Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению
Поступив в высшее учебное заведение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы.
В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем в этот процесс актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса.
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Проблему социально психологической адаптации изучали отечественные и зарубежные психологи: Т.В. Барлас и Ф.Б. Березин, В.В. Гриценко и Н.Е. Шустова, А. Г. Маклаков, С.Т. Посохова, В.А. Ядова.
Объект нашего исследования: социально-психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса обучающихся в высшем учебном заведении.
Цель – выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать процессы социальной адаптации в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. рассмотреть проблемы социально-психологической адаптации студентов обучающихся в вузе;
3. проследить взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации личности;
4. исследовать уровень социально-психологической адаптации в условиях студенческой среды;
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация студентов вуза протекает со значительными затруднениями, вследствие высокого уровня ситуативной тревожности, что требует повышения адаптационных возможностей с помощью психокоррекционных мероприятий.
Студенты имеют свои отличительные особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода, по уровню и характеру психического развития, юноша – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности личности, вызывают у нее потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, преподаватели, подчеркивают, что студент уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста. Основным новообразованием этого возраста является самосознание, как результат расширения общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками. Они тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в вузе, взаимоотношений с родителями, преподавателями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Итак, социально-психологическая адаптация в раннем юношеском возрасте – это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Неэффективность адаптации можно связать с ситуативной тревожностью.
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами первых курсов обучающихся на факультетах филологии, педагогики и психологии Кубанского государственного университета (филиал в г. Славянске-на-Кубани). Общее число испытуемых составляет 135 человек.
С помощью методики «Самооценка психологической адаптивности» были получены следующие результаты: низкий уровень социально-психологической адаптивности прослеживается у 52,6% опрошенных, уровень ниже среднего у 42,1%, и выше среднего - 5,2% респондентов.
У большинства студентов низкий уровень адаптивности, это говорит о том, что способности к эффективной социально-психологической адаптации у студентов небольшие, имеется вероятность проявлений дезадаптивного поведения студентов (низкая мотивация к учебе, заниженная самооценка, проблемы межличностного общения). Студентам было трудно адаптироваться к новым условиям обучения, проживания. Возникли трудности в выстраивании взаимоотношений со сверстниками и педагогическим коллективом.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования, мы использовали методику «Шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина ».
По результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса Кубанского государственного университета (филиал в г. Славянске-на-Кубани), факультета филологии, педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина », можно сделать вывод, что для 56 % (75 студентов) испытуемых характерен высокий уровень тревожности, для 35 % (47 студентов) характерен средний уровень тревожности, для 9 % (13 студентов) характерен низкий уровень тревожности.
По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности.
Студентов с высоким уровнем тревожности (56% студентов) отличает замкнутость и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности (9% студентов) общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Средний уровень тревожности (35% студентов) говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, и для стабилизации тревожности и снижения уровня дезадаптации мы рекомендуем психокоррекционные мероприятия для студентов обучающихся на первых курсах.
Если мы хотим помочь учащемуся влиться в новую учебную среду, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями учебного заведения (учебными, воспитательными и общественными) на основе их взаимодействия. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов уже на первом курсе, сохранить их психическое здоровье и в дальнейшем получить им глубокие профессиональные знания.
Список использованной литературы
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. Пособие для вузов. ‑ М.: Академия: Смысл, 2004 – 541 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось – 89», 2005. – 256 с.
3. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учеб. Пособие для вузов ‑ М.: Трикста; Акад. Проект – 2006. – 255 с.
4. Дьяченко М.И. и др. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 256 с.