Понятие регуляции социально-психологического климата
Регуляция как функция психики. Одной из самых существенных предпосылок эффективной практической регуляции СПК является отчетливое представление руководителя, лидера или рядового члена коллектива о существе, природе и специфике данного механизма жизнедеятельности коллектива.
Прежде чем говорить о специфике регуляции внутрикол-лективных отношений с точки зрения проблемы социально-психологического климата, необходимо определить самый общий смысл этой категории.
Есть основание утверждать, что регуляция является общим свойством всей психической деятельности человека и связана с необходимостью приведения психического отражения мира человеком, его отношения к окружающей среде в наиболее полное соответствие с этой реальностью.
Характеризуя функции психических процессов применительно к деятельности человека, Б. Ф. Ломов говорил о регуляции как об универсальном механизме настраивания психической жизнедеятельности на адекватное отражение и отношение к действительности. "Роль психических процессов в деятельности, — отмечал он, — в том и состоит, что они, являясь процессами отражения действительности, обеспечивают ее регуляцию: ее адекватность предмету, средствам и условиям. Иначе говоря, основные функции психики в деятельности — когнитивная и регулятивная" [1, с. 215].
Регулятивная функция психики человека наиболее полно проявляется в его коммуникативной деятельности или в акте общения. Здесь она выступает одновременно как функция саморегуляции и как функция регулятивного влияния на других. В условиях общения регулятивная функция психики проявляется специфическим образом. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а вместе с тем испытывать регуляционные воздействия с их стороны. Во взаимной "подстройке" действий реализуется именно регуляционно-ком-муникативная функция общения [1, с. 268].
Однако указание на место механизма регуляции в общей структуре психической деятельности, в частности коммуникативной, не снимает актуальности вопроса о специфическом смысловом значении этого понятия применительно к представлению о регуляции социально-психологического климата коллектива.
Такое представление предполагает соотнесение понятия регуляция с другими социально-психологическими понятиями и категориями — такими, например, как "факторы СПК", "формирование и моделирование СПК", "манипуляция", "саморегуляция" и целым рядом других. Поскольку понятие регуляции СПК коллектива относится к разряду детерминант или факторов групповой жизнедеятельности, то вполне логично начать с выяснения тех отношений, которые существуют между этими понятиями.
Факторы — это вся совокупность детерминант, так или иначе влияющих на состояние климата коллектива, независимо от того, осознают или не осознают это его члены. В числе этих факторов как объективные обстоятельства жизнедеятельности коллектива — экономические, правовые, политические, духовные, его успехи или неудачи, степень отлаженности хозяйственного механизма коллективного труда, так и жизненные обстоятельства и личные судьбы его членов.
К числу факторов СПК относятся и те действия членов коллектива, которые прямо или косвенно направлены на изменение их взаимоотношений друг к другу и труду. Именно эти действия, если они носят достаточно осознанный характер, и могут рассматриваться в качестве деятельности, направленной на регуляцию СПК. Следовательно, главное отличие деятельности по регуляции от всей совокупности других факторов, влияющих на состояние СПК, состоит в степени целеустремленности, осознанности этой деятельности.
Определение понятия регуляции СПК. Под регуляцией СПК подразумевается такой способ преднамеренного воздействия на те или иные стороны психической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменению содержания и структуры СПК в желательном и предвидимом направлении, отражающем объективную тенденцию социального развития коллектива. В этом определении существенно остановиться на нескольких моментах.
Во-первых, регуляция — это всегда определенный способ преднамеренного воздействия, предполагающего наличие социально-психологических предпосылок готовности к такому действию.
Во-вторых, не менее важно и то, что регуляция означает способность действовать не только со знанием дела, но и в направлении, которое может быть предвосхищено. Предвидение отличает регуляцию как особый способ деятельности от эксперимента: эксперимент тем интереснее, чем непредвиденнее его результат; регулятивное действие, наоборот, тем эффективнее, чем более полно может быть предопределен его результат.
Соотношение понятий регуляции и манипуляции. Практический опыт людей и целых коллективов, направленный на коррекцию человеческих взаимоотношений, достаточно многообразен. Это опыт как налаживания, улучшения, так и обострения отношений. Это опыт, за которым стоит та или иная степень осознания связи самого действия и его эффекта.
Следует различать при этом действие, нацеленное на достижение общего положительного эффекта, на оздоровление климата коллектива и развитие личности его членов, от тех действий, также нацеленных на изменение отношений между людьми, которые преследуют узко корыстные цели и интересы.
Такие действия могут обеспечивать успех, повышение престижа, авторитета, морального и социального статуса одним индивидам за счет несправедливого унижения, морального ущемления и нравственного подавления других. Подобные действия, относящиеся также к разряду факторов, регулирующих взаимоотношения в коллективе, получили название методов манипуляции.
Манипуляция — это такое воздействие, которое рассчитано на достижение эффекта в интересах манипуляторов. Манипулятор, в свою очередь, или не способен, или преднамеренно не считает нужным рассматривать тех людей, на которых рассчитано его влияние, в качестве равноправных и достойных уважения и внимания партнеров по общению.
Естественно, что такая позиция того или иного руководителя или спонтанного, неинституционального лидера коллектива рано или поздно, прямо или косвенно оборачивается негативным нравственно-психологическим эффектом как по отношению к тому, на кого направлено его воздействие, так и применительно к статусу, авторитету данного руководителя или лидера.
Действие, рассчитанное на безучастное отношение объекта воздействия, ориентированное на него лишь как пассивный и безликий предмет, рано или поздно неизбежно придет в противоречие с подлинными интересами последнего как реальной личности.
Не случайно манипуляция — это такой способ воздействия, который чаще всего осуществляется в ущерб интересам того, на кого это действие направлено. Реальным носителем такого опыта воздействия достаточно часто поэтому оказывается фигура изощренного интригана, умеющего в своих интересах сталкивать между собой людей и извлекать из этого выгоду для себя.
Манипуляция человеческими отношениями, разумеется, не тождественна научно обоснованным методам регуляции климата коллектива. Даже в тех случаях, когда манипуляция внешне носит достаточно безобидный характер и даже снимает напряженность в отношениях между людьми, она остается искусственным приемом, чуждым интересам развития подлинной коллективности и интересам полнокровного развития человека как личности и неповторимой индивидуальности.
Регуляция и саморегуляция. Наиболее полной альтернативой манипуляции является такой способ регуляции жизнедеятельности и СПК коллектива, который основан на максимально активном участии в этом процессе всех его членов. В таком случае принято говорить уже не просто о регуляции, а о саморегуляции коллективной жизнедеятельности. Естественно при этом, что понятия регуляции и саморегуляции не тождественны друг другу.
Понятие саморегуляции имеет смысл лишь в соотнесении с регуляцией. В таком случае регуляция выступает как определенный способ внешнего воздействия по отношению к тому процессу или состоянию, на который оно рассчитано. Такова роль эксперта, специалиста — социального психолога, не являющегося членом того коллектива, климат которого подлежит регуляции.
Деятельность же руководителя этого коллектива, ориентированная на совершенствование СПК, может рассматриваться как форма саморегуляции по сравнению с деятельностью эксперта, пришедшего из другой организации. Однако, в свою очередь, деятельность руководителя первичного коллектива, направленная на совершенствование СПК, может рассматриваться и как феномен регуляции по сравнению с деятельностью рядовых членов коллектива, идущей в том же направлении.
Общей тенденцией, отражающей смысл названных понятий в практической деятельности, является то, что регуляция отражает опыт связи практики с научной теорией и ее средствами. Саморегуляция же в ее современном состоянии отражает, как правило, тот арсенал средств, который приобретен эмпирическим, опытным путем и соответствует определенному уровню обыденного и практического сознания.
В числе обычных инструментов практического сознания представлены, например, такие способы саморегуляция СПК, как выяснение и налаживание межличностных отношении, поощрение коммуникабельных и самоизоляция излишне "герметичных" индивидов, стимуляция конструктивных типов контакта и осуждение деструктивных и т. д.
Уровень социально-психологической культуры саморегуляции СПК коллектива во многом определяется самосознанием коллектива, степенью понимания членами коллектива места, роли и специфики регуляции и саморегуляции в ряду других социально-психологических механизмов социального контроля.
Методы регуляции СПК, их специфика. Значимость СПК как фактора жизнедеятельности коллектива делает все более актуальной проблему разностороннего и надежного социального контроля этого сложного явления. В ряду важнейших инструментов такого контроля наряду с методами диагностики и прогнозирования изменений состояния СПК особое место занимают активные методы, направленные на совершенствование самой структуры и содержания СПК коллектива. Таковы по своему существу методы регуляции, моделирования и формирования СПК коллектива. В их ряду методам регуляции СПК коллектива принадлежит особая роль.
Это объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, в отличие от методов оценки (диагностики и прогнозирования) СПК, регуляция относится к ряду инструментов достаточно активного социально-психологического контроля этого явления. Во-вторых, в отличие от других, еще более активных форм социально-психологического контроля, регуляция СПК представляет собой наиболее практически доступный инструмент в деятельности руководителя коллектива.
Существенно, в-третьих, и то, что регуляция как инструмент деятельности руководителя имеет более широкий спектр практического применения, чем, например, методы моделирования и формирования СПК. Зона последних уже. Она ограничена или фазой становления коллектива (моделирование СПК), или реальными инструментальными возможностями руководителя (формирование СПК). Этим объясняется, в частности, и то обстоятельство, что проблема формирования СПК не стала пока предметом инструментального решения, но остается до сих пор лишь предметом общих теоретических подходов.
Есть основание говорить о ряде существенных аспектов регуляции СПК коллектива как прикладной практической деятельности руководителя. В их числе — методы регуляции, необходимые предпосылки ее осуществления и социально-психологическая готовность руководителя к данному виду деятельности.
В качестве предпосылок готовности руководителя к осуществлению регуляции СПК необходимо рассматривать:
— диагностику и прогнозирование социально-психологических условий жизнедеятельности коллектива;
— владение методами социально-психологического тренинга, и в первую очередь тренинга партнерских отношений [2].
В качестве эффективного инструмента регуляции СПК коллектива может рассматриваться разработанный нами и экспериментально апробированный постдиагностический тренинг-коррекция [2, с. 116—157].