Классическая школа управления. Предпосылки. Научная организация труда. Ф. Тейлор
Предмет менеджмента. Менеджмент как теория и практика. Роль менеджера.
Менеджмент – образ мышления, действий, жизни, направленный на оптимальное развитие сложной, многоуровневой, социально-экономической системы, включает в себя объективные и субъективные элементы. менеджмент – это социальный институт, организационно-экономическое поведение, специфическая деятельность, своеобразное искусство и научная дисциплина.
Менеджмент имеет свой специфический предмет, методологию, методы и подходы к изучению и решению проблем. Сама теория менеджмента сложилась из практического опыта управленцев. Наука менеджмент не может существовать без практического опыта. Менеджмент: 1.теория(наука) 2.практика(искусство) 3.орган управления. Искусство менеджмента – умение использовать научные принципы и методы управления в зависимости от особенностей людей и конкретных ситуаций.
В условиях рыночной экономики роль менеджмента в управлении поистине значительна, так как смысл менеджмента заключается в том, чтобы получить конечный результат деятельности предприятия с минимальными издержками и с наибольшей отдачей на всех этапах процесса управления. Роль менеджмента состоит в обеспечении бесперебойного функционирования системы управления предприятием. Содержание и смысл функций системы менеджмента (или иначе управления) - это предвидеть последствия, планировать цели, организовывать процесс, распоряжаться ресурсами, координировать действия и контролировать выполнение заданий. Роль менеджмента характеризуется эффективностью управления, образуется из трех основных составляющих: экономический эффект, социальный эффект и общий социально-экономический эффект.
Характеристика менеджера. Критерии управленческого мастерства. Уровни управления.
Главная задача менеджера – оптимальное развитие социальной – экономической системы. Менеджер: Справедливый, мудрый, хитрый, энергичный.
Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные
функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое
обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др.
Особенно интересны менеджеры среднего звена. Каждый такой менеджер
является одновременно и руководителем и специалистом. Поэтому для этой
категории персонала необходимо определить потребности как в развитии
управленческих качеств, так и в совершенствовании профессиональных знаний.
Критерии управления мастерства:
1. наличие концептуального мышления ( системное мышление). Любое явление должен рассматривать как систему. Стратегия.
2. наличие аналитического мышления.
3. умение принимать управленческие решения ( целенаправленное решение, системное решение, социально – ответственное решение)
4. знание базовой технологии.
5. наличие административных навыков
6. коммуникабельность
7. знание психологии
Уровни управления:
· высший уровень управления, корпоративный. Топ-менеджер (принятие стратегических решений, затрагивает деятельность всей организации.)
· средний уровень управления, бизнес. Мидл-менеджер (имеют не полную информацию о предприятии, начальники)
· нижний уровень, функциональный (осущ. управление непосредственно людьми)
Классическая школа управления. Предпосылки. Научная организация труда. Ф. Тейлор.
На разных этапах мировой истории существовали государственные крупные образования, например Македония (при Александре Македонском), Персия, Римская империя и др. С годами управление подобными образованиями становилось более четким и сложным, а сами образования — более сильными и устойчивыми. Для преодоления сложностей в управлении и начала образовываться наука менеджмента.
В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран была неблагоприятной. Появление новых машин, двигателей внутреннего сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих станков и другой техники не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда. Концентрация И специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал. К изучению причин сложившегося положения привлекли ученых. Так на рубеже веков произошло научное становление управления.
1886 год начало науки управления эволюции. Вышла в свет статья Генри Гайа «инженер как экономист». Выходят в свет крупномасштабные машинные производства. Основной фактор конкурентоспособности был технический (технологический) фактор.
НОТ – Ф.Тейлор – объединение высокой заработной платы с низкими трудовыми затратами.
Основоположником НОТ считается Фридерик Тейлор. Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия).
Задачи, которые решаются в рамках НОТ:
· Совершенствование форм разделения труда;
· Улучшение организации рабочих мест;
· Рационализация методов труда;
· Оптимизация нормирования труда;
· Подготовка рабочих кадров.
Тейлор Ф. У. – выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной организации труда и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления. Обосновал специфику человека как социального ресурса. Рассматривал его как единственно возможный объект управления. С его точки зрения, человек (на исполнительском уровне) – достаточно пассивное, не заинтересованное в труде существо, слабо ориентированное на деятельность и реагирующее главным образом на материальные стимулы. Считая, что главная цель управления – обеспечение высокой производительности труда и социальной гармонии, предложил концепцию ее достижения, базируясь на своем понимании природы человека как специфического существа и социального ресурса. Разработал принципы рациональной организации труда, основанные на идее разделения, специализации и стандартизации исполнительского и управленческого труда. Создал социальную философию, обосновывающую рациональные принципы организации и управления. Предложил жесткое разделение труда на программирующий и исполнительский труд. Ввел новые принципы нормирования и оплаты труда. Обосновал принципиально новую функциональную структуру управления, построенную на разделении труда и специализации деятельности управленцев. Наиболее известные научные работы по менеджменту: "Принципы научного менеджмента" и "Управление предприятием".
1.научный отбор сотрудника
2.научное изучение и обучение сотрудника
3.принцип разделения труда
4.адекватность зар.платы 5. принцип равной ответственности работника и работодателя, менеджера.