Глава 25. диагностика конкретных социально-психологических явлений
Социально-психологическая диагностика социальных отношений и общения
Социально-психологическая диагностика социальных отношений
Социальные отношения складываются из различных видов отношений, начиная от политических и кончая межличностными.
В основе понимания природы социальных отношений - многочисленные социологические и социально-психологические теории, например теория символического интеракционизма, социального обмена, управление впечатлениями и т.д.
Теоретическая неопределенность и неразведенность понятий «отношение» и «общение» затрудняют их диагностику. Такая ситуация приводит к тому, что зачастую одни и те же методики используются для диагностики того и другого явления, хотя здесь нужна четкая спецификация.
Для измерения социальных отношений применяются две группы методик:
1) методики и оценки собственно отношений;
2) диагностические методики и оценки свойств человека, влияющих на отношения [21].
Для изучения отношений используется социометрия.
«Социометрическая техника, - указывает Дж. Морено, - должна быть построена в соответствии с подготовленностью данного населения к социометрической группировке и должна соответствовать его зрелости и отношению к тесту, которое может изменяться в разные моменты» [18]. Поэтому выбор социометрического инструментария всегда упирается в правильно сформулированные социометрические критерии. Их смысл должен быть понятен каждому члену группы, а содержание должно затрагивать важные для группы стороны жизнедеятельности. Этого можно достигнуть лишь после предварительного знакомства с объектом исследования.
Социометрические критерии
Выбор социометрических критериев - основной этап разработки программы социометрических измерений.
Социометрический критерий - это вопрос, который задается с целью выяснения взаимоотношений одних членов группы с другими. В этом случае социометрический критерий является инструментом измерения межличностных отношений в группе. Но взаимоотношения даже между двумя людьми имеют множество измерений, т.е. располагаются в многомерном континууме деловых, половых, психологических и других контактов. Поэтому вопрос типа: «Как вы относитесь к своему товарищу?» - с точки зрения точности измерений в социометрии не имеет смысла. Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он был, по словам И. Неневайзе, «индикатором определенных взаимоотношений».
Различают несколько типов социометрических критериев. Все их можно разбить на два основных класса: первый - коммуникативные критерии, цель которых - отразить реальные или воображаемые отношения в группе, и второй - гностические критерии, имеющие целью отразить, как воспринимают и понимают члены групп свои взаимоотношения.
В зарубежной литературе первый класс критериев называют социометрическим тестом, второй - тестом социальной перцепции.
Коммуникативные критерии (социометрический тест)
Правильно сформулированный коммуникативный критерий должен давать испытуемому представление о том, кого и зачем выбирать для совместной деятельности. Чтобы у испытуемых не возникло непонимания или догадок о каком-то подвохе в вопросе, коммуникативный критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (анкетный опрос, интервью, социометрия и др.).
Эти общие требования можно сформулировать следующим образом:
1) вопрос должен быть конкретным, недлинным, понятным;
2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;
3) вопрос не должен иметь слов с двойным значением;
4) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы (положительные, отрицательные выборы);
5) при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие;
6) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
Все социометрические критерии, в том числе и коммуникативные, относят к типу так называемых закрытых вопросов. Такие вопросы имеют строгую структуру с указанием возможных вариантов выборов-ответов: выбор ответа из (N - 1) возможностей.
В отличие от вопросов для анкетного метода или интервью в формулировке социометрических критериев нужно руководствоваться следующими особыми правилами:
1) социометрический критерий должен требовать от субъекта выбора (либо отвержения) другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;
2) критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы, но субъект должен ясно понимать природу и границы этой группы;
3) используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов групп, они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы;
4) критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов, для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности - это достигается усилением критерия;
5) предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: «Кого вы хотели бы выбрать?», «Кого желаете (желали бы) выбрать?», «Кто вам больше (меньше) нравится?» и т.д. Все варианты таких терминов должны умещаться в континууме эмоционально-психологических отношений, моральное содержание которых - выражать любовь или ненависть;
6) критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов [15];
7) критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свободе выборов из (N - 1) возможностей. Если необходимо ввести ограничение выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то указания на это должны формулироваться особо (в вопросе либо в инструкции к анкете).