Кинематограф как синтетический вид искусства

Среди различных функций экранного изображения важное место за­нимает образное постижение мира и человека. Это - художественная функция кино, или кино как искусство. С образно-познавательной ролью кино тесно связана его роль как развлечения. Эти две стороны взаимодействуют между собой настоль­ко тесно, что разделить их практически невозможно. Практически все существующие виды искусства так или иначе связаны с кинематографом, что позволяет говорить о нем как о синтетическом ис­кусстве.

Особенно близка кино фотография. Искусство фотографии щедро поделилось своими выразительными средствами, такими как ракурс, план, композиция.

Живопись также оказала определенное влияние на кинематограф: соот­ношение цветов, колорит картины подчас продумывается художником и режиссером в соответствии с ее законами.

Сложно представить ранние кинокартины без музыкального сопровождения. Первоначально оно было "живым", исполнялось непосредственно во время кинокартины музыкантом-тапером, усиливая различными доступ­ными средствами впечатление от изображения на экране. Теперь музыка к. кинофильмам пишется композиторами специально, становится порой весьма популярной и даже выходит на отдельных аудионосителях (так называемых саундтреках). В фильме музыкальное сопровождение, чаще фрагментарно, зависит от монтажа. Существуют фильмы без музыки, причем это концептуальный ход (кино­фильм "Живые и мертвые" А. Столпера), и фильмы без текста, где, как прежде, звучит лишь музыкальное сопровождение ("Голый остров" япон­ского режиссера К. Синдо).

Слияние радио с экраном породило еще один современный феномен, ко­торый некоторые относят к самостоятельным видам искусства: телевидение.

Литература также весьма тесно связана с кинематографом, поскольку фильм имеет, как правило, литературный первоисточник.

Наиболее близко связано с кинематографом театральное искусство. Театр и кино объединяет наличие актеров. И в кино, и в театре на виду прежде всего актер, несмотря на то что результат и того, и другого вида искусства - творение коллективное. Ки­ноактер, конечно, опирается на опыт театральной актерской школы, но он помещен на съемочной площадке в специфические условия. В обоих видах искусства присутствуют костюмы, декорации и т. д., но есть разница между их использованием. В театральном искусстве сценическое действие, как правило, не вы­ходит за пределы помещения театра, тогда как съемочных площадок мо­жет быть несколько, поэтому декорации иногда заменяет натура. И грим, и костюм выполняют схожие функции, но на кинопленке и сцене выглядят по-разному. Режиссура в кино, наследуя театральные традиции, призвана решать несколько другие задачи, связанные в том числе и с тем, что этот вид искусства в немалой степени зависит от техники.

Таким образом, практически каждый вид искусства так или иначе повли­ял на развитие кинематографа, "поделился" своими выразительными средствами, приемами с молодым искусством. Однако эта связь не только односторонняя. Например, существует огромное количество экранизаций произведе­ний мировой литературы, поэтому нередко наиболее яркие образы того или иного фильма переносятся на литературный источник. И тогда д'Артаньян в сознании читателя может выглядеть как М. Боярский, Гам­лет - как И. Смоктуновский; образ Скарлетт О'Хара надолго связан с актрисой В. Ли, а Шерлока Холмса - с актером В. Ливановым. На театральной сцене возникают попытки использовать приемы мон­тажа. параллельного действия, крупного плана в сценической ткани, и такие эксперименты весьма любопытны. Например, в спектакле "Кали­гула" Ю. Бутусовым был использован кинематографический прием "ра­пид" — замедленная съемка.

Виды и жанры кино.

Система жанров в кинематографе в целом поза­имствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:

- игровое (художественное);

- мультипликационное;

- документальное;

- научно-популярное; иногда выделяют отдельно учебное и научно-исследовательское.

Жанр - группы экранных произведений, объединенные сходными чертами их внутреннего строения. В основе жанра лежит определенный тип изображения человека и окружающей среды, системы взглядов на мир. Жанр - набор сходных признаков, позволяющих объединить фильмы в родственные типы. Поначалу кино заимствовало жанровое деление у театра и литературы, но со временем стало вырабатывать саои собственные жанровые образования.

Игровое (художественное) кино создает кинематографические образы при помощи игры актеров и избирает своим предметом отношения человека и мира, общества, поэтому основная проблематика таких фильмов социаль­но-психологического плана. Игровое кино воплощается с помощью актеров по сценарию, интерпретируемому режиссером. Такие фильмы весьма популярны у зрителя, поскольку вызывают эмоции, сопереживание, эс­тетическое наслаждение. Особенности игрового фильма применительны и к мультипликацион­ному кино, однако, с акцентом на сказочность и фантазийное начало. Ему недоступна документальная достоверность, но зато иносказательность, которую содержат такие фильмы, способствует более глубокому пости­жению реальности.

Если игровые фильмы воссоздают действительность, то документаль­ное кино ее фиксирует. Собственно говоря, первыми картинами в истории киноискусства были документальные ленты. Теперь этот вид искусства широко распро­странен на телевидении, поскольку отражает хронику текущей жизни. Несмотря на то, что документалисты оперируют образами живой ре­альности, события, факты, характеры отображены, осмыслены в соответ­ствии с идеей, замыслом режиссера. Документальное кино можно разделить по содержанию и по методу создания.

Документальное кино делится на следующие жанры: хроника, киножурналы, очерки (чаще очерки-портреты), тематические фильмы. По методу создания выделяются: иконографические фильмы, где на основе архивных рукописей, му­зейных экспонатов, фотографий воссоздается историческое прошлое; перемонтаж - основой фильмов здесь являются старые ленты; хроникальные сюжеты, организующие обновленную образную структуру; событийная съемка, которая фиксирует реальность и современностьво всех ее значительных проявлениях.

Предметом научно-популярного кино является вся деятельность человека в. сфере образования, науки, воспитания, а также поиски эксперимента, открытия в этих областях. Отрасли научного кино служат различным целям: средство познания неизвестного (съемки в космосе, фиксация научных экспериментов); учебные - способствуют усвоению знаний; научно-популярные — распространяют специальные знания в среде широких масс и показывают процесс поисков непознанного, указывая на различные точки зрения исследователей той или иной проблемы.

Мультипликация (умножение) – вид кинематографа, где образы создаются оживлением неживой натуры. Делится по технике исполнения: рисованная, объемная (кукольная, пластилиновая, с использованием разных предметов), плоскостная.


Наши рекомендации