотворцем: "Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17, 20).
Безусловно, Господь помогал каждому человеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Божественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно дорог Богу и любим Им. Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге "Рождение в Царство непоколебимое" пишет об этом так: "Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того — великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца".
Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за различные стороны собственной жизни. Если же в глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним. И для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать им и распоряжаться им, как собственностью, возьмет ответственность за его жизнь на себя.
Господь наш Иисус Христос давал людям разрешение действовать. Он показал пример очень оптимистического настроя на жизнь, утверждал, что все возможно верующему. Я думаю, что если мы в полноте доверяем Христу, мы действительно должны стремиться быть теми людьми, каковыми Господь хочет видеть нас. Нередко приходится сегодня встречать людей настолько занятых осмыслением собственной греховности, что уже совершенное Иисусом Христом на Голгофском кресте спасение не попадает в поле духовного зрения человека. А ведь то, что больше всего занимает мысли человека (сознательно или неосознанно), обычно отражается в поведении и становится явью: «каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит. 23, 7).
Именно поэтому так безуспешна для многих людей «борьба с помыслами»; они постоянно думают о том, о чем «не надо думать», вместо того, чтобы думать о Любящем и Прощающем Боге.
Нужно прежде всего определиться с тем, чего на самом деле хочется, вместо того, чтобы мысленно вращаться по кругу бесконечного осмысления своей греховности. Ведь Господь наш повелел "прежде всего искать Царствия Небесного и правды его" (Мф., 6, 33), пообещав, что все остальное приложится само собой.
Человеку очень трудно принять незаслуженную милость Божию, подаваемую в прощении. Хочется "заслужить" прощение, оказаться "достойным". Поэтому одним из важнейших моментов христианской жизни мне видится смиренное, несмотря на сильное (для многих) желание самобичевания, принятие от Господа этого прощения, принятие невыразимой словами Божьей любви, "ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня" (Ин. 16, 27), дающей силы и радость жить, осознание себя прощенным и желание дальше двигаться по дороге собственной жизни.
Каждый человек — дитя Божие. Чаще всего мы слышим, что мы грешники и свыкаемся с этим. Да, мы — грешники, но прежде всего мы — Его дети, «а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8, 17). Если бы нам чаще напоминали об этом, может быть, у нас вырабатывалось бы осознание нашего достоинства во Христе. Многие из нас помнят о том, с какой высоты мы упали, но совершенно не думают (или не знают) о том, на какую высоту нас вновь восстанавливает наш Господь. Чаще всего нам напоминали о яме, в которой мы находимся, и мы привыкали к этой яме, соглашались с ней.
О том, к чему мы призваны, о том, что каждому из нас уготована обитель в Божьем Царстве (Ин. 14, 2), мы должны слышать чаще. Свое достоинство мы должны поддерживать стремлением жить так, как жил Иисус Христос, у нас должны быть такие же чувства, как и у Него, «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5).
Мы должны укреплять чувство достоинства Богосыновства внутри нашего сердца. Не внешними действиями мы можем показать свое достоинство, а стремлением жить без греха, стремлением жить в верности Богу, жить, как учат святые отцы, Его Богочеловеческой жизнью.
Кроме того, ответственность за самого себя включает четкое осознание того, за что мы отвечаем, а за что нет. Умение когда нужно отказать или принять чужой отказ — это ценный дар, одно из проявлений ответственного поведения. Умение отказывать... Нередко наша безответственность проявляется прежде всего в том, что мы не отказываем, поддаваясь на уговоры, но, в силу ограниченности времени и ресурсов, не исполняем. Часто это происходит потому, что мы очень боимся разочаровать в себе других людей. Перед тем как кому-то что-то пообещать, нужно все взвесить, подумать — "А смогу ли я это сделать?". И еще: "Я действительно хочу послужить человеку или же мне просто не хочется развенчать его хорошее представление обо мне?". Ну а если мы пообещали, то нужно быть верными данному слову.
Нередко люди разрушают свой авторитет и отношения с другими тем, что обещают и не выполняют своих обещаний. Делают они это непреднамеренно, боясь быть отвергнутыми, если скажут твердое: "НЕТ!". Такие люди берутся сразу за многое, но не успевают сделать толком ничего или выполняют очень маленькую долю своих обещаний.
Важно научиться правильно относиться к отказам со стороны других людей. Если человек нам отказывает, значит он все взвесил, прикинул и понял, что он не сможет сделать обещанного. Умение дать твердый отказ — одно из свидетельств личностной зрелости человека.
Нам всем приходилось общаться с людьми среднего возраста, чья мера ответственности находится на уровне четырнадцатилетнего подростка. Такие люди закатывают истерики, обижаются или просто уходят («проваливаются») в себя («лишь бы только не ссориться»). Когда они были маленькими детьми, их не научили ответственности за свои поступки, за создаваемую жизненную ситуацию. Процесс переучивания взрослого требует огромного труда.
* * *
Мне кажется, что я — ответственный человек и считаю, что на моих плечах слишком тяжелая ноша. Что делать, чтобы не чувствовать себя виноватым, когда я не справляюсь со всеми задачами?
— Не является ли тяжесть, которую вы ощущаете, следствием того, что вы взяли на себя слишком много обязательств? Вы взяли эти обязательства перед самим собой или перед другим человеком? Быть может, вы чувствуете себя ответственным за счастье других? Если последнее предположение наиболее вероятно, если вы взяли на себя слишком много обязательств, то здесь только ваша ошибка — только от вас зависит, сколько их брать. Может быть, вам трудно пересмотреть свои обязательства?
Таким образом, чтобы освободиться от бессмысленного самообвинения, вам следует изменить ваши представления о себе. Возможно, вы слишком много требуете от себя. Это важно — уметь пересматривать обязательства по отношению к другим или к самому себе, когда вы чувствуете, что взяли их слишком много или слишком быстро дали свое согласие. Вместе с тем очень важно помнить, что и другие люди могут освободиться от обязательств по отношению к вам. И необходимо признать, что они имеют на это такое же право, как и вы.