Quot;История возникновения и развития инженерной психологии"

Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики. Научные истоки инженерной психологии можно отнести к 1900 г., когда немецкий психолог В. Штерн ввел в научный оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию - империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальных прибылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих.

Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции.
В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.
В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при котором некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.

Почти в это же время (1857 г.) появляется другое прикладное направление психологии – эргономика. Идеи психотехники и эргономики в России были поддержаны академиком В. М. Бехтеревым и профессором В. Н. Мясищевым. В 1957 году инженерная психология была определена как самостоятельная область исследования. Значительная роль в организации и консолидации исследовательских работ по инженерной психологии принадлежит созданной в ЛГУ в 1959 г. лаборатории индустриальной (инженерной) психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.

В своем развитии инженерная психология прошла 2 этапа:

1) на начальных этапах господствовал «машиноцентический» подход;

2) позже на первое место выходит «антропоцентрический» подход.

Ломов считал, что в схеме «человек-машина» человек рассматривается как звено особого рода: организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее им заданного результата. Главное в человеке как в субъекте труда – готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда.

В 70-х годах наметилась разработка методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно стали решаться проблемы анализа деятельности людей, осуществляющих управление, проектирование и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».
Таким образом, инженерная психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи:
1) приспособление человека к технике;
2) приспособление техники и условий труда к человеку.

Подготовить лекцию к следующей неделе, к среде.

Д.З

Особенности системы Человек-Компьютер
Психологические особенности системы Человек-компьютер
Внедрение компьютерных технологий в организации
Компьютер в деятельности психолога

Лекция № 2

Анатомо-физиологические основы физики.

1. Строение нервной системы
2. Уровни функциональной активности
3. Основные механизмы в нервной деятельности
4. Типы высшей нервной деятельности
5. Парабиоз

Строение нервной системы

Материальной основой психического выступает головной мозг, по этому большое значение в познании психики человека имеют знания по физиологии человека, головного мозга и высшей нервной деятельности.

Задачи нервной системы человека

1) Координация органов тела и физиологических систем организма.
2) Взаимодействие организма как целостной системы со средой.

Строение нервной системы

1) Первичным элементом нервной системы является нейрон - нервная клетка. Её функциями являются: проведение нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе ( Ц Н С ); проведение нервных импульсов от ЦНС органам движения и проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому.
2) Нервная система делится на центральную (головной, промежуточный и спинной мозг) и периферийную (нервная система участков всего тела и внутренних органов человека.

Часть ЦНС и периферийной, регулирующей внутренние органы и части организма, называют вегетативной нервной системой.
Другая часть нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие органов со средой, называется Анимальной нервной системой.

Строение головного мозга

Человеческий мозг состоит из 25 миллиардов нейронов, которые представляют собой серое вещество. Мозг покрыт оболочками: твердой, мягкой и паутинной (по её каналам циркулирует так называемый "ликвор", который является спинномозговой жидкостью и является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов).

Конечный мозг протянулся от затылочной до лобной кости. В нем различают два больших полушария. Он отличается от других отделов мозга наличием большого количества извилин и борозд.

Полушария различают доли (теменную, лобную, затылочную, височную), кору и подкорку.

Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое правой. Они дополняют друг друга.

Кора головного мозга это поверхностный слой толщиной в 3 мм, покрывающий полушария. Он состоит из вертикально ориентированных нервных клеток с отростками.

Функции коры головного мозга:
височная доля - слух и обоняние;
затылочная доля - зрение;
теменная - осязание и вкус;
лобная - речь, движение, сложное мышление.

Каждый нейрон (серое вещество) имеет до 10 000 контактов с другими нейронами.

Белое вещество головного мозга - это нервные волокна. Внутри полушарий мозга находятся скопления серого вещества. Его функции - передача информации.
Конечный мозг управляет всеми важными для жизни человека процессами, и нашими интеллектуальными способностями.

Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса, метоталамуса, таламуса и эпиталамуса.

Таламус - это посредник, в котором все полученные раздражения направляются в полушария мозга. Его часто называют "зрительным бугром".
Благодаря ему организм быстро приспосабливается к изменяющийся внешней среде.

Гипоталамус - это подкорковый центр, в котором происходит регуляция вегетативных функций. Он регулирует бодрствование и сон, формирует питьевое и пищевое поведение.

Задний мозг состоит из расположенного спереди моста, и находящегося позади него мозжечка. Мост имеет вид белого толстого валика. От функционирования мозжечка зависит наша координация движений.

Средний мозг - в нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.

Продолговатый мозг являет собой продолжение спинного мозга. Этот мозг отвечает за координацию движения, равновесие, регуляцию обмена веществ, кровообращение и дыхание.

Наши рекомендации