Методы оценки трудоемкости и стоимости исследования
Для решения этого вопроса может быть использовано несколько методов:
• опытно-статистический;
• нормативно-аналоговый;
• экспертный;
• директивный;
• расчетно-аналитический.
Опытно-статистический метод.Метод основывается на перенесении опыта предыдущих исследований на предстоящую работу. На основе сопоставления особенностей предстоящего исследования с накопленной статистикой ранее выполненных исследований разрабатываются нормативы продолжительности и трудоемкости планируемых работ. В качестве аналогов при сравнении могут использоваться данные фирм, проводящих маркетинговые исследования на коммерческой основе.
Нормативно-аналоговый метод.Метод, как и предыдущий, основывается на накоплении информации о продолжительности и трудоемкости ранее проводимых исследований, однако в этом случае нормативы вычисляются с помощью переводных коэффициентов, учитывающих сложность и новизну предстоящей работы.
Экспертный метод.Метод применяется в тех случаях, когда нет возможности использовать нормативы трудоемкости и продолжительности исследования по аналогии или отсутствует опыт планирования и организации исследований. Опытные специалисты способны предложить «оптимистические», т. е. минимальные, оценки продолжительности работ и «пессимистические», или максимальные, значения.
Директивный метод.Этот метод стоит упомянуть для полноты обзора. При его использовании руководитель определяет крайний срок предоставления результатов исследования, однако здесь необходимо помнить, что резервы сокращения продолжительности исследования за счет привлечения большего числа сотрудников небезграничны.
Расчетно-аналитический метод.Этим методом определяется трудоемкость и продолжительность исследования на основе нормирования продолжительности отдельных этапов и операций. Предстоящая работа разделяется на отдельные элементы, для которых производятся расчеты ожидаемой трудоемкости и продолжительности с помощью эмпирически установленных формул. В самом названии каждого из приведенных методов нормирования подчеркиваются его специфические черты, отличающие данный метод от других. Вместе с тем каждый из методов, за исключением директивного, содержит некоторые элементы других методов. Например, эксперты, принимая решение о показателях трудоемкости и продолжительности исследования, стремятся к максимальному овладению статистической информацией и активно прибегают к заключению по аналогии. В свою очередь, расчет переводных коэффициентов не является строго аналитической процедурой и в значительной мере основан на мнении экспертов.
Разработка нормативов трудоемкости и продолжительности исследования.Процесс разработки нормативов трудоемкости и продолжительности исследования состоит из следующих шагов (рис. 5):
1. Определяются объекты и методы нормирования.
2. Классифицируются объекты нормирования.
3. Устанавливается система оценки трудоемкости и продолжительности. Основными критериями трудоемкости и продолжительности служат сложность работ, их новизна и т. п.
Рис. 5. Алгоритм разработки нормативов трудозатрат и продолжительности выполнения работ
4. Создается исходная статистическая база нормирования в процессе сбора и систематизации информации, отражающей трудоемкость и продолжительность ранее выполненных работ. Источником информации служат данные самофотографии рабочего дня, материалы наблюдений, учетные графики и т. д.
5. Разрабатываются сводные нормативные материалы и устанавливаются (в соответствии с принятым способом нормирования) нормативы трудозатрат и продолжительности выполнения работ.
Основой для разработки нормативов является выделение структурных элементов процесса исследования.
Выделение объектов нормирования.Анализ методической литературы позволяет выделить наиболее крупные структурные компоненты организации исследовательской работы (основные этапы).
Этап первый — разработка заказа на исследование или постановка задач. Цель этапа заключается в детальной проработке задания на исследование, формулируемого «заказчиком». При этом тщательно обсуждаются цели и задачи исследования, уточняется характер и объем информации, требуемой «заказчику» для принятия управленческого решения, назначается уровень надежности данных, сроки проведения этапов и отдельных операций исследования, конкретизируются особенности организации сбора информации.
Этап второй — составление программы по сбору необходимой информации, где разрабатываются или уточняются процедуры сбора информации, их концепция и характеристика.
Этап третий — разработка полевых документов. Содержание этапа связано с созданием рабочих вариантов методик, их апробацией, утверждением (согласованием с заказчиком) полевых документов и соответствующих инструкций для полевого персонала.
Этап четвертый — разработка выборки. В хронологии этот этап осуществляется одновременно с разработкой полевых документов. В содержание этапа входят сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, разработка плана организационных мероприятий, подготовка всей документации, необходимой для формирования выборки.
Этап пятый — тиражирование полевых документов (передача документов в типографию).
Этап шестой — сбор первичной информации. Действия на этом этапе обусловлены спецификой используемых методов сбора данных, характером исследуемой совокупности и типом собираемой информации, сроками проведения исследования. Этап содержит всю совокупность процедур по подготовке документов для их заполнения, по обучению сборщиков первичных данных (интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей и др.), координации и управлению их деятельностью, по приемке и первичному контролю поступающих полевых документов.
Этап седьмой — обработка информации. Здесь учитываются трудоемкость необходимых предварительных преобразований первичной информации (кодирование, перфорация, ввод данных в ЭВМ и их контроль) и период машинной обработки.
Этап восьмой — анализ результатов обработки и подготовка отчета об исследовании. На этом этапе выполняются следующие виды работ: составляется макет отчета, анализируются результаты машинной обработки первичной информации, подготавливаются отчеты (эксцресс-отчет, промежуточный отчет, итоговый документ), разрабатываются практические рекомендации на основе итогов исследования и формулируются новые задачи для последующих исследований.
Этап девятый — консервация материалов исследования. Консервация заключается не только в пакетировании и описи всех имеющихся документов, но и в создании машинного архива данных, а также тщательной фиксации хода исследования с целью анализа его организации.
Структура и конкретные значения нормативных показателей зависят от типа исследования.
Первый тип — углубленное исследование малоизученных проблем; ориентировано на выработку совокупности практических рекомендаций или характеризуется комплексным, многоуровневым характером исследования процессов и явлений, как правило, с использованием разнообразных методов и приемов сбора информации по нескольким методикам.
Второй тип — регулярное исследование; оно проводится по более узкому спектру проблем для конкретизации и углубления имеющихся разработок и эмпирических данных. Сбор данных осуществляется на выборке, не превышающей трех тысяч респондентов, по одной методике.
Исследования третьего типа — зондажные.
К ним близки исследования четвертого типа — экспресс-исследования; они проводятся для оценки конкретных состояний объекта исследования. Зондажи связаны с изучением отдельных явлений, а экспресс-исследования — с изучением отдельных характеристик этих явлений и процессов. Специальные приемы повышения надежности данных не разрабатываются. Используется уже накопленный опыт и разработанные ранее, апробированные методики. Объем выборки не превышает 2000 респондентов.
Общая продолжительность исследований значительно меньше суммы продолжительностей этапов. Дело в том, что отдельные этапы исследования реализуются одновременно.
Обоснование показателей продолжительности и трудоемкости требует выделения более мелких итераций, нежели этап. Маркетинговые исследования отличаются значительной вариабельностью качественных и количественных параметров этапов, поэтому невозможно ориентироваться при определении продолжительности исследования только на укрупненные нормативы.
Для обозначения итераций, составляющих этап исследования, можно использовать термин «процедура». Конечно, выделить границы, дать точное описание содержания процедур в отдельных случаях затруднительно, однако даже обобщенное описание будет применимо для обоснования нормативов на подготовку и проведение исследований.
Более подробно можно изучить нормативы трудоемкости отдельных процедур в работе «Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2.» — М.: Наука, 1990 г.
Стоимость 1000 телефонных интервью (выборка без «фильтра») составляет от $1000 до $1800 (средняя стоимость $1500).
Стоимость 500 личных интервью на местах продаж составляет от $500 до $2500 в зависимости от требований к отбору респондентов и места опроса.
Стоимость 500 личных формализованных интервью на рабочем месте составляет от $2000 до $5000 в зависимости от требований к отбору респондентов.
В стоимость услуг, как правило, входят: оплата разработки и тиражирования анкеты, проведение опроса и контроль работы интервьюеров, обработка результатов опроса, создание служебной базы и файла отчета, содержащего описание всего цикла выполненных работ, таблицы
и графики, представляющие основные распределения по информационному массиву, комментарии, прогнозы специалистов.
Стоимость проведения фокус-группы составляет от $300 до $1200 (средняя стоимость около $500). В стоимость, как правило, включается оплата разработки сценария фокус-группы, тиражирование необходимых материалов, подбор и приглашение участников (вознаграждение и/или подарки участникам оплачиваются отдельно!), проведение фокус-группы, составление отчета, аудио- и видеозапись беседы.
4.4. Организация работы персонала
Работа с персоналом — наиболее важная часть процесса реализации исследования, поскольку достоверность собранных данных во многом зависит от точности и правильности действий каждого сотрудника. Низкий уровень подготовки и инструктирования может сказаться на отношении персонала к выполняемым полевым процедурам и породить небрежное исполнение поручаемой работы.
Подготовка персонала может рассматриваться как начальный этап реализации исследования, поскольку это «пограничный» шаг, отделяющий исследователей от непосредственного сбора информации.
Организация работы по подготовке персонала состоит из ряда действий:
1. Подбор штата в соответствии с психологическими, интеллектуальными и иными требованиями.
2. Подготовка методического обеспечения работы персонала (инструкций, памяток, учебных программ).
3. Разработка организационно-правового обеспечения работы (договоров, заданий, систем оплаты).
4. Обучение персонала (инструктаж, тренинги).
5. Контроль качества работы персонала.
Комплектация штата дополнительными сотрудниками
Как правило, исследовательский отдел не в состоянии выполнить весь объем исследовательских мероприятий самостоятельно, поэтому возникает вопрос о привлечении временных работников.
Чаще всего потребность в увеличении штата полевого персонала проявляется при проведении количественных опросов, так как это наиболее массовые исследовательские мероприятия.
Расчет необходимого количества полевых работников (например интервьюеров) можно произвести, воспользовавшись формулой:
(4.9)
где И — оптимальное число интервьюеров, а — норма опроса респондентов в день (при личном контакте это составит 5-7 человек), Т — количество дней, отводимое на сбор информации, п — объем выборки. Количество требуемых кодировщиков для обработки открытых вопросов анкет определяется по формуле:
(4.10)
где К — оптимальное число кодировщиков, А — норма обработки вопросов в день (в среднем один кодировщик за день может обработать около 500 вопросов), Г— количество дней, отводимое на кодирование информации, п — объем выборки, О — число открытых вопросов в анкете.
Основные способы привлечения интервьюеров - это объявления о приеме на работу в прессе.
К персоналу при отборе предъявляются как минимум следующие требования:
• уровень образования — не ниже среднего;
• умение работать с людьми, доброжелательность, внимательность, аккуратность, терпеливость;
• хорошая дикция;
• не занимать какой-либо руководящей должности.
Для проверки необходимых качеств могут использоваться тесты на определение коммуникабельности, темперамента, скорости речи, добросовестности в работе.
Обучение персонала.Наиболее распространенными формами обучения персонала в ходемассовых опросов являются инструктаж и проведение тренинга попробному интервьюированию.
Инструктаж.Проведение инструктажа призвано решить ряд задач:
1. Ознакомить интервьюеров с целями исследования, разъяснить основные положения используемой методики.
2. Продемонстрировать процесс интервьюирования на практике, сопровождая его подробными пояснениями насчет приемов фиксирования ответов респондентов в бланке, правил пользования дополнительными карточками с вариантами ответов, уточнения непонятных респондентам вопросов.
3. Дать четкие указания о регламенте проведения работ.
i 4. Объяснить, как и где отбирать респондентов для опроса, как вести себя в различных ситуациях, например в случае отказа респондента отвечать на вопрос, как заменить респондента.
5. Сформировать бригады интервьюеров, объяснить характер взаимодействия (при получении задания и инструктажа, при получении и сдаче документов).
После проведения инструктажа бригадиры раздают задания и полевые документы в своих группах.
Выдача задания.Работу по подготовке заданий выполняют бригадиры, которые возглавляют бригаду из 20-25 интервьюеров. Задание рассматривается как нормативная единица при планировании нагрузки сотрудника и контроле процесса сбора информации. В задании указывается количество опрашиваемых каждым интервьюером, время, место и конкретные опрашиваемые лица, сведения о самом интервьюере. Перед началом работ задания заполняются в двух экземплярах, один передается интервьюеру, другой остается у организаторов.
Тренинги.Тренинги могут проводиться в виде ролевой игры друг с другом, когда роль респондента исполняется кем-то из сотрудников. Далее подробно обсуждаются положительные и отрицательные стороны проведенного интервью.
Пробное интервью под наблюдением более опытного сотрудника также позволяет начинающим интервьюерам получить необходимые навыки проведения подобного мероприятия.
Контроль работы персонала.Контроль работы персонала складывается из проверки организации процесса сбора информации и проверки содержания работы.
Организация процесса сбора информации опирается на соблюдение заданных сроков. Поэтому ежедневный сбор заполненных форм позволяет проконтролировать фактическую последовательность исполнения задания. На случай возникновения непредвиденных ситуаций в отделе должны постоянно дежурить бригадиры, чтобы помочь интервьюерам вовремя решить организационные вопросы.
Сложнее оценить содержательную сторону работы, например проверить правильность проведения интервью. Частично это удается выявить в момент приемки заполненных документов. Однако возможны и другие формы контроля работы персонала, если характер заполнения полевых документов вызывает подозрения или контролер не застал интервьюера в положенном месте в положенное время за работой. В этом случае проводится повторное интервью под предлогом того, что часть ответов респондента оказалась незафиксированной, или непосредственное наблюдение за ходом интервью, осуществляемое бригадиром или другим контролером. В ходе повторного интервью респонденту задаются вопросы о проводившемся ранее интервью, об интервьюере и произведенном им впечатлении, выясняется отношение к опросу, понимание смысла отдельных вопросов.
Как отмечает Г. А. Черчилль, большинство коммерческих исследовательских фирм проверяет 10-20% опросных листов путем проведения контрольного почтового или телефонного интервью, при этом проверяется следующее:
• Степень знакомства респондента с интервьюером, т. е. проверяется, не являются ли респонденты близкими знакомыми интервьюера.
• Соответствие заданному методу опроса. Например, действительно ли проводился личный опрос, а не телефонный.
• Полнота заданных вопросов. Например, не были ли упущены из рассмотрения важные вопросы.
• Правильность демонстрационной процедуры. Проверяется, как проводилась требуемая в ходе исследования демонстрация товара или других материалов.
• Общая реакция на контакт с интервьюером.
Планирование концепции и разработка рабочих документов
Проблемы измерения
Под рабочим документом подразумевается анкета, бланк наблюдений и иные формы, предназначенные для фиксирования сведений. Проектирование рабочих документов решает проблему идентификации и измерения состояния изучаемого явления.