Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных свойств
CPI– «Калифорнийский личностный опросник».Автор – Н. G. Gough. Опросник опубликован в 1951 г. и измеряет характеристики и свойства личности, необходимые для успешного взаимодействия и общения, а также особенности поведения индивидов в новой культуре и обстоятельствах. Он создавался для измерения преимущественно позитивных и желательных свойств личности, проявляющихся как в неформальном, так и в ролевом, функциональном общении и глубоко пронизывающих все человеческое поведение.
Опросник содержит 480 суждений (178 из них взяты из ММРГ), предъявляемых в утвердительной форме; 12 суждений продублированы для упрощения машинной обработки. Он позволяет получить 18 стандартных оценок на основе 20 шкал, объединенных в 5 основных классов на основе общих принципов интерпретации. Важно отметить, что логика разделения на классы свойств чисто описательная; иначе говоря, категории, объединяющие шкалы в группы, не являются факторами; как указано в руководстве, «за ними не стоят какие-либо психические сущности».
В CPI входят следующие классы шкал:
1. Общая направленность на межличностную адекватность (в межличностных отношениях) и успешность ролевых проявлений личности (6 групп свойств, таких как честолюбие, уверенность, методичность, умение держать себя, общественное «лицо», гордость и др.).
2. Социальные нормы и ценности: зрелость и социализация, внутренняя структура ценностей, ответственность (6 групп свойств, таких как ответственность, саморегуляция и самоконтроль, степень социальной зрелости, терпимость, зависимость и др.).
3. Интеллектуальная и академическая эффективность, потенциал достижения цели (3 группы свойств, таких как достижение через независимость либо, напротив, через конформность, интеллигентность, прогрессивность).
4. Интеллектуальная и мотивационная направленность (3 группы свойств – психологическая направленность, проницательность, гибкость и адаптивность, мужественность–женственность).
5. Две дополнительные шкалы (менеджерский потенциал, ориентация на работу).
Ответы фиксируются на специальном бланке. Время заполнения – от 45 минут до 1 часа. По результатам тестирования составляется индивидуальный профиль, который сравнивается со стандартным профилем. Стандартные оценки были получены на выборке около 14 тысяч испытуемых-американцев (6 200 мужчин и 7 150 женщин).
Опросник использовался достаточно широко: начиная с 1951 года было обследовано несколько миллионов человек. CPI обладает высокой прогностической способностью в определении успешности образования, склонности к асоциальному поведению (в том числе к таким обыденным проявлениям нечестности, как списывание на экзаменах), креативности в профессиональной деятельности и в области искусства.
Первые обширные руководства по использованию Калифорнийского личностного опросника были изданы в 1968 г. (Н. G. Gough) и в 1972 г. (Е. Megargee – The California Psychological Inventory Handbook). Опросник был переведен и адаптирован в 1992-1993 г. в Челябинске Ассоциацией независимых психологов под руководством Н. В. Батурина.
В 1994 г. он был с успехом использован Е. В. Витенберг на факультете психологии Санкт-Петербургского университета для выяснения социально-психологических факторов адаптации к социальным и культурным изменениям.
FPI – «Фрайбургский личностный опросник».В исследовательскую практику отечественной психологии его ввела Н. Г. Колызаева, осуществившая в 1983 году перевод и адаптацию теста с соблюдением всех необходимых процедур. В 1989 г. Н. Г. Колызаева использовала опросник для целей изучения адаптации студентов; дальнейшая комплексная адаптация опросника осуществляется на факультете психологии СПбГУ.
В отличие от предыдущего опросника FPI позволяет наряду с позитивными свойствами оценить многие негативные нежелательные проявления в общении, разнообразные виды агрессивности, эмоциональной незрелости, эгоцентричности, специфичности взаимодействия в зависимости от психосоматических нарушений и др.
Опросник состоит из 212 суждений и измеряет следующие свойства:
Основные шкалы:
1. Нервозность – стабильность (наличие психосоматических нарушений).
- Эмоциональная незрелость, спонтанная агрессивность (импульсивность, жажда переживаний, бесцеремонность, аффективное реагирование, физические, вербальные и воображаемые агрессивные акты, стремление мучить и нападать).
- Депрессивность (печаль, подавленность, ворчливость, чувство одиночества и безучастности, внутренней пустоты; склонность к самообвинению, перегруженность ненужными мыслями, мечтательность).
- Фрустрированность, возбудимость (напряженность, плохая помехоустойчивость, нетерпимость, нетерпение, человек легко впадает в ярость и возбуждение).
- Общительность (потребность в контактах, способность быстро заводить знакомых и друзей, предприимчивость, активность).
- Спокойствие, хладнокровие, уверенность, выдержанность, невозмутимость, уверенность в себе, оптимистичность, решительность.
- Реактивная агрессивность, авторитарность, стремление к доминированию (эгоцентрическая картина мира, подозрительность и недоверчивость, мстительность, морализаторство).
- Застенчивость, стеснительность (в определенных ситуациях сильная застенчивость с сильными психофизиологическими проявлениями, неуверенность).
- Открытость/замкнутость (самокритичность, временами беззаботность, отсутствие стремления специально производить хорошее впечатление или утаивать мелкие слабости).
Дополнительные шкалы:
1. Экстраверсия/интроверсия;
2. Эмоциональная лабильность;
3. Мужественность/женственность.
Неравное число суждений в шкалах требует перевода сырых данных в стены.
СУМО – «Саморегуляция и успешность межличностного общения».Методика разрабатывалась В. Н. Куницыной с 1985 по 1990 г. Окончательный вариант опросника оформился к 1991 г., прошел многоступенчатую валидизацию и обнаружил устойчивые связи с известными личностными психологическими опросниками – тестами Кеттелла, Айзенка, MMPI, Элерса и другими. Процедуры валидизации и обоснование надежности и валидности опросника изложены в докторской диссертации автора. За прошедшие годы опросник был с успехом использован в кандидатских диссертациях, выполненных под руководством автора, и в ряде дипломных работ, где еще раз продемонстрировал свои диагностические и прогностические возможности.
Методика СУМО позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с неформальным межличностным доверительным общением, – в частности, выявить степень владения коммуникативными навыками и умениями, наличие трудностей общения, характер этих трудностей и степень их осознания, выявить свойства личности, связанные с этими трудностями, стили общения, степень контактности, коммуникативной совместимости, а также общий уровень социального интеллекта и коммуникативно-личностный потенциал.
В опросник входят 18 основных и 18 дополнительных шкал. Каждая шкала содержит 6 утверждений (в сумме – 108); выраженность свойств оценивается от 1 до 12 баллов.
Оценка социального интеллекта выводится как среднее от суммы значений по 12 основным шкалам опросника. Средний балл социального интеллекта выражается также в пределах от 1 до 12 баллов.
Основные шкалы:
1 группа – свойства, облегчающие общение:
легкость и свобода общения, спонтанность, инициатива в контактах; саморегуляция, владение своими чувствами, состояниями, намерениями;
навыки общения, умение вступать в контакт, вести беседу;
эмпатия, эмоциональное сопереживание собеседнику;
самоуважение, чувство собственного достоинства, степень самопринятия; проницательность, умение разбираться в людях, доверие интуиции; влиятельность, умение воздействовать, склонять на свою сторону;
уступчиво-партнерский стиль общения;
удовлетворенность общением и отношениями в близком кругу.
2 группа – свойства, затрудняющие общение:
аутистичность, избегание контактов, в том числе зрительных;
истощаемость, быстрая утомляемость, невозможность сконцентрироваться; отчужденность, сокращение социальных связей;
эгоцентрическое самораскрытие в беседе,
нерешенные личные проблемы; одиночество, застенчивость;
агрессивность, раздражительность, возбудимость;
авторитарный стиль общения;
«мои ошибки», самокритичность (шкала лжи).
Дополнительные шкалы:
Рефлексивность, доверие, уверенность, понимание других людей, мотивов их поведения, адаптивность, гибкость;
манипулятивный стиль общения, мотивация помощи, интровертированность;
чувство одиночества, сенситивность ( чувствительность, ранимость);
невротизированность ( эмоциональная неустойчивость), фрустрированность;
потенциальная конфликтность, активная позиция (инициатива в контактах, в решениях), доверительность, мотив аффилиации;
коммуникативная совместимость, умение сотрудничать с разными людьми.
Также выделяются:
коммуникативно-личностный потенциал (СИ-2) – наиболее существенные коммуникативные умения и личностные черты в структуре СИ (отдельная шкала из 12 суждений), – каждое из которых является базовым в соответствующей шкале опросника);
СИ – социальный интеллект (средний балл от суммы показателей по 12 основным шкалам опросника) – успешное взаимодействие в меняющихся обстоятельствах, прогнозирование поведения других людей.
ПАЛ – «Профильный анализ личности».Методика адаптирована В. М. Погольшей в 1995-1998 гг. Первая форма методики была создана в 1958 году Т. М. Хендриксоном, с 1972 года авторскими правами на нее обладает фирма «Thomas International».
Настоящая форма профильного анализа основана на малоизвестной холистической теории Вильяма Милтона Марстона (1927), который считал, что в антагонистическом окружении для выживания необходимы одни адаптивные формы поведения, в дружественном – другие. Эти адаптивные формы широко аккомодируются организмом через предпочитаемые формы активного или пассивного поведения, управляемые эмоциями.
Марстон утверждает, что активная реакция на враждебное окружение будет развивать качество доминантности, используемое для преодоления препятствий с помощью силы. Склонность к пассивным реакциям на враждебное окружение будет вызывать осторожность и расчетливую податливость.
В дружественном климате активная эмоциональная реакция допускает скорее побуждение, убеждение и влияние на других людей, чем принуждение с помощью давления. С другой стороны, привычная пассивная реакция на благоприятную среду будет развивать уступчивость, подчинение, своего рода форму беззаботного принятия рутины в низком эмоциональном ключе.
Методика, «Профильный Анализ Личности» (JPeisonalPzofile Analysis), или ПАЛ, представляет собой анкету-опросник, состоящую из 96 характеристик-прилагательных, сгруппированных по 4 в каждой строке. Каждая из 24-х строк содержит четыре разноплановых характеристики, описывающие свойства личности: доминантность, влияние, стремление к стабильности и уступчивость (Dominance, Influence, Steadiness, Compliance).
Краткое психологическое содержание выделенных переменных: Высокая доминантность – решительные действия и решения, склонность к управлению и вызову, нелюбовь к бездействию.
Высокое постоянство – осмотрительность в действиях и решениях, способность получать поддержку от других; в работе такому человеку присущи постоянство и согласованность с другими; хороший слушатель.
Высокая уступчивость – работает аккуратно и точно, любит организацию и упорядоченную структуру, хорошо работает в одиночку, осторожен в действиях и решениях.
Сильное влияние – хорошо работает в группе, склонен к спонтанным, но разумным действиям и решениям, имеет хорошие убеждающие качества, работает быстро и побуждает к этому других.
По результатам теста выводятся также три профиля, демонстрирующие: 1) поведение для других, 2) поведение под давлением и 3) реальное поведение.
Первый профиль – это картина того, каким субъект хочет себя видеть, поэтому он является наиболее искаженным. Второй профиль – более косвенный, менее подвержен намеренным искажениям, он служит для проверки первого профиля и в этом смысле измеряет неосознаваемые аспекты личности, которые трудно исказить. Третий профиль отражает наиболее точные поведенческие характеристики индивида.
В настоящее время ПАЛ является превосходным средством для выявления поведенческих характеристик индивида, особенно поведения под давлением, то есть в экстремальной ситуации. Сравнение первого и третьего профилей позволяет судить об адекватности самооценки у опрашиваемого. Графические профили также демонстрируют сильную (вершина графика) и слабую (самая низкая точка графика) стороны поведения индивида, наличие или отсутствие у него стресса.
ПАЛ прост в использовании, так как от экспериментатора не требуется зачитывать вопросы или давать долгие разъяснения. Время заполнения опросника составляет не более 10 минут. Кандидату необходимо выбрать два слова в каждой строке. Вначале он отмечает слово, которое более всего подходит ему, характеризует его лучше, чем другие три определения. Затем он отмечает слово, которое менее всего подходит ему из трех оставшихся. Таким образом, два прилагательных остаются неотмеченными.
Пилотажное исследование В. Поголыпи, включающее адаптацию теста ПАЛ на российской выборке (600 человек – 330 женщин и 270 мужчин – в возрасте от 16 до 38 лет), подтвердило правомерность использования опросника для измерения личностных характеристик, включая влияние.
Опросник имеет широкое практическое применение и может эффективно использоваться для следующих целей, помимо исследовательских:
- Формирование команды (определение совместимости людей друг с другом);
- Набор и отбор людей в профессиональных целях;
- Выявление стиля менеджмента компании;
- Перспективы продвижения и развития;
- Выявление профессионального стресса или диссонанса в работе;
- Дополнительная мотивация опрашиваемых;
- Самооценка и самосовершенствование.
СИГ – «Социальный интеллект» (методика Дж. Гилфорда и М. Салливена).
В 1960-е годы создатель первой методики для измерения социального интеллекта Дж. Гилфорд рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта, построенной Дж. Гилфордом.
К российским социокультурным условиям методика была адаптирована Е. С. Алешиной-Михайловой. Русская аббревиатура СИГ («социальный интеллект Гилфорда») предложена В. Н. Куницыной.
Методика включает 4 субтеста, три из которых составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном.
Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта Дж. Гилфорда: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.
1 субтест – «Истории с завершением». Помогает выяснить, насколько человек может предвидеть последствия поведения и сделать его прогноз на основе невербальных реакций. Предполагает знание нормативных ролевых образцов поведения.
2 субтест – «Группы экспрессии». Оценивается чувствительность к невербальным проявлениям состояний.
3 субтест – «Вербальная экспрессия». Оценивается чувствительность к оттенкам человеческих отношений, правильное понимание того, что люди говорят друг другу в определенных ситуациях, ролевая пластичность.
4 субтест – «Истории с дополнением». Считается самым информативным. Оценивает способность к распознаванию межличностных отношений в динамике, логику их развития. Помогает оценить, насколько человек может использовать логические умозаключения для прогноза поведения на основе неполных данных.