Арт-терапевтические технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия
Основанием для использования арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия, являются следующие психологические проблемы детей:
1) трудности эмоционального развития;
2) актуальный стресс, депрессия;
3) импульсивность эмоциональных реакций;
4) эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвер
жения и чувства одиночества;
5) наличие конфликтных межличностных ситуаций;
6) неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
7) повышенная тревожность, фобические реакции, другие невроти
ческие симптомы;
8) негативная «Я»-концепция, искаженная самооценка, низкая сте
пень самопринятия [77].
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы, считается метод «проективный рисунок».
Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Прежде всего, это проекции недоступных рациональному пониманию самого клиента содержаний психики, вытесненных в бессознательную ее часть, а также тех мыслей и чувств, которые он осознает, но стыдится выразить открыто. Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудновербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.
Специалист ставит перед ребенком определенную творческую задачу (создать рисунок) либо в директивной, либо в недирективной форме. Директивная форма предполагает структурирование творческого процесса: прямую постановку задачи и руководство поиском лучшей формы и средств выражения. Недирективная форма предполагает самостоятельный выбор ребенком темы рисования и художественных материалов, одновременно специалист оказывает всестороннюю эмоциональную поддержку и помощь в выборе выразительных средств.
К техникам проективного рисунка относятся:
1. Рисунок на свободную тему.
Используя эту технику, терапевт просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы. Основная ценность этой техники — в спонтанности творческого акта, который может привести к катарсису.
2. Рисунок на заданную тему.
Специалист дает задание нарисовать картинку, в которой отражалось бы отношение ребенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его людям. Примеры: «Я» (в прошлом, настоящем, будущем), «Мое любимое занятие», «Мои любимые места прогулок», «Портреты людей, которых я люблю» и т. п. В работе с детьми-жертвами домашне-
Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия
го насилия следует с особой осторожностью использовать такую распространенную тему проективного рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем и будущем). Гораздо безопаснее придать этой теме образно-символическую, проективную форму. Например: «Птицы в гнезде» и т. п. Темой рисования также может быть какое-либо абстрактное понятие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев, удивление и пр.
3. Игра в рисование историй.
Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Он чаще используется в работе с детьми. Специалист первым рисует на бумаге линию и просит клиента дополнить ее таким образом, чтобы возникла картинка. Когда первый рисунок закончен, терапевт спрашивает «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка. На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую линию, и терапевт развивает этот знак в рисунок, возникает серия рисунков и комментирующая ее развернутая история [42]. На протяжении всей работы терапевт придерживается определенной логики вмешательства: от следования эмоциональному настрою ребенка к предложению альтернативных эмоциональных состояний.
В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и страх, часто применяется метод психодрамы. Суть его в том, что дети сочиняют спектакль, все действующие лица в котором звери. Дети распределяют между собой роли животных и в проективной форме проигрывают тяжелые жизненные ситуации. На данном этапе специалисту не надо структурировать этот процесс. Дети обязательно сами предложат сюжетные ходы и ситуации, в форме проекций повторяющие их личный жизненный опыт. Терапевт активно подключается к процессу уже тогда, когда дети начинают «входить» в свою роль. Он должен предложить изменить какие-то деструктивные моменты без счастливого разрешения в конце пьесы. Переживания, реализуемые через образы животных, помогают в безболезненной для ребенка форме столкнуться с психотравмирующим событием и прожить его по-другому, тем самым освобождаясь от болезненного эмоционального опыта [77].
В практике психологической помощи детям, пострадавшим от различных форм внутрисемейного насилия, большое значение имеют различные методы игровой терапии.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Данный методологический подход является одним из самых эффективных и широко используемых в работе с детьми, пережившими насилие, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-социальной практике [18,51].
Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного «Я» и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.
К основным задачам игровой терапии специалисты относят:
1) облегчение психологического страдания ребенка;
2) укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоцен
ности;
3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;
4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимиза
ция отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок —
другие дети»;
5) коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-
концепции;
6) коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т. д.
Игровая терапия, как известно, имеет несколько направлений (психоаналитическая, игровая терапия отреагирования, игровая терапия построения отношений, игровая терапия, центрированная на клиенте, сказочная игротерапия), которые имеют свои особенности и обоснование использования терапевтических техник.
Так, психоаналитическое направление игровой терапии было впервые представлено известным психоаналитиком М. Кляйн в 20-х годах прошлого века. Суть психоаналитического подхода в игровой терапии состоит в предположении о том, что детская игровая деятельность всегда со-
____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____
держит символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. д. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Символические смыслы должны быть проинтерпретированы аналитиком. Эго (сознательное «Я») ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. А. Фрейд с успехом применяла игротера-пию в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Она делала акцент на двух важных моментах. Во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с маленьким клиентом эмоциональный контакт. Во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии.
Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отреагирования Д. Леви. Для этого подхода характерно моделирование определенной тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации, конечно же, в большинстве случаев в проективной форме. Воссоздание психотравмирующе-го события в безопасном пространстве игровой комнаты позволяют ребенку максимально полно выразить свое отношение к нему и освободиться от негативных чувств (ужас, боль, ярость и т. п.). Также в процессе терапии ребенок становится «режиссером» разыгрываемого события и тем самым его внутренний опыт меняется. Он больше не чувствует себя только лишь пассивной жертвой в психотравмирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно.
В игровой терапии построения отношений (Ф. Аллен, Д. Тафт) акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение исцеляющей силы. Процесс спонтанной игры протекает в присутствии взрослого (игротерапевта), который с интересом, вниманием и уважением относится к личности ребенка. Терапевт эмоционально вовлечен в отношения с ребенком. Это должно способствовать постепенному обретению детьми чувства собственной уникальности и самоценности. Данный подход обладает особой ценностью в работе с детьми, подвергавшимися эмоциональному насилию, отвержению. Игровая терапия для них должна стать способом узнать о существовании здоровых межличностных отношений, полных ответственности, заботы и тепла.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
Игровая терапия, центрированная на ребенке, основывается на базовых принципах теории К. Роджерса — убежденности терапевта в наличии врожденной способности ребенка к спонтанному психическому развитию, личностному росту и самодетерминации. В процессе игротерапии происходит восстановление нарушенной способности ребенка к саморазвитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основным приемом роджерианского игротерапевта является создание атмосферы безоценочного принятия, эмпатического понимания и эмоциональной поддержки ребенка. Терапевтический эффект достигается за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопроявления, спонтанной игры в присутствии взрослого, воспринимающего его как личность, имеющую безусловную ценность.
Психоаналитическую модель игротерапии и модель Д. Леви можно отнести к директивной терапии, в которой роль взрослого (игротерапевта) крайне активна. Он — организатор, берущий на себя ответственность за весь процесс игры. Две другие модели относятся к недирективной игротерапии, в которой фокус смещается на ребенка, и именно он становится истинным творцом терапевтической игры. Взрослый следует за его фантазией, поддерживает процесс, инициированный ребенком, беря ответственность за создание особых, значимых для обоих и целительных для ребенка эмоциональных отношений. Он также призван сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия.
Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенкоидр.). Это эклектическая форма игровой терапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы, техники различных школ. Однако сказочную игротерапию можно отнести скорее к директивным формам. Ребенку чаще всего предлагаются какие-нибудь инструкции, то есть игровой процесс в значительной степени структурирован взрослым.
Основным признаком сказочной игротерапии является обязательное присутствие сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается по мотивам определенной сказки. Ценность метода заключается в его дидактической направленности. Этот подход может с успехом применяться в работе с детьми, провоцирующими гнев окружающих. Инициируя разыгрывание специально подобранной сказочной истории в детской терапевтической группе, игротерапевт в доступной ребенку форме объясняет, каким образом и почему его действия вызывают агрессию других людей. При этом ребенку сразу же предлагаются
____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____
новые, конструктивные варианты поведения и он имеет возможность, проиграв их, получить позитивную обратную связь от других участников терапевтической группы.
В процессе терапевтической работы с детьми-жертвами насилия важное значение приобретает оснащение игровой комнаты (игротерапевти-ческого кабинета). Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них:
1. Реалистические игрушки.
К ним относятся кукольная семья, кукольный дом и мебель, машины, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т. д.
2. Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных
чувств.
К ним относятся солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.
3. Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыра
жению и снятию эмоционального напряжения.
К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков.
Песочная терапия (sandplay, sandtherapy) — один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе с детьми и взрослыми и является одним из наиболее эффективных инструментов терапевтической и реабилитационной работы с жертвами насилия.
Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпирическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арт-терапевтического и игро-терапевтического подходов.
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции в специальном подносе. После завершения работы с песком ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д.), фиксирует композицию на фото или слайдпленку, подробно записывает рассказ клиента. В юнгианской песочной терапии применяется принцип «отсроченной интерпретации», то есть психолог не дает никаких комментариев по поводу композиций на протяжении всего терапевтического цикла (от 10 сеансов и более). Однако он тщательно анализирует каждый поднос, диагностирует основную проблематику клиента, а также динамику терапевтического процесса по выбору предметов и их расположению в пространстве песочницы, характеру работы с песком и
водой.
Считается, что в процессе юнгианской песочной терапии происходит спонтанная гармонизация психической жизни человека и интерпретации терапевта излишни для клиента. Лишь по завершении терапии, просматривая вместе с клиентом альбом с фотографиями всех подносов или подборку слайдов, можно дать необходимые разъяснения, частично проинтерпретировать символику композиций и т. п. В классической юнгианской песочной терапии сессии работы с песком должны чередоваться с разговорными сессиями, в которых психолог затрагивает важные темы, всплывшие в процессе построения песочных композиций, но опять же старается раньше времени не прибегать к интерпретациям.
Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию специалиста. Композиция, построенная клиентом, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком:
____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____
1. Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доми
нирующие в жизни клиента. Происходит постепенное отреаги-
рование болезненного эмоционального состояния и освобождение
от него. Многократное символическое повторение психотравми-
рующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта ста
дия может продолжаться от одного до нескольких занятий.
2. Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрес
сия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По
завершении этой стадии появляются первые признаки уравно
вешенности, например, герой, который побеждает «силы мрака»
(т. е. деструктивные побуждения).
3. Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавли
вается порядок и равновесие.
В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.
Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе человека, являющегося жертвой насилия, посредством:
1) возвращения клиента в состояние играющего, свободно творяще
го ребенка;
2) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом
уровне;
3) отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе
творческого самовыражения и игры;
4) расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глу
бинными уровнями психики и укрепления сознательного «Я»;
5) изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и
будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
6) укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых,
более продуктивных отношений с миром.