Вспомогательные элементы оформления

Линейки, рамки, пробелы, маркеры (украшения). Функция – разделительная, объединительная и выделительная.

В издании избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным.

Пробел между строчками – интерлиньяж. 1,2 размера кегля шрифта.

Расстояние между буквами – апрош.

Основное требование – плотность текста должна быть равномерной, пробелы внутри строки не должны заметно различаться между собой, в противном случае получаются разрывы в тексте или коридор. При помощи лишних интервалов мы выделяем слово и это должно быть содержательно обоснованно.

Связанные между собой элементы на полосе должны отделяться одинаковым пространством (расстояние между основными колонками, 6 кеглей). Отделяем заголовок от текста, заголовок от фотографии.

Несвязанные элементы на полосе отделяются расстоянием в два раза боль внутри текстовым пробелом. Именно использование пробелов как разделительных элементов – самая популярная технология.

Линейки. Ассюре – линейка, состоящая из нескольких параллельных линий. Если вы используете разные линейки по рисунку, их нужно закрепить за определенным разделом.

Цветовая насыщенность от 0 до 100. Линейки небольшой толщины – для отделения одного материала от другого, для рамок и для подчеркивания. Большой кегль линеек – оформление титульного комплекса, для оформления колонтитулов, для оформления анонсной части. Больше горизонтальных линий – стабильность, вертикальных – динамика, вверх, ломаные – молодежные издания, развлекательные.

Заключение текстового блока в рамку считается устаревшим приемом, рекомендуется разорванную рамку, или брать в рамку 3 стороны, вместо 4.

Сейчас маркеры (украшения) используются как ориентиры акцентирования какой-то части текста. Буквица (фонарик, инициал) – отдельно оформленная первая буква в тексте. Фонарик используют при оформлению больших по объему материалов, если не используются внутренние подзаголовки. Его рекомендуют и для заверстки заголовка вовнутрь.

Макетирование и верстка.

Макет – графический план верстки, который показывает как размещаются на полосе текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы и все детали оформления. На макете иллюстрацию указывают конвертом, диагональю или штриховкой и на макете показывается и форма иллюстрации. Текстовый материал показывают или змейкой или линией, идущей посередине текстовой колонки (стрелка в конце показывает, где завершается колонка). Указываются линии, маркеры, выключка строк, шрифт.

Полосы, особенно соседние, нужно макетировать по-разному. Думать о количестве колонок. Думать где будет основной материал. Чаще всего люди воспринимают иллюстрацию, либо верхний угол страницы, самый крупный заголовок, другая иллюстрация и все материалы в зависимости от размера и того как они проиллюстрировали.

Приемы макетирования:

1) гвоздевой прием – основная публикация ставится в центр полосы в окружении более мелких материалов.

2) традиционный прием – отталкиваемся от самой большой публикации. Ставят либо в подвал или чердак.

3) планово – композиционный прием – материалы развертываются в четкой последовательности: с левого верхнего угла и развертываются в последовательности в правом нижнем углу.

Материал сверху до низу вертикальный – стояк. Первый верхний – на отлет. Левый верхний угол – на открытие. Правый нижний – на закрытие.

Верстка – технологический процесс составления полос из набранных текстов, заголовков, готовых иллюстраций. Этот процесс производят в соответствии с макетом.

Три вида верстки:

1) верстка различается по конфигурации материала. Прямая – блоки имеют прямоугольную конфигурацию – 4 угла, такая верстка более удобна для восприятия, но более статична. Ломаная – публикация представляет многоугольник, больше 4 углов. Смешанная – на полосе приемы и прямой и ломаной формы.

2) по соотношению ширины и высоты публикации. Верстка горизонтальная и вертикальная. Вертикальный – публикации несколько уравнивает. Горизонтальная – подчеркивает иерархию, выстроить ряд. Вертикальная с горизонтальным пересечением, а если больше горизонтали – горизонтальная с вертикальным пересечением. Когда приблизительно равно – перпе ндикулярная верстка.

3) верстка по отношению к осям симметрии. Верстка симметричная и ассиметричная.

Д. Рендал «Универсальный журналист» предлагает принципы верстки:

1) понять какие материалы размещаете на полосе, и осознать все проблемы

2) определить объем и формат основного текста и основной фотографии

3) сгруппировать сходные материалы вместе

4) не выстраивать заголовки в одну линию

5) не делать так, чтобы статьи с заголовками одинаковой ширины располагались друг под другом

6) выделить все, значит не выделить ничего.

Принципы эффективного оформления и законы газетной композиции.

Принципы эффективного оформления – Тулупов, законы газетной композиции – С.А. Самолетов.

1) Подчиненность содержания: все элементы формы и приемы оформления должны быть направлены на выявление особенностей и значимостей публикации.

2) Единство стиля: графические средства должны способствовать созданию гармоничной конструкции. Можно создать сугубо современный дизайн, ориентируясь на контрастные решения, на сочетание горизонталей и вертикалей (деловая пресса, мужчины, молодежь). Предпочтение уравновешенной композиции и спокойной цветовой гамме (возраст – старший, издание для родителей). Даже если вы используете элементы разных стилей¸ нужно увязать их друг с другом, создать гармоничное единство

3) Контрастность: большого и малого, широкого и узкого, черного и белого, прямого и наклонного, черно – белый – цветной, крупные заголовки с жирным шрифтом и более светлые заголовки. С засечками – без засечек, все прописные – строчные с прописными. На полосе достаточно 3-4 контраста.

4) Пропорциональность: 2:3, 3:5, 1:1,62. Наилучшим образом смотрится на полосе материал, разверстанный по принципу «золотого сечения». Это термин Леонардо – 1:1,62. По этому принципу: ширина и высота полосы, букв нормального начертания. Текст не должен быть квадратным, желательно чтоб сам формат текста, иллюстрации тоже был более пропорциональный. Если мы делаем утопленный заголовок, его не стоит размещать точно в геометрическом центре, лучше сделать его чуть выше.

5) Направленность: дизайн, который последовательно ведет читателя по газетным полосам. Неоднозначно относятся к переносу части материала с первой полосы на последующие, это может нарушить последовательное восприятие.

6) Экономность и сдержанность: сознательное ограничение в подборе средств оформления.

7) Экспериментальность: постоянная нацеленность на поиск новых вариантов издания. Практика показывает, что читатель воспринимает новшества с начала года, сезона.

8) Функциональность: проявляется в выборе оптимального количества колонок, удобочитаемости шрифтов. Начальная оптическая зона (левый верхний угол), конечная оптическая зона (нижний верхний), диагональ между ними – линия силы тяжести чтения. Глазу всегда необходима ось по левому краю – ось ориентации. Рекомендуют для западного читателя, чтоб строки были выверены с левой стороны.

9) Равновесие. Располагайте на полосе материалы таким образом, чтобы не возникало ощущение, что одна часть тяжелее другой. Тяжелые: фотографии, крупные текстовые блоки, крупнокегельные заголовки. Легкие: мелкие материалы, линейки и иллюстрации штриховкой. Есть приемы, благодаря которым мы можем утяжелить часть полосы: подложка, рамка разомкнутая, нестандартный набор, в подвале сосредоточен блок – другое количество колонок, внизу линейки.

10) Принцип ритма – чередование повторений, однородных частей формы изданий. Чередование одинаковых межбуквенных, межколонных, межстрочных интервалов, одинаковое оформление колонтитулов. Одинаковая отбивка фотографий от текстов, заголовков. Чередование определенных рубрик, набор рубрик. Этот принцип не должен распространяться на характер макетирования полос и повторение одной и той же схемы разверстки материалов является недостатком.

11) Супер – принцип – системность. Все эти принципы должны реализовываться в системе, постоянно.

Наши рекомендации