Эмпирическое исследование профессионального стресса и его влияния на психическое здоровье.

Исследования состояло из нескольких этапов. Первым этапом было изучение уровня профессионального стресса. После чего шел этап определения уровня психического здоровья персонала по нескольким показателям, а именно:
- уровень невротизации
- алекситимический тип
- уровень депрессии.

Дальше, с помощью методов математической статистики, определялась связь между уровнем профессионального стресса и вышеназванными показателями психологического здоровья.

Каждому обследуемому присвоен номер, который сохраняется за ним в каждой методике.

2.1 Эмпирическое исследование профессионального стресса.

Уровень профессионального стресса изучался с помощью «шкалы профессионального стресса Д. Фонтана. Результаты исследования приведены в таблице ниже:

Пол Количество баллов Уровень
М Повышенный
М Умеренный
М Низкий
Ж Умеренный
Ж Высокий
М Умеренный
М Повышенный
М Низкий
М Повышенный
Ж Низкий
Ж Высокий
М Умеренный
М Низкий
М Низкий
М Высокий
М Низкий

Таблица 1 «Уровень профессионального стресса»

Из данных таблицы:

1. У 38% обследованных (6 человек) наблюдается уровень профессионального стресса, превышающий средние показатели.

2. У 62% обследованных (10 человек) уровень профессионального стресса не превышает средних показателей.

2.2 Определение уровня психического здоровья.

Следующий этап состоял в определении уровня психологического здоровья по следующим показателям:

- уровень невротизации

- алекситимический тип

- уровень депрессии.

Результаты в таблицах ниже:

Пол Количество баллов Уровень
М +27 Высокий
М +11 Повышенный
М -43 Очень низкий
Ж -5 Неопределенный
Ж -43 Высокий
М -18 Пониженный
М +12 Повышенный
М -36 Низкий
М +19 Повышенный
Ж -47 Низкий
Ж +53 Высокий
М -16 Пониженный
М -27 Низкий
М -36 Низкий
М +24 Высокий
М +7 Неопределенный

Таблица 2 «Уровень Невротизации»

По данным таблицы:

1. У 44% обследованных (7 человек) уровень невротизации соответствует «повышенному» и «высокому», это значение чуть больше чем у уровня профессионального стресса.

2. У 44% обследованных (7 человек) уровень невротизации не превышает средних значений.

3. У 12% обследованных (2 человека) уровень невротизации по итогам прохождения обследования определить не удалось.

Пол Количество баллов Тип    
М Не алекситимический
М Промежуточная степень
М Алекситимический
Ж Промежуточная степень
Ж Алекситимический
М Промежуточная степень
М Алекситимический
М Не алекситимический
М Промежуточная степень
Ж Не алекситимический
Ж Алекситимический
М Не алекситимический
М Не алекситимический
М Не алекситимический
М Алекситимический
  М Промежуточная степень
           

Таблица 3 «Шкала Алекситимии»

По данным таблицы «шкала Алекситимии» следует:

1. У 31% обследуемых (5 человек) выявлен алекситимический тип личности

2. У 31% обследуемых (5 человек) показали промежуточные степени результатов

3. У 38% обследуемых (6 человек) выявлен не алекситимический тип личности.

Пол Количество баллов Уровень депрессии
М Легкая
М Минимальный
М Минимальный
Ж Легкая
Ж Выраженная
М Легкая
М Умеренная
М Минимальный
М Легкая
Ж Умеренный
Ж Выраженная
М Умеренная
М Отсутствует
М Легкая
М Выраженная
М Отсутствует

Таблица 4 «шкала депрессии»

1. У 38% обследованных (6 человек) наблюдается уровень депрессии «умеренный» и «выраженный»

2. У 62% обследованных (10 человек) уровень депрессии либо отсутствует либо минимален.

Имея данные исследования уровня профессионального стресса и психического здоровья можно найти связь между ними.

2.3 Установление связи между уровнем профессионального стресса и психического здоровья.

Для установления связи между уровнем профессионального стресса и уровнем психического здоровья мною был применен метод математической статистики в психологии, а именно коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:

1) Сопоставать каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).

2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.

3) Возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты.

4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:.

Эмпирическое исследование профессионального стресса и его влияния на психическое здоровье. - student2.ru

где Эмпирическое исследование профессионального стресса и его влияния на психическое здоровье. - student2.ru - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

Далее в таблицах будут показаны взаимоотношения профессионального стресса и психического здоровья по заданным параметрам (уровень невротизации, алекситимический тип, уровень депрессии)

Критические значения для выборки из 16 человек составляют:

rкр= 0.50 (p ≤ 0.5)

rкр= 0.64 (p ≤ 0.01)

Если полученные эмпирические значения окажутся меньше, чем критические значения, значит, нам не удастся доказать, что данные показатели имеют связь.

Первая таблица показывает отношение профессионального стресса и невротизации

  № Переменная А Переменная Б d (ранг А – ранг Б)   d2
Индивидуальные значения Ранг Индивидуальные значения Ранг
+27 -4
+11 -1
-43 2.5 -0.5 0.25
7.5 -5 -1.5 2.25
-43 2.5 12.5 156.25
-18
+12
-36 4.5 -0.5 0.25
+19
5.5 -47 4.5 20.25
+53
7.5 -16 -0.5 0.25
-27 -4
5.5 -36 4.5
+24
+7 -9
                 

Таблица 5

rэ= 0.55 (p < 0.05) , для профессионального стресса и невротизации, что доказывает прямую связь между ними.

Далее следует таблица для коэффициента ранговой корреляции Спирмена для профессионального стресса и алекситимии

  № Переменная А Переменная Б d (ранг А – ранг Б)   d2
Индивидуальные значения Ранг Индивидуальные значения Ранг
2.5 8.5 72.25
-9
7.5 7.5
-1
7.5 1.5 2.25
-1
5.5 4.5 20.25
7.5 1.5 2.25
2.5 -0.5 0.25
5.5 0.5 0.25
-10
                 

Таблица 6.

rэ = 0.58 (P < 0.05), что так же доказывает связь между профессиональным стрессом и алекситимией.

Следующая таблица для профессионального стресса и уровня депрессии:

  № Переменная А Переменная Б d (ранг А – ранг Б)   d2
Индивидуальные значения Ранг Индивидуальные значения Ранг
7.5 -1,5 2,25
-2
5.5 -6,5 42,25
7.5 -5,5 30,25
5.5 1,5 2,25
-1
                 

Таблица 7.

rэ = 0.78 (p < 0.001), что соответственно показывает взаимосвязь между уровнем профессионального стресса и уровнем депрессии.

Полученные данные показывают наличие тесной связи между уровнем профессионального стресса и психическим здоровьем персонала данного предприятия.

В качестве профилактики руководству предприятия предлагаются следующие способы:

Информирование работников. Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска – один из способов его профилактики. Например, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борьбы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» – чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.

Тренинги для персонала. Программа специального тренинга для персонала разрабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них, т. е. работники обучаются методам психологической саморегуляции.

Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту – управлению временем – как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.

Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. Тренинги для руководителей. Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т. к. выкроить время для групповых занятий – серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1–2 раза в неделю (по 15–20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.

Корректировка микроклимата в коллективе. Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании.

Заключение

В ходе практики мне удалось найти и доказать связь между профессиональным стрессом и психическим здоровьем персонала предприятия. Также я научился проводить психологические исследования свойств личности на примере данных изученных. Изучил метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), который показ, что связь между наблюдаемыми явлениями существует и является весьма тесной. Получил неоценимый опыт работы по диагностике малых групп занятых на одном предприятии, что в последствии поможет мне при проведении исследования и диагностирования других малых и больших групп.

Данный вид практики является полезным для всех студентов, обучающихся на направлении «Психология», так как дает реальный опыт проведения эмпирических исследований. Опыт неоценимый и, несомненно, полезный как для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, так и для работы на предприятии или в исследовательских центрах.

Наши рекомендации