Сравнительный анализ основных зарубежных психологических теорий развития
В пс.теории не умолк споры о доминир. опред. условий в пс. разв-и чел-ка.
В биогенетич теориях доминир усл в пс раз-и счит. биолог условия (генотип опр раз-е чел-ка, а соц усл-я способств либо препятств пс раз-ю. В социоген теор определ роль отвод соц усл-ям и особ обуч-ю и восп-ю. Биол-е усл -задатки, кот можно развить. Была разработ теория конвергенции (Г. Штерн и другие) – псих. разв-е в равной мере опред. как биолог., так и соц. усл. Развиваются психологич теории разв-я - определ в разв-и явл адекватн воспр-е, понимание, осознан и переживан чел-ком биолог и соц условий.
Возр псих-я и пс разв-я с позиции пс подхода рассматр вопросы о том, как управлять собств пережив и помогать другим людям справл со своими переживаниями.
Согласно З. Фрейду психическое развитие человека определяется способом проявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Стадии:оральная (от рождения до 1 года). Удовл либидо достиг за счет контакта рта во время сосания, покус или жев. Фикс на этой стадии впосл приводит к возник таких «пороков», как кур-е, гурманство, словесная агрессивность, разл виды зависимости;анальная (от 1 года до 2 лет).-источн удовлет либидо в анальн обл. Фикс-я - как пунктуальность, скупость, чрезм чистопл, упрямство и т.п.;фаллическая стадия (от 2 до 5 лет) -обнаруж особ-ти разл пол.органов у мальч. и девочек. Эдипов комплекс ( у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). латентный (5 – 11 лет)- снижен актив-ти, связанной с либидо. На первом плане у ребенка обучение, социализация, усвоение различных форм поведения, свойственных данному полу; генитальная (половое созревание). Подростки обоего пола поиск пол.о удовлетв. с лицами противоп. пола.
Анна Фрейд раздел личн-ть на ее устойч. составн части: бессознат, или "Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть делит на секс. и агресс. составл.(психоан.закон биполярн-ти). Развитие секс. инстинкта определ. последов. либидонознх фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность) - оральная стадия. разрушение и жестокость (проявление анального садизма) - анальная стадия; властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии) - фаллическая стадия;дисоциальные начала - предпубертат и пубертатная стадии.
А. Фрейд рассм. детское разв-е как процесс постеп. социализ. реб-ка, подчин. закону перехода от принц. удов-я к принц. реал-ти.
Быстрее всего развив. то, что больше всего нрав. матери, и что ею оживлен всего приветств; процесс разв-я замедл. там, где она остается равнодушн или скрыв свое одобрение.
Э. Эриксон- раз-е зависит как от достигн. уровня психомот. разв-я индивида, так и от общ дух атмосф общ-ва, в кот этот индивид живет. Задача млад. возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Ран. возр. - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собств незав-ть и самост-ть.
Игров возр-т – разв-е активн инициатив и пережив чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Период обуч в школе - формир трудолюб и умения обращ с оруд труда, чему противост осозн-е собств неумелости и бесполезности. Подростк. и ран. юношес. возр- задача первого цельного осозн себя и места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я"-диффузия идентичности.Конец юности и нач. зрел-и - поиск спутника жизни и установ близк друж связей, преодолев чувство одиноч-ва. Зрел. период - борьба творч сил человека против косности и застоя. Период старости – становл. оконч. цельного представл о себе, своем жизн. пути в противовес возможн разочаров в жизни и нараст отчаянию.
Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой - ранннее млад(от рожд 1 года)формируется доверие либо недоверие к людям. Позд.мл-во (1-3) – самост-ть, уверен в себе либо сомнения в себе и гипертроф чувство стыда. Ранн дет-во (от 3 до 5 лет) – активн. либо пассивн. Средн детство ( 5 до11) - проявл трудолюб либо чувство собств неполноц.
Пол.зрел. подр и юноши (11 – 12)-2 линии разв-я – жизн самоопред или путаница ролей.
Ранняя взросл(20 – 45)- формир.2 линий – близость к людям либо изоляция от них. Средн взросл(45 – 60) - творчество либо застой. Позд взрослость (свыше 60 лет) альтернатива новообразований – полнота жизни или отчаяние.
Человек переживает восемь психосоциальных кризисов. Самое главное развитие до 5 лет. Может быть фиксация. В концепции рассматриваются эмоциональные и социальные стороны личности, охватывается весь жизненный путь; содержание процесса развития – внутренняя переработка конфликтов, свойственных каждой фазе.
Стадии психического развития по Э. Эриксону: От 0 до 8-10 месяцев Характеризуется: доверие или недоверие (если не удовлетворяются потребности). От 8-10 месяцев до 3 лет. Формируется автономия или зависимость и стыд или сомнение. 4-5 лет. Формируется инициатива или чувство вины (осуждение себя и своего поступка). От 6 до 11 лет. Формируется чувство своей ценности или малоценности. Период юношества. Формируется идентичность или размытость идентичности (путаница ролей – ролевая неопределенность). От 18 до 25 лет. Формируется интимность и солидарность или изоляция (близость или одиночество). От 25 до 45 лет. Формируется творческое начало или самоедство (стабильность, самополноценность). После 40 лет. Целостность или раздвоенность (поиск смысла или бессмыслие).
Когнитивн. теории. Проблему периодизац в псих разв-и не обошел Жан Пиаже. Предметом его теории является когнит (познавательное) развитие. Рассматр детство и юность. Движ силы разв-я аккомодация (подчинен себя внешн среде) и ассимиляция – приспособл среды, объекта к себе. Псих разв-е он сводил к разв-ю интеллекта. Ж.Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторная(0- 2 лет). В основе повед. р-ка простейшие рефлекторные действия. Вступая во взаимодействия с конкретными предметами, ребенок изучает их свойства, и познавательная активность увелич., формир первые умств представл о разл предметах.дооперациональная (2-7). Содержание интелл. разв-я на этом периоде связано с активн разв-ем речи ребенка. Овладевая речью, ребенок получает возможность заменять отсутст предметы, события, отношения и этим создает условия для построения простейших умственных заключений; стадия конкретных операций (7 – 11 л) - дети активно начин использ логич построен, опираясь на объекты, кот. реб-ком воспр в данный момент;стадия формальных операций (11 – 15). Реб-к способен мыслить вне конкр привязанности к объектам, данным в непоср воспр., может решать логические задачи, создавать образы, идеалы, понимать метафоры и т.д. Способность мыслить логически существенно влияет не развитие самосознания.
По Л.Кольбергу: доконвенциональный включает две стадии: ориентацию на наказание; ориентацию на поощрение. Конвенциональный уровень включает в себя: ориентацию на образец "хорошего мальчика", "хорошей девочки"; ориентация на авторитет. Постконвенциональный уровень характеризуется: ориентацией на общественный договор; ориентацией на общечеловеческие принципы, нравственные нормы.
Бихевиоризм: разв-е психики происх при жизни реб-ка и завис в основн от соц. окруж. Главн внимание при исследовании детского разв-я уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образов связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда - непосредств физич окруже реб-ка, как обстановка, складывающ из конкр жизн ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, которые могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития. Уотсон -приоритетная сила воздейств окруж-я на формир определ, строго заданной модели поведения у всех людей. Из дюжины норм, здоров младенц при направл организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением, или каждого сделать специалистом в отдельной области — врачом, торговцем или вором. Уотсон наметил некоторые условия, которые помогут воспитать физич и псих здоровых детей - жестк режим дня, налич спец комнаты для ребенка, в кот можно было бы оградить от воздействия неподход стимулов, а также о дозиров-ти в проявл нежности и любви по отнош к реб-ку.
Бихевиоризм и теории социального научения
В начале XX века американские психологи приступили к созданию науки «о человеческом поведении». Их интересовали внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам. Бихевиоризм (от англ. «behaviour» - поведение) наука о поведении человека.
Поведенческие теории в работах Ивана Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследованиях Джона Уотсона. Философской основой этих теорий является концепция английского философа Дж. Локка, который сформулировал представление о сознании ребёнка при рождении как «чистой доске» и утверждал, что его поведение, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды.
Беррес Скиннер настаивал на том, что научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой.
Он полагал, что главное - оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В .зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги). Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления. Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р.Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Гум психол-я выступ против построен психол по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Гуманистич направление связано с философией экзистенциализма, в центре внимания которой стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами. Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека.
Абрахам Маслоу особое значение придавал присущей каждому человеку врождённой потребности в самоактуализации - полном развитии своего потенциала. В основе лежат физиологические потребности (пища, одежда), уровнем выше находятся потребность в безопасности (защищённость), потребность в принадлежности (общаться, любить и чувствовать себя любимым), потребность в уважении к себе (положительные реакции окружающих). Вершиной иерархии потребностей является готовность полностью реализовать свой потенциал. Карл Роджерс - ядро характера человека составляют положительные, здоровые импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Роджерса интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. Он обнаружил, что максимальный личностный рост человека происходит при позитивном отношении к нему. Эти теории оказали существенное влияние на консультирование, способствовали распространению методов воспитания, основанных на уважении к уникальности каждого ребёнка и направленных на гуманизацию межличностных отношений.