Возрастные нормативы выполнения. □ Серия 1 (изображения № 1—4) в целом рассчитана на детей 3—5 лет.
□ Серия 1 (изображения № 1—4) в целом рассчитана на детей 3—5 лет.
□ Серия 2 (изображения № 5—8) — на детей 5—6-летнеговозраста.
□ Серия 3 (изображения № 9-12) предназначена, в основном, для детей 6—7 лет.
□ Серия 4 (изображения № 13—16) ориентирована на нормативное выполнение детьми от 7 до 10-летнеговозраста.
□ Серия 5 (изображения № 17—20) предназначена для нормативного выполнения детьми старше 10 лет.
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности
В настоящем разделе мы предлагаем задания, традиционно используемые в психологическом обследовании для оценки особенностей протекания отдельных мыслительных операций и сформированности вербально-логического мышления в целом. Истоки использования методик исследования вербально-логических компонентов языко-речемыслительной деятельности «восходят» к началу отечественной психологии. Как комплекс методик для работы со взрослыми они наиболее полно были представлены в классической работе С. Я. Рубинштейн (1970). Многочисленные модификации подобных методов публикуются в большинстве современных психологических изданий. Некоторые из предлагаемых ниже заданий могут не только использоваться в индивидуальной работе с ребенком, но и предлагаться в рамках фронтального (группового) обследования.
В данном пособии представлены классические варианты заданий по степени возрастания их сложности. Качественная стандартизация предлагаемых в данном разделе методик на детях г. Москвы и Московской области проводилась на протяжении последних 15 лет.
Большинство из предлагаемых заданий требует от ребенка умения читать и понимать прочитанное. В любом случае, прежде чем задание будет предъявлено ребенку, необходимо убедиться в том, что у него нет проблем мнестическо-го характера — он имеет достаточные объем и скорость слухоречевого запоминания. Большинство методик предполагает возможность проведения так называемого обучения на одном из двух первых заданий, в случае если ребенок сразу самостоятельно не справляется с заданиями. Однако обучение и оценку объема и характера оказываемой ребенку помощи можно производить на любом этапе работы с заданиями, поскольку авторами предполагается глубокий качественный анализ их выполнения.
ПОДБОР ПАРНЫХ АНАЛОГИЙ
Цель.Оценка сформированности операций вербальной актуализации логической связи или отношений между понятиями по аналогии.
Задание представляет собой бланковую методику, состоящую из двух колонок текста, в левой из которой представлены два слова, имеющие между собой определенную связь (логическую) или отношение.
В правом столбце находится слово (понятие), к которому необходимо подобрать слово или понятие, повторяющее (по аналогии) взаимоотношение между вторым и первым словом левого столбца.
1. Школа — ученик Больница — ...
4. Луг — трава Лес — ...
10. Дождь — сырость Жара — ...
Для выполнения задания ребенку необходимо произвести операцию выделения логической связи или отношений между понятиями. По сути дела, ребенок должен подобрать слово по аналогии с предложенным примером.
Информативными являются не только сам ответ ребенка, но и его рассуждения по поводу связей между словами в левом столбце и объяснения собственного выбора. Это важно постольку, поскольку существует вариант такого выполнения предлагаемых заданий, когда ребенок правильно улавливает связь между словами или понятиями, но в силу ограниченности собственного словарного запаса или трудностей, связанных с актуализацией нужного слова, затрудняется в ответе. В таком случае задание может считаться как выполненное частично правильно.
В случае использования нестандартизованного материала желательно, чтобы задания были выстроены в логике усложнения, от первого к последнему, и в такой же логике и предъявлялись.
Методика может быть предложена для самостоятельной работы детям со сформированным навыком осмысленного чтения. В случае, если задания предъявляются на слух, необходимым условием является достаточный объем слухоречевой памяти.
Возрастнойдиапазон применения.Методика используется для работы с детьми от 7 до 11—12 лет.
Процедура проведения
Инструкция дается в форме совместного выполнения, по крайней мере, первого задания. Хотя часто достаточно просто объяснить ребенку, что от него требуется, или какова логика выполнения задания.
Инструкция.«Посмотри, здесь написано два слова. Например: Школа — ученик. (При этом внимание ребенка фиксируется на первом слове.) Между этими словами (вариант — между ними) существует определенная связь: Ученик — учится в шкале. Тебе нужно подобрать такое же подходящее слово к слову больница.
Смотри: Школа — ученик (далее следует небольшая пауза). Больница — ... Какое слово сюда подходит ?»
Если ребенок дает неправильный ответ или не знает, как ответить, предлагается более подробная инструкция-обучение.
Инструкция-обучение. «Ученик учится в школе, а в больнице лечится (делается интонационная пауза) ...больной. Получается: Школа — ученик, больница — больной. Понятно? Попробуй, подбери нужное слово ко второму заданию».
Второе задание дается уже для самостоятельного выполнения. Если ребенок колеблется или выполняет задание неправильно, в аналогичной форме дается объяснение и второго задания:
Задача имеет решение, а вопрос имеет ответ.
При этом внимание ребенка пальцем или карандашом привлекается к самому тексту задания. Дальнейшие задания ребенок должен выполнить самостоятельно. И здесь, как уже говорилось, информативным будет являться не только собственно правильный или неправильный выбор, но и умение ребенка проанализировать связи между парами слов.
В отдельных пособиях задания выделяются цветом, что представляет собой более наглядный вариант помощи. Выполнение подобных заданий можно рассматривать как вариант обучения.
Анализируемые показатели
□ возможность удержания инструкции и логики задания до конца;
□ О доступная сложность выполняемых заданий;
□ критичность ребенка к результатам своей деятельности;
□ доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;
О стратегия выделения ребенком логических связей и отношений между понятиями;
□ оценка объема и характера необходимой помощи при обучении.