Зачем надо оценивать эффективность учебных программ
Основная причина, по которой организация должна оценивать эффективность учебных программ, - это выяснение того, в какой степени в итоге были достигнуты цели обучения. Учебная программа, которая не позволяет достичь требуемого уровня рабочих показателей, сформировать необходимые навыки или установки, должна быть изменена или заменена другой программой.
Не всегда организация после обучения своих работников добивается желаемого результата. В этом случае возникает необходимость выявления причин неуспеха. Даже хорошие программы могут потерпеть неудачу по многих причинам: могут быть поставлены нереалистичные или слишком общие цели обучения, может быть плохо организован сам процесс обучения, возможны срывы по причинам, находящимся вне контроля тех специалистов, которые занимаются организацией обучения (например, болезнь преподавателя, поломки оборудования или ошибки людей) и др. Выявление причин, по которым данная программа обучения потерпела неудачу, и их анализ, позволяют предпринять в будущем необходимые корректирующие меры.
Оценка эффективности обучения может проводиться с помощью тестов, опросников, заполняемых обучающимися, экзаменов и т.п. Оценивать эффективность обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов обучения, преподаватели, эксперты или специально созданные целевые группы.
Критерии и методы оценки эффективности обучения
Можно выделить пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения:
Æ мнение обучающихся;
Æ усвоение учебного материала;
Æ поведенческие изменения;
Æ рабочие результаты;
Æ эффективность затрат.
Рассмотрим эти критерии.
Мнение обучающихся
Выяснение мнения обучающихся о той учебной программе, по которой они только что прошли обучение, о ее полезности, интересности является принятой практикой во многих организациях. Это предполагает выяснение их мнения по следующим вопросам:
Ø содержание учебной программы (насколько интересно, практическая ценность, доступность для понимания);
Ø качество преподавания (квалификация преподавателя, стиль преподавания, используемые методы обучения);
Ø общие условия и обстановка во время обучения (физические условия, отсутствие отвлечений и т.д.);
Ø степень достижения целей обучения (соответствие ожиданиям слушателей, готовность слушателей использовать результаты обучения в практике своей работы).
При оценке мнений исходят из того, что если программа обучения понравилось участникам, значит, она является достаточно хорошей. Мнение обучающихся рассматривается как оценка экспертов, способных объективно оценить учебную программу по предлагаемым критериям (показателям). Обучающимся обычно предлагают по завершении обучения заполнить специально разработанные анкеты, где могут содержаться, например, следующие вопросы:
· Насколько полезной для вас была эта программа?
· Насколько интересным было обучение?
· Насколько актуальной была тематика обучения? и т.п.
При выяснении мнений слушателей могут быть использованы как закрытые, так и открытые вопросы:
· Закрытые вопросы предполагают однозначный ответ на поставленный вопрос либо выбор из имеющихся альтернатив.
Примеры.
Понравилась ли вам программа обучения?
Да Нет Не знаю
Посоветовали бы вы своим коллегам пройти подобное обучение?
Да Нет Не знаю
Насколько эффективным, по вашему мнению, было обучение? Отметьте галочкой (þ)нужный вариант ответа:
q Очень эффективно
q Средняя степень эффективности
q Низкая эффективность
· Открытые вопросы, предлагающие слушателям выразить свое мнение в свободной форме.
Примеры.
Что именно в предлагаемом курсе показалось вам наиболее интересным?
________
Что из изученного вы сможете использовать в своей работе?
________
Ответы слушателей могут дать важную информацию об их отношении к обучению, к тому, как был преподнесен материал преподавателем, и выявить их готовность к использованию полученных знаний и навыков в своей работе.
F | В Приложении дается пример опросника для слушателей, направленного на оценку эффективности учебных занятий. |
Другой метод изучения мнения обучающихся – проведение интервью (тотального или выборочного, стандартизованного или в свободной форме).
Еще одним ценным источником информации об отношении слушателей к учебному курсу (программе) может быть неформальное общение с учащимисяи наблюдение за ними как во время занятий, так и в перерывах и после окончания занятий. Замечания, комментарии, вопросы, задаваемые во время перерывов или в конце дня, обычно отражают общее отношение слушателей к преподавателю и к содержанию курса.