Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие.
Память
Память — определяющая характеристика психической жизни личности. Ее роль не ограничивается фиксацией того, что было в прошлом. Ведь никакое действие в настоящем немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для сцепления с последующими- Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Особенности человеческой памяти лежат в основании того, каким предстает для нас объективное бытие и какой является наша культура. Воспринимаемый нами мир строится из бесконечного числа следующих друг за другом наносекунд. Именно в такое наикратчайшее мгновение для нас актуален мир, затем событие уходит в прошлое и его удерживает только наша память. Если мы сосредоточимся на своих ощущениях, на том, как долго длится настоящее, то поразимся тому, насколько оно коротко. Даже не секунду и не полсекунды мы воспринимаем этот мир, не задействуя память, а гораздо меньшее время. Возможно, краткость настоящего не способен измерить никакой объективный прибор, поскольку никаких следов процесс восприятия настоящего в нас не оставляет. Поистине жизнь — только миг между прошлым и будущим.
Любопытные факты
Германские исследователи из Университета Нюрнберг-Эрлангем считают, что частое питье воды не только помогает избежать болезней почек, но и укрепляет телесные и духовные способности) человека. Более того, потребление воды в больших объемах улучшает человеческую память.
Испытания, проведенные на студентах-добровольцах, показали, что «малопьющие» к концу дня плохо соображают даже в арифметике и не могут зачастую понять содержание демонстрировавшихся им фильмов.
Студенты же, которые в течение дня выпивали несколько литров воды, проявляли повышенную активность и внимательность. Более того, те студенты, которые пьют воды или фруктового чая вдвое больше, чем их сокурсники, проявляют больше выдержки и склонности к творчеству.
Если актуальность нашего восприятия, т. е. настоящее, — всего лишь наносекунда, то соединяет их в непрерывную цепочку и строит из них осмысленное восприятие жизни только наша память - кратковременная память. Воспринятое в миллисекунду окружающее, мгновенно сменившееся — причем незаметно для нашего сознания — другим мгновенным настоящим, и то новым, накапливается в нашей памяти подобно банку данных, на основе которых, оперируя ими, только и возможны наше мышление и рефлексия чувства и ощущения, эмоции, суждения и все-все, что составляет сложный мир нашей психики. Каждый из них длится какое-то пусть и самое краткое, время, а значит, он уже затрагивает области памяти и без ее помощи состояться не может; чтобы произнести слово, необходима память, поскольку в наносекунду вы не успеваете воспринять даже целой буквы.
Представим себе, что наша жизнь оборвалась бы на первой наносекунде. Уверен, хотя это всего лишь мысленный эксперимент, мы ничего не увидели бы. Точнее сказать, наши глаза, реагируя на световые волны; восприняли бы буквально все, что попало за этот" миг на оболочку глаза. Но распознать хотя бы один предмет, как это происходит с нами в повседневной жизни, понять, что именно мы увидели — карандаш или текст на мониторе компьютера, — мы не смогли бы. Восприятие, идентификация вещей, осмысление увиденного требуют времени, а стало быть, и работы памяти.
Наша память — основа основ человеческой психики и человеческой цивилизации. Она исходная клеточка и первая буква в психологическом алфавите, иными словами, альфа и омега всего происходящего внутри нас.
Наша память — первичный психический процесс, на котором зиждется сознание. Мышление и чувства — вторичные процессы, ибо они возможны постольку, поскольку наша память способна сохранять для нас драгоценные мгновения прошедшей жизни. А они начинаются сразу же — в миллисекундной зоне. Вы не успели произнести слово, как оно оказалось в прошлом. Пожирающий горизонт времени вообще нисколько не длится. Он короче произнесенной буквы. Не успел человек только закончить единую мысль, как ее поглотило прошлое. Физически она исчезла, сохранилась лишь память о ней в нашем сознании.
Мысленно можно представить себе черную дыру — несущийся со скоростью света огромный черный шар, пожирающий все на своем пути: планеты, звезды, межгалактическую пыль. Его масса столь велика, что ни один лучик света не способен покинуть его пределов — потому шар черный. В его чреве все исчезает или все растворяется — не имеет значения.
Настоящее — тонкая пленка бытия на поверхности бесконечного океана ничто. И только память помогает не исчезнуть человеческой культуре, состояться нашему мышлению и протекать нашим чувствам.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Их библиотекой в нашей психике выступает память. Все протекающие в ней процессы называют мнемическими (от греч. «мнема» — память).
К важнейшим характеристикам памяти надо отнести следующее:
- длительность — способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;
- объем памяти — интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации;
- точность воспроизведения — отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;
Типология памяти
Как и во многих других областях, в психологии памяти единой классификации ее видов, форм и типов до сих пор не существует, В зависимости от выбранных критериев, теоретических традиций или научной школы ученые выделяют следующие разновидности памяти:
- по характеру проявления — различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную;
- по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную;
- по времени хранения — кратковременную, долговременную и оперативную;
- по механизму запоминания — произвольную и непроизввольную.
Существуют и другие классификации памяти (оперативная, лабильная, генетическая, иммунная, онто- и филогенетическая и т. д. Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти выделяют имплицитную (неосознаваемую) и эксплицитную (осознаваемую) память.
Один из ведущих представителей нового поколения психологов Эндель Тульвинг (1993) создал дифференцированную схему процессов долговременной памяти, включающую три вида долговременной памяти: процедурную, семантическую и эпизодическую. В качестве дополнительных видов памяти им выделены проспективная память (память на намерения); ретроспективная память (память на содержание). Он предполагал, что знания в долговременной памяти организованы в форме скриптов, и продемонстрировал различную корковую активность, связанную с каждым видом памяти. Наиболее тщательно он изучил эпизодическую и семантическую память. В первой, «автобиографичной», хранятся личные впечатления индивидуума. Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и. т. д. Джордж Ноэл Гордон Байрон знал все свои произведения наизусть, а Чарли Чаплин не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет. У хороших специалистов обычно развита профессиональная память. Многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а стоматологи узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, слуховой — музыканты, певцы и композиторы (например, Иосиф Кобзон в Сургуте За 15 мин до выхода на сцену выучил гимн нефтяников и блестяще его исполнил), двигательной — спортсмены, зрительной — художники, режиссеры и шахматисты, которые могут играть «вслепую» со множеством партнеров.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью.
В зависимости от уровня управления мнемическими процессами выделяют память произвольную и непроизвольную. Первая активизируется, когда человек осознанно стремится запомнить и воспроизвести тот или иной материал. Непроизвольная же память включается автоматически и фиксирует то, что в данный момент не является объектом внимания и целью деятельности.
Любопытные факты
Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. То есть каждый из нас в состоянии запомнить все сведения, содержащиеся в миллионах томов книг.
Непроизвольно запоминается многое, что встречается в жизни: предметы, явления, события повседневной жизни, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т. е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, законы, формулы.
Исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, Что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе Деятельности, запомнилось проще, чем-то, что они старались запомнить специально. Суть эксперимента состояла в том, что испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-либо орфографическому правилу (например, Мой брат учит китайский язык» и «надо учиться писать краткими Фразами»). В ходе эксперимента необходимо было установить, какому правилу относится данная фраза, и придумать другую 11аРУ фраз на ту же тему. Запоминать фразы не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в процессе активной деятельности, оказываются наиболее эффективными, поскольку оказываются в зависимости от деятельности, в ходе которой запоминание совершается.
Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припои нить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует человека значительно меньше усилий и времени и более действен но. Установлено, что учащиеся, которое при запоминании текстов составляли план, обнаруживают более прочные знания, чем дети, запомнившие текст без плана1.
Классификация видов по характеру психической активности включает: двигательную, эмоциональную, образную и семантическую память.
Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она кроется в основе всех бытовых и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, забивания гвоздя или написания. Однажды сороконожка забыла, какой ногой надо ступать первой, и разучилась ходить вовсе. Без памяти на движения нам пришлось бы учиться всему заново. Двигательная память обеспечивает координацию и последовательность движений.
У детей она возникает очень рано, но ее развитие дается с преогромным трудом: бесконечные пробы, ошибки, повторения. Первые годы жизни двигательная память формирует нашу моторику бессознательно, позже включается сознание и процесс ускоряется. Катание на коньках и лыжах, освоение бальных танцев или ремесленных работ происходят при помощи сознания, разучивания и чтения специальной литературы. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилкой, ложкой, одеждой, стулом, столом, мылом, зубной щеткой, карандашом, бумагой и т. п.), различными инструментами.
Двигательная память лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т. е. осуществляются без привлечения внимания и сознания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности.
Между прочим, в основе нашей речи тоже лежит моторная память. И каждый из нас знает по себе либо видел у других, как трудно дается речь, особенно при разучивании иностранного языка.
Рациональное познание
Подсчитайте, сколько денег пришлось выложить родителям, а потом и вам самим, посещая школьные уроки и вспомогательные курсы, занимаясь с репетитором. И все только для того, чтобы правильно произносить определенный артикль в английском и понимать продавца сувениров, если вы попали туристом в зарубежный город.Ученые из Университета в Констанце (ФРГ) использовали новый метод магнитного изображения для изучения работы мозга шахматистов. Они протестировали 20 любителей и гроссмейстеров в противостоянии с компьютером, причем оказалось, что только гроссмейстеры смогли победить машину или сыграть вничью. Магнитный анализ мозговой активности показал, что у мастеров шахмат работала долговременная память, связанная с лобной и теменной областями мозга. А любители использовали так называемую средневисочную долю мозга, которая участвует в обработке новых данных (Литературная газета. 2001. ? 42). Эмоциональная память — память на пережитые чувства; способность запоминать и воспроизводить чувства. В ней почти нет какой-либо смысловой информации. Ее содержание — различные зрительные и звуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает у людей переживания. Она проявляется в закреплении и последующем (непроизвольном) воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний. Установлено, что эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Боль, гнев, обида запоминаются надолго. Другие эмоции и чувства кратковременно посещают нас и быстро исчезают. Одни чувства сменяются другими — иногда похожими, иногда противоположными. С течением времени запомнившиеся чувства могут переоцениваться, уменьшая либо увеличивая свое значение. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается. То, что раньше воспринималось как досадное недоразумение, со временем может восприниматься как забавный случай. Ее иногда называют памятью сердца, полагая, что человеком запоминаются самые дорогие для его души события.
Закон Йоста — эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно — неприятно, понравилось — не понравилось. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния — одна из самых прочнейших. Так, например, исследованиями страха перед воздушными катастрофами установлено, что люди не столько боятся своей смерти, сколько реакции семьи на их гибель. В результате авиакомпании стали изображать на своей рекламе маленькую женщину, текстом рекламы убеждающую, что самолетом ее муж скорее вернется к ней. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать героям книги основана на эмоциональной памяти.
Она — незаменимый инструмент актерского искусства и выражает способность актера запоминать и воспроизводить пережитые ранее чувства. Для овладения искусством сценического переживания актеру необходимо освоить все составляющие этой системы. Их он извлекает на репетиции, когда вживается в написанную для него роль. В процессе работы над ролью актер воссоздает те самые эмоции, которые переживает его герой в пьесе, а помогает ему собственный жизненный опыт и пережитые однажды чувства. Именно так, считал Станиславский, и происходит обогащение эмоциональной памяти актера.
Как тренировать память
Памятью называется накопление, сохранение и воспроизведение информации. Эти три параметра и нужно тренировать. Самое главное — стараться запоминать как можно больше информации. Для этого необходимо максимальное внимание. Когда внимание распыляется, человек либо не запоминает, либо не может вспомнить. Поэтому старайтесь днем внимательно наблюдать за всем вас окружающим, выделять главные события и вечером воспроизводить их в вашей памяти. Сделайте это для себя игрой, забавным времяпрепровождением, и постепенно это войдет в привычку. А результаты не замедлят сказаться.
Но такой метод хорош для молодых людей, специально тренирующих память с расчетом на то, что это пригодится в жизни для дальнейшей карьеры. Для людей старшего возраста есть приемы полегче. Причем несколько неожиданные: скажем, учить стихи. Артист, выйдя на сцену, на какую-то долю секунды не может вспомнить, в каком спектакле он играет и какой должен произносить текст. Затем свет, музыка, реплика партнера, расположение декораций или что-то иное рождает ассоциацию, и все встает на свои места. Иногда довольно какого-то звука, лица, предмета, чтобы вспомнить.
Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В. Н. Мясищев показал, что когда школьникам показывали картины, то точность их запоминания зависела от эмоционального отношения к ним — положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запомнили все 50 картин, при отрицательном — только 28, а при безразличном — всего 7. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию раньше пережитого чувства. Так, человек, напуганный или искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство1.
Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем Другие виды памяти, воздействует на принятие решения, например, покупательское поведение человека. Специалисты считают, Что симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламной Информации. Все, что человека окружает, вызывает у него определенные эмоции. Именно в эмоциональной форме проявляются индивидуальные различия потенциальных потребителей. Любой рекламный видеоклип — это не только информация, но и сгусток эмоциональных впечатлений, переживаемых человеком в момент просмотра. Причиной антипатии к готовому (быстрорастворимому) кофе оказалась ассоциация с ленивой хозяйкой, не желающей готовить кофе. Отрицательные эмоции были преодолены, когда вместо таких свойств, как «эффективный», «быстрый», «экономный» и т. п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и показывать, как его подают в романтических обстоятельствах.
Ученые установили
Фрейд считал, что нет непроизвольных обмолвок или случайно забытых событий. Если человек не помнит доклад, который должен вскоре читать, то это не случайно: либо он не хочет выступать перед данной аудиторией, либо ему тема не по душе, но признаться в этом он не может или не хочет.
Некоторые эмоциональные впечатления человеку лучше забыть. Нередко нас мучат кошмарные воспоминания. Профессор Р. Питмэн из Гарвардской школы медицины считает, что они абсолютно разрушительны и против воли возвращают нас в самые страшные минуты жизни, заставляя переживать ужас случившегося вновь и вновь. Избавить от них ничуть не менее важно, чем залечить настоящую рану. В 2005 г. американцы испытали новое лекарство — пропранолол. Он обещает облегчение пережившим аварии, атаки террористов, войны — всем, кто страдает от синдрома посттравматического стресса. Пропранолол блокирует гормоны стресса — адреналин и кортизол, не позволяя им достигнуть участка мозга, отвечающего за эмоциональную память. И останавливает образование протеина, который содержит информацию об испытанных страхе, панике, шоке. Большая группа добровольцев испытывает лекарство на себе в клиниках США, Канады и Израиля. Ученые считают, что пропранолол не стирает память целиком, а лишь очищает ее от новых, слишком острых эмоций. Но не исключают, что с его помощью можно воздействовать и на старые блоки памяти.
Образная память — способность запоминать образы предметов: зрительные (зрительная, или иконическая, память), слуховые (слуховая, или экоическая, память), вкусовые и др. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.
Ни у одного человека все виды этой памяти не могут быть развиты на одинаково высоком уровне. Кто-то великолепно запоминает, у другого — абсолютный слух, а третий — что называется «нюхач», отлично разбирающийся в запахах духов или вина. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Зрительная память — образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора.
Названий у зрительной памяти множество. Одно из них — фотографическая память. Она означает способность с исключительной точностью, вплоть до мельчайших деталей, сохранять в памяти образы предъявляемых им предметов. Она необходима разведчику, который, увидев телефонные или автомобильные номера, лицо подозреваемого человека, внешний вид здания, надолго запоминает их и воспроизводит с удивительной четкостью.
Байрон знал наизусть все свои произведения. А японец Акира Харагучи, один из немногих людей, обладающих фотографической памятью, запомнил 83 431 цифру после запятой числа «пи». И все это благодаря фотографической памяти.
Такая память напоминает киноленту с покадровым воспроизводством. Чаще всего ею обладают дети, а с возрастом она гаснет. Вернее, информация никуда не уходит, а вот способность ее вытаскивать пропадает. Предполагают, что такое забывание — механизм защиты от информационной перегрузки.
Доминирование того или иного вида образной памяти служит основой для профессиональной ориентации подростков: они выбирают профессию в зависимости от того, к чему у них больше развиты способности и наклонности. О профессиональной ориентации речь зашла не случайно, поскольку образная память, как установили психологи, лучше всего развита у детей, а взрослые могут похвалиться другим качеством — абстрактной, логической или семантической, памятью. Более того, это самый древний вид памяти, и в наибольшей степени он развит у животных.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью либо самосохранением организма. Например мы помним запах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и, зная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся их избегать.
Семантическая память хранит знания о мире и слова, с помощью которых обозначается знание предметов. У нее есть другое название: словесно-логическая память — совокупность психофизиологических процессов запоминания, сохранения и воспроизведения мыслей, понятий и словесных формулировок. Она обнаружена только у человека (в отличие от эмоциональной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.
Без нее мы не могли бы запомнить, как выглядит кошка и чел' она отличается от коровы, собаки или слона. Испытуемому с нарушенной семантической памятью показывали картинки с самыми разными животными: коровой, слоном, тигром, собакой, жирафом, кошкой и т. д. Когда его просили назвать увиденных животных, то оказалось, что он всех называет либо собакой, либо кошкой. Психолог поинтересовался, разве бывают у собаки такие полосы на шерсти, и испытуемый утвердительно кивнул головой: да, сегодня утром он видел именно такую собаку.
Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Видимо, на ее основе или при ее помощи формируется разум, который, как и семантическая память, организует наши знания в иерархическом порядке, двигаясь от общего к частному, от главного — к второстепенному. Так, например, тушканчика мы сначала отнесем к животным, потом к отряду грызунов и только затем скажем, что он принадлежит к семейству мышиных. Испытуемому с нарушенной памятью справиться с подобным упражнением не удается.
Семантическая память считается разновидностью долговременной памяти либо формируется на ее основе. Она воссоздает смысл в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. В семантической памяти любое понятие выступает как «узел», который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с другими «узлами», образуя «семантическую сеть». Видимо, наш мозг обучается путем конструирования растущей сети понятий1.
По продолжительности сохранения информации процессы памяти подразделяются на три категории: сенсорную (обеспечивающую сохранение большого объема информации, поступающей от органов чувств в течение 1—4 секунд), кратковременную (обслуживающую оперативные процессы регистрации, удержания и преобразования данных, поступающих от органов чувств и длящуюся несколько минут) и долговременную (длительное сохранение информации).
Модель первичной и вторичной систем памяти.
История двух видов памяти восходит к работам Уильяма Джемса. В конце XIX в. У. Джемс выделил первичную и вторичную память. Первичная память — это система кратковременного хранения. Вторичная память — система более длительного хранения. Он полагал, что природа памяти дихотомична: одна часть воспринятой информации поступает в память и затем теряется, а другая часть остается в памяти навсегда. Так возникли понятия кратковременной памяти (КВП) и долговременной памяти (ДВП).
Уильям Джемс (1842—1910) — философ, врач, психолог; его представление о двойной памяти стало основой современных теорий памяти. Автор «Принципов психологии», 1890 г.
Емкость первичной памяти меньше, чем емкость сенсорной. Часть информации первичной памяти вытесняется (забывается) вновь поступающей информацией, часть переходит во вторичную память. Вторичная память имеет большую емкость и длительность Хранения. В отличие от первичной вторичная память организуется. На основе смыслового значения информации. Информация из первичной памяти извлекается с большой скоростью, из вторичной - медленнее из-за необходимости перебора различных вариантов.
Содержание первичной памяти составляют впечатления, не-посредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.
Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам. Проводились различные эксперименты, где доказывался этот факт. I
Объем кратковременной памяти равен 7±2 структурные единицы или блока, каждый из которых может быть обозначены одним словом или короткой фразой. Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информации в памяти — до 20 секунд — срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов.
Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Считается, что ее емкость, практически не ограничена. Долговременная память устойчива к чрезвычайным воздействиям и не всегда доступна сознанию.
Кроме того, у человека есть еще два типа памяти — процедурная и декларативная. Процедурная — это знание того, как нужно действовать. Декларативная — это способность дать ясный связный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомства с этим опытом. У больных с повреждением гиппоталамуса — особой области мозга — процедурная память сохраняется, тогда как декларативная память на недавние события оказывается, полностью утраченной. Такой больной может научиться собирать головоломку, но не может об этом вспомнить и каждый раз удивляется при виде ее.
В течение жизни человека процедурная память появляется раньше декларативной. Пользоваться горшком младенцы учатся задолго до того, как начинают говорить предложениями. Обычно люди не помнят событий, случившихся с ними в младенчестве и раннем детстве, первые воспоминания появляются между двумя и тремя годами. В первые два года человек учится пользоваться своим телом, суждения ребенка о вещах ограничиваются тем, что он может с ними сделать. Дети, начинающие ходить, могут запомнить предметы, удерживать в памяти места, где с ними происходили приятные или неприятные вещи, но не способны к рассуждениям. Декларативная память появляется позже, вместе с человеческим языком.
Мышление
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеческой. действительности. Опираясь на чувственное познание, мышление преобразует его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека.
Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине — ее мотор, т. е. самая главная деталь машины.
Биолог и философ рассуждают о том, что такое мышление, и в главном сходятся: мышление начинается только тогда, когда человек «тормозит», сталкиваясь с абсолютно новым, выходящим за рамки его обычных представлений и опыта.
Мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностями внутренней речи являются ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь.
В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних — это процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других — активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Различают два уровня мышления: рассудок — обычное житейское мышление, здравый смысл, исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание, это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты; разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретического познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы с помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.
Мышление подразделяют на теоретическое и практическою В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми ,и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, где используются образы. Они извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с художественным творчеством.
Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное и субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга.
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах.
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации.
Выделяют еще словесно-логическое мышление, которое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него характерно использование понятий и логических конструкций.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном — повторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В процессе сравнения устанавливается тождество или различие объектов.
Анализ — интеллектуальное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Абстрагирование — выделение одной или нескольких сторон явления, существенных в каком-нибудь отношении, и отвлечение от всех остальных. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов (для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе, но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос). В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками). Понятия могут подвергаться различным операциям — делению, обобщению, ограничению и др. Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии! может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т. е. восприятия и ощущений. Следовательно, для; формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту знания, сравнение которых позволит найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их; и осознать содержание образуемого понятия.
Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Суждением называется высказывание, в котором содержится утверждение относительно какого-нибудь объекта, например «Психика есть функция мозга; медь электропроводная В суждении констатируется факт отсутствия или наличия у данного объекта определенного признака, в нем отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.
Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем. Умозаключение представляет собой логический вывод, вытекающий из имеющегося знания, выраженного в посылках. Посылки и вывод из них образуют логическую фигуру, частным случаем которой является силлогизм. Согласно схеме Р. Стернберга рассуждение, или умозаключение, можно описать как попытку соединить элементы старой информации с целью получения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или представлять собой их сочетание.
Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза.
Закономерности взаимоотношений между формами мышления изучает логика. При этом она отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, но устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Психология мышления как направление появилась лишь в XX в. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления — к ассоциативным законам.
В когнитивной психологии преобладают два понимания струк! туры мышления — иерархический и хаотический. Согласно первому подходу иерархия правил и структур является врожденным фактором. Американский лингвист Ноам Хомский доказал, что вопреки прежним убеждениям дети вовсе не начинают овладевать языком с нуля. Напротив, в их мозге уже существуют определенные врожденные лингвистические «программы», некий «врожденный синтаксис», который позволяет им различать и строить правильные языковые конструкции независимо от смыслового содержания.
Этим утверждениям новая концепция противопоставляет пря-я мо противоположный тезис — о модульной структуре мышления. Согласно второму подходу архитектура мышления представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных, автономных, специализированных модулей, каждый из которых предназначен для решения своей локальной задачи на основе имеющейся в его распоряжении специфической информации и средств ее обработки.
Примером такого модуля может служить та система нейронов, которая занята в мозге преобразованием двухмерного изображения внешнего мира на сетчатке глаза в трехмерный «образ мира», предстающий перед нашим «внутренним зрением». Это преобразование, как доказано многими экспериментами, имеет характер математической компутации и практически не зависит от других познавательных функций. Не случайно зрительные иллюзии сохраняются даже тогда, когда мы знаем, что они иллюзорны. Таким образом, в новой концепции мозг сходен с компьютером ле только по принципам обработки информации, но и по архитектуре.
И во втором подходе фактор врожденности никуда не исчезает, но он переносится на более глубокий уровень. Значительная часть познавательных программ, управляющих работой модулей, дана человеку от рождения. Она не формируется в процессе жизни, а определяется генами. В пользу этого говорят результаты многочисленных исследований младенческого мышления, а также бесспорные факты глубинного сходства структуры разных человеческих языков.
По С. Л. Рубинштейну всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято человеком как неудача.
Интеллект
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия «нус» (ум), и по своему смыслу он тождествен ему. За рубежом интеллект обычно отождествляют с одаренностью.
Д. Векслер, создатель знаменитых тестов на интеллект, определял интеллект как комплексную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой. Он выделил в интеллекте две составляющие, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и Интеллект действия. Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал] интеллект как «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свой> ства и привести свое поведение в соответствие с ними. Он выделил два базовых компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания. Согласно когнитивистскому подходу интеллект — это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей для него отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Широкое распространение в последние годы получили теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и Р. Стернберга. Не потеряли своего значения теории социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.).
Пчелы и мухи
В бутылку были помещены глупые мухи и умные пчелы. Бутылка лежала в комнате на столе и была ориентирована донышком к окну, к свету. Снаружи бутылки было много всего, что было способно поддержать жизнедеятельность насекомых, внутри бутылки ничего не было. Люди ушли и вернулись через несколько недель. В этом эксперименте вылететь из бутылки означало жизнь, остаться в бутылке означало смерть. Как вы думаете, когда люди; вернулись в комнату, кто выжил — умные пчелы или глупые мухи? Выжили мухи. Как у пчел, так и у мух имеется рефлекс — лететь на свет. Весь их жизненный опыт говорил: выход там, где свет. Но умные пчелы гораздо более привержены этому рефлексу, чем мухи. Мухи, летая в бутылке по принципу броуновского движения, в конечном счете находили выход из бутылки, спасла их несистематичность. В данном случае интеллект сыграл плохую службу с пчелами.
До сих пор ученым трудно прийти к единой точке зрения относительно природы интеллекта. Некоторые считают, что интеллект — умение решать сложные задачи; другие рассматривают его как способность к обучению, обобщению и аналогиям; третьи — как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознания воспринятого. Т. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).
В 1982 г. Р. Стернберг попросил участников одного из экспериментов описать характеристики интеллектуальной личности; среди наиболее часто встречающихся были ответы «хорошо и логично мыслит», «много читает», «сохраняет восприимчивость и широту взглядов» и «глубоко понимает прочитанное». В качестве рабочего определения Р. Солсо предлагает рассматривать человеческий интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом1.
В настоящее время принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, основу которой может составлять генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Айзенк).
Свойства и возможности интеллекта многим кажутся безграничными, отсюда противоречивость в определении его природы и функций. С одной стороны, интеллект — система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение, с другой — способность к познанию и логическому мышлению. С одной — интеллектом обладает тот, кто способен в знакомой проблеме выделить главное, проанализировать его составные части и найти способы решения задачи, с другой стороны, интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях как символ обучения человека всему новому. Способность к логическому мышлению и счету, интуитивное постижение высшей истины, способность ставить цель и направлять на ее достижение свои чувства, мышцы и реальные поступки, способность выстраивать в иерархию ценности, как и умение вообще оценивать простое и сложное, важное и второстепенное, — все это относится к сфере рассудка и разума.
Быть умным не всегда хорошо с эволюционной точки зрения. К такому выводу пришли швейцарские ученые. Биологи-эволюционисты из Университета Фрибурга поставили задачу вырастить Дрозофил более смышленых, чем обычные. Они собрали яйца смышленых дрозофил, вырастили следующее поколение и предоставили им возможность поучиться. Через 20 поколений почти все Дрозофилы селективной линии заучивали предлагаемое задание с первого раза, в то время как обычным мухам требуется от 3 до 5 заходов. Кроме того, обычные мухи забывают усвоенный урок гораздо быстрее, чем селективные. Однако в условиях острой не| хватки питания личинки самых сообразительных дрозофил уступили в способности к выживанию личинкам простых мух: из умных дрозофил выжили лишь немногие. В целом они оказались более медлительными.
В психологии существует понятие общего интеллекта и двух этих подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. К примеру, Д. Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал.
Очень умные дети могут быть компетентны во многих областях, однако исследование показывает, что они отстают в развитии от своих сверстников. Кора головного мозга у детей сначала становится толще, а в юношеские годы снова становится тонкой. У детей с, высоким умственным развитием кора достигает максимальной толщины позже.
Ученые выяснили, что кора головного мозга у детей с самым высоким коэффициентом умственного развития достигла наибольшей толщины только к 11 годам. У детей с немного меньшими интеллектуальными способностями это произошло в девять лет, у детей со средними способностями — в шесть. Во всех случаях кора мозга со временем стала тоньше.
Пока ученые не могут выяснить причины этого явления или доказать его связь с развитием высокого интеллекта. Однако исследователи не исключают важности роли среды, в которой растут дети. Задержка может предполагать высокие умственные способности, так как это означает, что ребенок может обрабатывать более сложные операции, в то время как кора мозга продолжает формироваться.
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Люди с аналитическим складом ума легче усваивают информацию, которая подается шаг за шагом с последовательным продвижением от фактов к понятиям. Те же, кто обладает дедуктивным складом ума, легче усваивают информацию, если вначале знакомятся с общим понятием, а потом — с конкретными данными, расшифровывающими целое. Ученики с глобальным мышлением предпочитают историю, юмор и живые примеры, нежели факты, чертежи и классическую логику.
Ученики с глобальным и аналитическим складом ума нуждаются в различных условиях обучения. «Аналитики» предпочитают заниматься в полной тишине, при хорошем освещении и в неформальной обстановке. Они обычно стараются целиком выполнить задачу, и у них редко возникает потребность в пище и питье во время работы. «Глобалыцики» лучше работают, когда звучит тихая музыка, а помещение освещено мягким светом; они часто делают перерывы и предпочитают работать над несколькими задачами сразу. Ученики с глобальным мышлением склонны действовать в группе, с аналитическим — самостоятельно или с учителем.
Высокий интеллект может помочь получить высокооплачиваемую работу или улучшить качество жизни, но в старости ум никак не влияет на то, ощущает себя человек счастливым или нет. Таковы результаты исследования Алана Гоу из Эдинбургского университета, где было опрошено 416 человек, родившихся в 1921 г. Они проходили тесты на уровень интеллекта в возрасте 11 и 79 лет, В возрасте 80 лет представители ответили на вопросы анкеты об удовлетворенности жизнью, в том пункте, где должны были указать, в частности, свой «текущий уровень счастья». Исследователи не обнаружили никакой связи между уровнем умственных способностей и субъективным ощущением счастья.