Основной парадокс мышления
Психика и в первую очередь мышление необходимы прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся существенные условия жизни и деятельности. В силу своей постоянной изменчивости и вариабельности эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным.
Таким образом, в процессе поисков и открытия существенно нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем?!
Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать? (Или иначе: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать?)
Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления – противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса. Рассмотрим сперва исходные стадии этого процесса. Мышление берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед. Иначе говоря, возникает, часто совсем неожиданно, что-то неясное, неизвестное, тревожащее. Например, летчик ведет самолет и вдруг замечает какой-то посторонний, неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть суть начавшихся неожиданных изменений. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.
В интересах педагогической практики очень существенно различать по крайней мере два основных типа проблемных ситуаций.
Первый тип характеризуется тем, что человек не может не заметить возникающую в ходе его деятельности проблемную ситуацию.
Приведем простейший пример (из экспериментов А. М. Матюшкина). Младшие школьники, еще не знающие, что сумма внутренних углов треугольника равна 180°, но уже умеющие строить на чертеже углы заданной величины, получают задания построить треугольники с углами строго определенных размеров. Сначала преподаватель подбирает такие величины, чтобы в сумме они составляли 180°, и в этом случае учащиеся успешно выполняют задания. Однако затем учитель специально предлагает такие углы, сумма которых больше или меньше 180°. Теперь – неожиданно для школьников – все их попытки построить заданные треугольники оканчиваются неудачей. Так по ходу их деятельности закономерно возникает проблемная ситуация, означающая, что они натолкнулись на явное, но пока непонятное препятствие, затрудняющее их дальнейшие действия.
Эта явная для учащихся проблемная ситуация (назовем ее очевидной) содержит в себе ярко выраженное противоречие между желанием и невозможностью продолжать прежние действия. Тем самым она составляет необходимые начальные, исходные условия для мышления: она закономерно побуждает к тому, чтобы разрешить возникшее противоречие, т.е. прежде всего осмыслить причины начавшихся неудач в осуществлении определенной деятельности. Самая сильная мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации, например, этого типа. В результате у человека возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся.
На благодатном фоне столь ярко выраженного познавательного мотива особенно глубоко усваивается школьниками новая и теперь действительно нужная для них теорема о сумме внутренних углов треугольника. Это новое математическое знание удовлетворяет их потребность в получении ясного ответа на естественно возникший у них вопрос и в итоге помогает разрешить противоречие, лежащее в основе познавательной мотивации. Таков первый (и наиболее простой) тип проблемных ситуаций, дающих начало мыслительному процессу.
Ко второму типу относятся проблемные ситуации неочевидные, т.е. такие, которые, возникая по ходу определенной (прежде всего познавательной) деятельности, могут остаться незамеченными. Например, читая и перечитывая тот или иной текст (статьи, книги, письма), человек долго не замечает формально-логических противоречий в тех мыслях, своих или чужих, которые имеются в этом тексте.
В качестве иллюстрации приведем несколько фактов (из экспериментов советского психолога Н. Л. Элиава).
Испытуемым предлагалось два варианта одного и того же текста с пропущенными в некоторых словах буквами. Вставляя соответствующие буквы, испытуемый мог прочитать два разных рассказа – об орле или об осле. Первый вариант рассказа начинался так: «Летал орел, летал он среди горных туч и скал. Потом взлетел...» Второй вариант рассказа начинался иначе: «Лежал осел, лежал он среди сорных куч и спал. Потом взревел...» Но, как уже говорилось, испытуемые получали текст с пропусками некоторых букв: «Ле-ал о-ел, ле-ал он среди -орных -уч и с-ал. Потом вз-е-ел...».
Если испытуемый начинал истолковывать первую часть рассказа «в контексте орла», то затем он получал (уже без пропусков букв) совсем другое продолжение рассказа, составленное «в контексте осла», т.е. противоречащее его версии текста («Взмахнул хвостом, навострил уши; заорал, что было мочи...»). И наоборот. В итоге оказалось что из 33 испытуемых почти треть не заметила противоречия между началом и концом текста. Тем самым для них не возникла проблемная ситуация, дающая начало новому этапу всего их мыслительного процесса, направленного на выявление и «снятие» этого противоречия. Остальные испытуемые в разной степени сумели выявить противоречивость разных частей текста.
Итак, задача появляется из проблемной ситуации любого типа, тесно связана с ней, но существенно отличается от нее. Проблемная ситуация – это довольно смутное, еще не очень ясное, малоосознанное впечатление или переживание, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». В такого рода проблемных ситуациях и берет начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова.
Возникновение задачи – в отличие от проблемной ситуации – означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и искомое (неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи. Например, в обычной школьной задаче более или менее четко фиксированы ее исходные условия (что непосредственно дано) и требование, вопрос (что требуется доказать, найти, определить, вычислить, построить). Следовательно, условия и требование задачи составляют изначально данный, заранее известный отправной пункт, с которого начинается последующий мыслительный процесс решения. Тем самым в порядке лишь первого приближения и совсем предварительно намечается искомое, (неизвестное), поиски и нахождение которого дают в результате решение задачи.
Таким образом, возникновение проблемной ситуации и ее последующее преобразование в исходную задачу характеризуют начальные стадии в формировании мыслительного процесса. Когда этот процесс только начинается, естественно, еще отсутствуют последующие, особенно конечные, заключительные его стадии, еще нет и не может быть конечной ситуации мышления. Начиная мыслительную деятельность по решению той или иной задачи, человек не знает и не может знать, каким будет искомое, пока неизвестное решение, какие свойства и отношения познаваемого объекта необходимо открыть, какие способы действия, умственные операции надо сформировать и т. д. Иначе говоря, начало мышления уже есть, а «конца» его еще нет, поскольку отсутствует конечная ситуация мышления. Это соотношение между уже наличной исходной стадией мышления (проблемная ситуация и первоначальная, формулировка задачи) и отсутствующей конечной его стадией довольно отчетливо выступает в том парадоксе древнегреческих философов, о котором говорилось выше (если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если не знаю, что я ищу, то как же я могу искать?). В этом парадоксе резко, хотя и не вполне точно ставится очень важная проблема мышления: как можно искать, открывать, создавать то, что по крайней мере вначале является неизвестным.
Такая постановка проблемы необходима, но недостаточно адекватна потому, что она явно или неявно исходит из закона «всё или ничего»: либо я вначале вообще ничего не знаю об искомом и тогда, действительно, поиски невозможны; либо я уже знаю о нем всё, и тогда просто нечего искать. На самом же деле здесь неприменим закон «всё или ничего».
Верно, конечно, что в начале мыслительного процесса, на его первой, исходной стадии еще нет и не может быть конечной ситуации, искомого и полного ответа на главный вопрос задачи. В этом, как мы видели, и заключается основная трудность мышления. Однако неверно, что уже на первой стадии мыслительного процесса вовсе отсутствуют какие бы то ни было подступы или намеки, позволяющие начать поиски будущего пока неизвестного и потому гипотетического решения задачи. Если бы вначале об искомом вообще ничего не было известно, то мышление протекало бы в виде хаотических, совершенно случайных, бессмысленных и слепых проб, выполняемых наугад (например, по типу бросания жребия, т.е. по существу беспричинно, недетерминированно).
Все основные и исходные факты, полученные с помощью многочисленных психологических экспериментов и наблюдений и потому вполне объективно характеризующие мышление, убедительно свидетельствуют о том, что мыслительная деятельность осуществляется целенаправленно, а не в форме случайных поисков. Как же разрешается тогда явное противоречие между изначальным отсутствием конечной ситуации мышления (казалось бы, обрекающим человека лишь на хаотический, чисто случайный поиск) и детерминированным, целенаправленным характером любой, в том числе познавательной деятельности?
Это основное противоречие, лишь отчасти зафиксированное вышеупомянутым парадоксом древнегреческих философов, более или менее успешно разрешается прежде всего благодаря тому, что в процессе мышления и посредством мышления человек всегда (хотя бы в минимальной степени, совсем приблизительно и предварительно) начинает предвосхищать будущее, еще неизвестное и потому искомое решение задачи или проблемы. Мышление как процесс, в ходе которого все более полно формируется такое предвосхищение искомого, и есть конкретная форма последовательного разрешения указанного противоречия.
Для того чтобы лучше уяснить основные механизмы мыслительного процесса, рассмотрим следующие три различные точки зрения на мысленное предвосхищение неизвестного, искомого решения задачи, которые высказываются в науке.
Первая точка зрения основана на том, что каждая предыдущая стадия («шаг») познавательного процесса дает начало непосредственно следующей за ней (например, в ходе программированного обучения). Такой тезис, на наш взгляд, правилен, но недостаточен. На самом деле в ходе мышления осуществляется хотя бы минимальное предвосхищение искомого больше, чем на один «шаг» вперед. Поэтому нельзя сводить все только к взаимосвязи между предыдущим и непосредственно следующим за ним этапами. Иначе говоря, нельзя преуменьшать, недооценивать степень и объем мысленного предвосхищения в ходе решения задачи.
Вторая точка зрения, напротив, преувеличивает, абсолютизирует, переоценивает момент предвосхищения еще неизвестного решения, т.е. не выявленного и еще не достигнутого в ходе мышления результата. Предвосхищение – всего лишь частичное и приблизительное – сразу превращается здесь в готовое и полное определение такого результата (решения).
Ошибочность этой, точки зрения можно показать на следующем примере. Ученик ищет решение трудной задачи, которого он, естественно, еще не знает и сможет найти лишь в конце, в итоге мыслительного процесса. Учитель, который уже знает решение, начинает помогать ученику. Опытный педагог никогда не станет подсказывать сразу весь ход решения; он будет давать школьнику постепенно и по мере надобности лишь небольшие подсказки, с тем, чтобы основную часть работы тот выполнял сам. Только так можно формировать и развивать самостоятельное мышление учащихся. Если же сразу подсказать основной путь решения, сообщить будущий результат мышления, то это лишь заторомозит развитие мыслительной деятельности ученика. Когда он заранее знает весь ход решения от первого до последнего этапа, его мышление либо вообще не работает, либо работает очень пассивно. Учащиеся нуждаются в квалифицированной помощи педагога, но эта помощь не должна устранять их мышление, подменяя процесс заранее данным, готовым результатом.
Таким образом, обе рассмотренные точки зрения признают мысленное предвосхищение в процессе поисков неизвестного, хотя первая из них недооценивает, а вторая преувеличивает роль такого предвосхищения. Третья же точка зрения отрицает предвосхищение в ходе решения задачи.
Эта последняя точка зрения получила очень широкое распространение в связи с развитием кибернетического подхода к мышлению. Она состоит в следующем: по ходу мыслительного процесса, надо перебрать подряд (вспомнить, учесть, попытаться использовать) один за другим все, многие или некоторые признаки соответствующего объекта, связанные с ним общие положения, теоремы, варианты и в результате выбрать из них лишь необходимое для решения. Например, если в исходных условиях задачи указан параллелограмм, то в процессе обдумывания задачи надо вспомнить, перебрать все подряд свойства этого объекта и попытаться использовать для решения каждое из них по очереди. В конце концов какое-нибудь, быть может, и окажется подходящим для данного случая.
На самом же деле, как показали специальные психологические эксперименты, мышление никогда не работает по способу такого слепого, случайного, механическогo перебора всех или некоторых возможных вариантов решения. По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак познаваемого объекта будет вычленен, проанализирован и, обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично, какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. В этом проявляется направленность, избирательность, детерминированность мышления.
Следовательно, хотя бы минимальное, самое приблизительное и совсем предварительное предвосхищение неизвестного, искомого решения задачи в процессе его поисков делает излишним слепой, механический перебор всех подряд или многих свойств познаваемого объекта. И, наоборот, в тех случаях, когда такого предвосхищения нет, механический перебор становится неизбежным.
Именно по принципу перебора работают современные кибернетические, якобы «думающие» машины. В программах этих машин заранее заложены, как мы видели, основные варианты и способы решения возможного класса задач, так что в каждом отдельном случае выбор нужного варианта осуществляется путем механического перебора всех имеющихся.
Кибернетические машины работают совсем по-другому принципу, чем человеческое мышление. Следовательно, такие машины не моделируют и не воспроизводят мышление человека, хотя с их помощью он может решать многие сложные задачи. Тем более важно выяснить, ках осуществляет человек мысленное предвосхищение неизвестного в ходе своей познавательной деятельности. Это одна из центральных проблем психологии мышления.