Сферы психической жизни, в которых проявляется личностный рост
Сфера упрочение эго-идентичности. Чем меньше ситуаций, когда человек не может сделать самостоятельный выбор, тем прочнее эго-идентичность. |
Сфера межличностных отношений. Предполагается, что личностный рост возникает только тогда, когда в отношениях с другими людьми человек обретает личную свободу. |
Сфера углубления интересов. Личностный рост связан с прогрессированием роста знаний и умений, которые дают чувство удовлетворения человеку от того, чем он занимается. |
Сфера гуманизации ценностей. Личностный рост происходит, когда выбор человека все больше начинает учитывать собственно человеческое измерение на основе принятия инаковости другого человека, ясного видения границ между собой и другим человеком. |
Сфера заботы. Личностный рост предполагает заботу о другом человеке, отождествляющуюся со своим благополучием, заботу о живом и неживом, то есть о природе, об окружающей среде, о культуре, об экологии как ценности, принадлежащей будущим поколениям. |
«Иди и познай себя» гласит надпись на фронтоне храма европейской цивилизации, настраивая, подготавливая человека к вхождению в храм. Мир общения можно представить себе таким храмом, пройдя через который человек познает себя в поиске близости с окружающим миром. В этом состоит сущностная сторона экологии человека как процесса гармонизации его с окружающим миром, в том числе с окружающими его людьми. В данном контексте можно говорить о ступенях личностного роста, где низшей ступенью являются взаимоотношения «на себя», промежуточной – «на дело» и высшей – «на взаимодействие».
Применительно к сфере общения первые ступени личностного роста проявляются в монологическом типе коммуникативной направленности, а высшая ступень личностного роста связана с диалогическим типом коммуникативной ориентации.
В практике общения это означает, что люди, ориентированные в отношениях «на себя», зависимые люди. Прежде всего, они зависят от своих амбиций, которые выражаются в гневе, раздражении, обиде, чувстве неудовлетворенности, страхе, беспомощности, агрессии, которые зачастую подавляются, на что тратится огромное количество психической энергии. Другой человек рассматривается не как уникальная личность, а как неодушевленный предмет, вещь, поэтому существует проблема принятия индивидуальности друг друга, готовности меняться самому и принимать изменения в партнере.
Менее зависимая модель поведения, когда мысли и чувства направлены «на дело», когда исключается эмоциональное отношение, и основу межличностных отношений составляет принцип целесообразности обмена «ты – мне, я – тебе» и полезности для дела определенной технологии поведения в соответствии с социальной ролью.
Высшая ступень личностного роста характеризуется поведенческой моделью «на взаимодействие», и в отличие от предыдущих, в которых реализуется существование по типу обладания, существует по типу бытия. Такое существование предполагает видение другого человека равноправным партнером во взаимодействии. Следует заметить, что конфликт между двумя индивидуумами часто по психологической сути является конфликтом между «иметь» и «быть» (по Э.Фромму). Многие исследователи считают, что конфликтами, как детскими болезнями, нужно переболеть, чтобы приобрести опыт общения.
Если же мысли и чувства человека направлены на взаимодействие, он готов к формированию долгосрочных отношений на основе искренности, принятия и уважения сходства и различия друг друга.
Искренность – это чувствительность к открытию в другом человеке чего-то положительного, дающего перспективу развития взаимоотношений на основе автономии, независимости и тем самым открывающего путь к сосуществованию без отчуждения.
Таким образом, личностный рост в сфере межличностных отношений проявляется на пути достижения полной автономии, что означает независимость мышления, независимость эмоций, независимость действий (поступков).
Для этого надо иметь определенный запас социальных знаний, опыт, физическую и интеллектуальную зрелость. Если человек не меняется сам и не принимает изменений в другом, личностный рост не происходит, а происходит задержка взросления. Зрелый же человек – это человек, который способен продуктивно трудиться и любить.
7.11.Компоненты нравственного выбора
1. Что будут думать (чувствовать) другие, если я поступлю так, как я хочу поступить? |
2. Какое влияние окажет мой выбор на других людей: кому принесу пользу, кому вред, что получу сам, что получат другие? |
3. Влияние ситуации (она не играет решающей роли). Переоценивая влияние обстоятельств, человек делегирует ответственность во внешнюю среду. |
4. Вклад «Я», который я вношу в решение: принимаю свои теневые стороны или только фасад. |
5.Эмоциональный компонент: что я чувствую, когда так поступаю? |
6. Влияние соответствующих установок. (Например, для верующих людей важно знать насколько поступок соответствует 10 библейским заповедям). |
7. Внесение добра в мир. (Прибавится страданий в мире или их станет меньше?). |
8. Юридические последствия поступка. (Является мой поступок криминальным или нет?). |
9. Соответствует ли мой выбор системе моих собственных этических ценностей? (Совершая выбор, переступаю через себя или действую в соответствии, в согласии с собой?). |
Нет такого человека, который бы жил изолированно от других людей. Мы все являемся частью более широкой системы: семьи, работы, круга друзей и общества в целом. Вам следует рассмотреть последствия достижения своих результатов в контексте этих более широких взаимоотношений. Возникнут ли нежелательные побочные эффекты? От чего придется отказаться или с чем новым придется смириться, чтобы достичь своего результата?
Например, возможно, что вы хотели бы иметь больше работы. Это будет забирать больше времени, так что меньше времени вы будете проводить со своей семьей. В то же время заключение большого контракта может увеличить вашу рабочую нагрузку до такой степени, что вы не сможете нормально справляться со своей работой.
Убедитесь также, что ваш результат находится в полной гармонии с вами как с цельной личностью.
Наиболее значительные и удовлетворяющие результаты достигаются путем переговоров и сотрудничества. Важно установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем. Это автоматически разрешает проблему с экологическим исходом.
Такого рода исходы могут вынудить вас пересматривать свои результаты или перейти к другому результату, который служит тому же намерению, но без нежелательных побочных явлений.
Классическим примером выбора неэкологического результата был царь Мидас, который хотел, чтобы все, чего он касался, превращалось в золото. Очень скоро он обнаружил, что столкнулся с серьезными трудностями.
Чтобы установить экологические рамки вокруг выбора результатов, проверьте последствия, которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат.
Спросите себя: «Кого еще затронет этот результат?», «Что случится, если я его получу?», «Если бы я получил его немедленно, смог ли бы я им воспользоваться?». Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: «Да, но…». Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как вы сможете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения? Если результат хорошо сформулирован, то он является достижимым, мотивирующим и обязывающим.
Установив экологические рамки вокруг выбора результатов, вы получите ключи к исцелению и целостности, которые имеют следующую формулировку:
1. Живите в настоящем, но устанавливайте цели в будущее.
2. Слушайте сигналы тела: комфортно/дискомфортно.
3. Имейте время молчания (когда вы находитесь в медитации, размышлении, слушании).
4. Не используйте токсические вещества.
5. Помогайте другим быть счастливыми.
6. Живите так, чтобы мир стал лучшим местом.
7. Если вы потерпели неудачу, подумайте, что нужно изменить в себе, чтобы быть успешнее? Каковы шансы изменить жизненную ситуацию к лучшему.
Если вам кажется, что выхода нет, скажите себе: «Выход с другой стороны». И пускайтесь в дорогу, действуйте, действуйте, действуйте! Инициатива рождает результат, как зерно пшеницы рождает хлеб.
И, наконец, не следует забывать, что плодоносит посеянное на добрую почву, а зерно, брошенное в терние, бывает бесплодно. Пусть же психология делового общения научит каждого из нас плодотворной работе, прежде всего, над самим собою. И это есть путь к успеху в любой сфере деятельности, ибо в каждой неудаче уже заложен урок совершенствования:
Вопросы для обсуждения
1. Принцип обладания и принцип бытия в сфере знания.
2. Процесс обучения как предпосылка развития профессионально важных качеств личности студента.
3. Объекты планирования в процессе саморегуляции и самоуправления.
4. Процедуры структуризации целей в самоменеджменте.
5. Взаимосвязь процедур планирования в самоменеджменте.
6. Приоритеты очередности выполнения дел.
7. Управление собственной деятельностью с использованием времени.
8. Содержание и преимущества самоменеджмента.
9. Самоменеджмент как предпосылка развития профессионально важных качеств личности.
10. Роль самооценки в структуре профессионального
самосознания (самопонимания).
11. Успех как компонент профессионального
самосознания.
12. Особенности рыночного типа поведения и
преуспевания в бизнесе.
13.Коммуникативная компетентность как составная часть понятия профессионализм в предпринимательской деятельности.
14. Проявление и развитие личности в общении.
15. Степень коммуникативной компетенции и ступени личностного роста.
16. Критерии личностного роста в различных сферах психической жизни.
17. Компоненты нравственного выбора.
18. Экологические рамки вокруг выбора результатов.
Тематика творческих работ
1. «Круглый стол» на тему: «Спроси меня, кто я, или как использовать свои потенциальные возможности»
2. «Круглый стол» на тему: «Постигать мир, или что значит быть успешным».
3. Интерактивная презентация проблемы: «План личного роста и самоменеджмент».
4. Семинар-тренинг личностного роста «Поверь в себя – ты талантлив».
ГЛАВА 8
КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ