Подходы к трактовке интеллекта. Тестология
В переводе с латинского – воспринимать, понимать, мыслить.
Впервые об интеллектуальных различиях говорил Ф.Гальтон (19-20 век). Он считал, что талант наследуем и что различия в интеллекте можно измерить. Он измерял различные виды чувствительности и пытался сделать выводы об интеллекте, приписывая ему природную онову.
1905 г.
Французские психологи Симон и Бине создали первый тест интеллекта, разработав батарею тестовых заданий и распределив их по годам (возрасту) Предложили показатель IQ (коэффициент интеллекта)
IQ=умственный возраст/хронологический возраст * 100%
Если IQ > 100%, то интеллект развит хорошо.
В современной науке интеллект рассматривается как:
– Общая способность к познанию и решению проблем (определчяет успешность деятельности)
– Совокупность всех познавательных способностей (ощущения, восприятие, память. Мышление)
– Способность к обучению
– Способность выделить главное, существенное
– Приспосабливаться к новой среде
– Способность к оперированию абстрактными символами, отношениями
В отечественной психологии Голубева, Теплов, Небылицын под интеллектом понимают общие способности и их психофизиологические задатки.
Проблема изучения интеллекта:
Долгое время понятие интеллекта прорабатывалось в рамках тестологии на Западе. Под интеллектом понималось то, что измеряют тесты интеллекта.
Существуют 2 основные линии в исследовании интеллекта (трактовки природы интеллекта)
Монофакторная модель | Интеллект как множество умственных способностей |
Спирмен: наличие единойц способности (фактор G) – сущность интеллекта, умственная энергия, которая наследуется. Выделил так же специфический фактор –S , который играет роль при выполнении конкретной, специфической деятельности. | Терстоун: выделил 7 первичных умственных способностей: · Пространственные способности · Вычислительный интеллект · Способности восприятия · Вербальное понимание · Беглость речи · Память · Логическое рассуждение В результате можно выделить профиль уровня развития первичных способностей. |
Кеттелл: Интеллектуальные различия зависят от чего-то общего. 2 стороны G фактора: · кристаллизованный интеллект – результат образования и различных влияний культуры, ЗУН, приобретенные в процессе обучения. · текучий интеллект – то, что дают человеку гены; устанавливает верхние границы способностей. | Гилфорд: Можно выделить 3 измерения для рассмотрения способностей: · Содержание материала (буквы, цыфры, значения слов и пр.) · Тип умственных операций (оценка, память и пр.) · Конечный продукт, результат (единицы объектов, классы) В результате можно каждую умственную способность рассмотреть по этим критериям (запоминание ряда цифр и пр.) Всего выделил 120 таких способностей. |
В настоящее время тесты подвергаются критике т.к. они измеряют не интеллект, а знания человека. Поэтому были созданы тесты, свободные от культур (задания даны в невербальной ворме)
Сткрнберг выделил 3 формы интеллектуального поведения ( в результате опроса большого количества человек)
ü Вербальный интеллект ( запас слов, беглость чтения, эрудиция, умение понимать прочитанное)
ü Способность решать проблемы ( принимать решения, строить планы)
ü Практическая форма интеллекта
Компоненты интеллектуального действия:
1. Понимание сущности проблемы
2. Выбор стратегии решения задачи (зависит от опыта, уровня развития способностей)
3. Способность распределять свои умственные ресурсы (темп деятельности, стиль, особенности Н.С.)
( все это необходимо для успешного решения проблем)
4. контроль за процессом решения
5. способность справиться с новизной (ЗБР по Выготскому)
6. способность к автоматизированной обработке информации
Интеллект – сложное комплексное понятие, объединяющее способность человека к суждению, умозаключению, выделению главного, второстепенного, накоплению знаний, практическому применению их, творчество.
Патология интеллекта (слабоумие) : врожденная (олигофрения ) или приобретенное (деменция)