Тема 10. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда
Теоретико-методологические основы инженерной психологии. Предмет, задачи и принципы инженерной психологии. Понятие "человек-оператор".
Специфика методов инженерной психологии. Традиционно выделяемые методы инженерной психологии. Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ.
Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. "Человек - машина" (СЧМ). Показатели качества систем "человек - машина" (СЧМ).
Оператор в системе "человек - машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором. Особенности и классификация СЧМ. Показатели качества СЧМ. Общая схема деятельности оператора СЧМ. Принятие решений в труде оператора (по Ю.К. Стрелкову). Основные характеристики надежности труда оператора (по В.Д. Небылицину). Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора.
Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора. Главная проблема построения моделей труда (Ю.К. Стрелков). Основные характеристики действия. Основные модели трудового действия оператора.
Ошибки в труде оператора. Виды ошибок. Основные методы исследования ошибок операторов. Типичные ошибки пилотов при реагировании на сигналы и показания приборов (Ю.К. Стрелков).
Основы проектирования СЧМ. Проектирование средств отображения информации. Проектирование органов управления (средств ввода информации). Проектирование рабочего места оператора.
Основы эксплуатации СЧМ. Особенности профотбора, профессиональной подготовки и переподготовки операторов. Организация группового взаимодействия операторов. Организация труда операторов.
Психологические особенности системы "человек - компьютер". Проблемы взаимодействия человека с компьютером. Деятельностный и другие (традиционные) подходы в проектировании систем "человек - компьютер" (по А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой).
Компьютер в деятельности психолога. Разработка и использование компьютерных средств для психолога. Стадии внедрения компьютеров в деятельность психолога (по Е.Б. Моргунову).
Тема 11. Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога
Структура педагогической деятельности. Основные стороны труда учителя (по А. К. Марковой). Профессионально важные качества (ПВК) учителя. Профессионально-ценностные ориентации учителя. Педагогические способности. Стиль деятельности.
Профессиональные деструкции и деформации в профессии учителя. Особенности труда педагога в современной школе.
Особенности деятельности психолога. Профессиональная этика. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта. Имидж профконсультанта. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. "Использование" энергии кризиса. Основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
по курсу «Психология труда»
Семинарское занятие 1
ТЕМА: Предмет, цели и задачи психологии труда
Базовые понятия
Субъектность свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" — значит быть носителем идеи_______
__________________
__________________
Предмет психологии труда Предметом психологии трудаявляются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям._
Субъект труда— это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.____
__________________
__________________
Этический «парадокс» предмета психологии трудаже известный психолог Э. Эриксон отмечает, что формирование «этической способности» у молодежи становится «истинным критерием идентичности», а «формирование общечеловеческой идентичности — абсолютной необходимостью» (Эриксон, 1996. — С. 48—49). (Идентичность, в понимании Э. Эриксона — чувство собственной истинности, полноценности, единства в пространстве и времени, включенности в человеческое сообщество). Другой Вам известный выдающийся психолог и психотерапевт В. Франкл, рассуждая о задачах образования, пишет о том, что «даже в эру отсутствия ценностей, он (ученик) должен быть наделен в полной мере способностью совести» {Франка, 1990. — С. 295). _________
__________________
__________________
Общий метод психологии труда_____________________________________________________
__________________
__________________
Адаптационно-производственный уровень ____________________________________________
__________________
__________________
__________________
Социально-адаптационный уровень уровень адаптации в обществе.______________________
__________________
__________________
__________________
Ценностно-смысловой уровень_______________________________________________________
__________________
__________________
__________________
Инженерная психология отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Она возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий, управления на базе принципа «Джит-надежности»._____________
__________________
__________________
__________________
Психология управления раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей._________________________________________________
__________________
__________________
__________________
Профориентация профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и . orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии[__________________
__________________
__________________
__________________
Профессиональное образованиеподготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общееобразование, П. о. ориентируется на развитие личности…________
__________________
__________________
__________________
Эргономика традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда._______
__________________
__________________
__________________
__________________
Вопросы для обсуждения
1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?
2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.
3. Что такое «эргономика»?
4. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?
5. Назовите основные разделы психологии труда.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.
2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.
3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.
7. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.
Задание для самостоятельной работы
1. Сделайте аннотацию одной из статей, посвященной актуальным проблемам психологии труда по следующей схеме.
Автор статьи _____
Название статьи __________________________________________________________________
__________________
Источник, выходные данные _______________________________________________________
__________________
__________________
Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности ___________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Позиция автора ___________________________________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Ваше собственное отношение к проблеме______________________________________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
2. Заполните таблицу: