Источники образования эффекта синергии

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

Контрольная работа

По дисциплине: Теория организации

На тему: Закон синергии

Выполнила: студентка группы СПУ210

Орлова М.В.

Владимир 2012

Содержание

1 Введение

2 Закон синергии – основной закон организации

3 Потенциал организации

4 Источники образования эффекта синергии

5 Признаки достижения синергии в организации

6 Заключение

7 Список используемой литературы

Введение

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления сбытом продукции и т.п. Каждый процесс включает в себя несколько составляющих:

ü входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя)

ü преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам)

ü результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)

ü влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значения)

Между ними существует закономерная связь, отражающая зависимости одного процесса от другого. Устойчивые, повторяющиеся связи между процессами называются законами. Законы имеют механизмы действия и использования. Механизм действия – это реализация зависимости одних составляющих процессов от других, формирование зависимости выходных параметров от входных. А механизм использования – это набор правил для работника, реализующего механизм действия.

К общим законам функционирования организаций относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности-упорядоченности, закон композиции и пропорциональности, закон рационализации.

В данной работе будет рассмотрен закон синергии и его использование в организации.

1. Закон синергии – основной закон организации.

Синергия (в переводе с гр.) – взаимодействие, сотрудничество.

Закон синергии: «Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.) либо существенно меньше».

Сущность синергии: конечные результаты функционирования системы не равны сумме результатов индивидуального функционирования отдельных составных структурных элементов. Общие (совокупные) результаты функционирования системы, как правило, выше или ниже суммы индивидуальных действий функционирования, т.е. в процессе функционирования любой системы возникает синергетический эффект, он может быть положительным или отрицательным. Природа этого эффекта – взаимодействие отдельных частей структурных элементов усиливает (ослабляет) индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы.

Такое неодинаковое влияние взаимодействия структурных элементов системы на результативность функционирования каждого элемента зависит от соответствия, адекватности взаимодействия элементов системы.

Если элементы не соответствуют друг другу, то возникает отрицательный синергетический эффект. Если же полное соответствие – то возникает положительный синергетический эффект.

Любой закон – это постоянная устойчивая связь. Пример синергетического эффекта – очень наглядно на примере функционирования какого-нибудь коллектива. Если сравнить результат деятельности (объем работы) с суммарным объемом работы который мог выполнить каждый работник в отдельности, то работа коллектива в суммарном соотношении гораздо выше. Синергетический эффект возникает в результате взаимодействия работников между собой, в результате морального стимулирования, возникает коллективный контроль, берет пример с других, это зависит от работников.

Закон синергии может быть реализован в трех вариантах.

Первый вариант. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе синергии.

Результат стихийного действия закона. Руководитель и персонал, заботясь о процветании своей компании, исходя из средств, будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше; купленное первоклассное быстродействующее оборудование может неанализировать свои возможности в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала. Таким образом, потенциал многих приобретенных элементов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат. Так, например, в последние месяцы Второй мировой войны 1945г. США и СССР искали и вывозили из Германии военных и гражданских специалистов экстракласса для работы на отечественных заводах. Немецкие специалисты добросовестно работали на соответствующих объектах, однако синергетический эффект достигнут не был. Этому мешали многочисленные препятствия личного и профессионального характера. И в конце концов, многим из этих специалистов разрешили возвратиться на родину в ФРГ.

Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. Руководитель будет стараться приобрести или правильно расставить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут сопротивляться, согласно закону самосохранения. Ибо не всегда непрофессионал в области управления может правильно понять маневр руководителя. Так, для подбора персонала в конкретный коллектив руководитель должен иметь или собрать своеобразное досье на каждого работника коллектива, для того чтобы качества нового работника сразу нашли бы там свое место и не создали неудобств для уже работающих. Однако многие работники будут с большой неохотой давать достоверную и подробную информацию о себе. Аналогичная ситуация произойдет, если руководитель приобретет для провинциальной нотариальной конторы старые, но емкие шкафы вместо современных компьютеров (старые шкафы могут существенно усилить порядок документооборота, а компьютер играет лишь второстепенную роль). Это самый плохой вариант, приводящий к непониманию действий руководителя и персонала.

Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о законе синергии.

Результат действия закона будет самым благоприятным. Все работники в рамках своих полномочий и ответственности с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов. Кроме того, подчиненные будут сами самосовершенствоваться, для достижения синергии. Синергия – это, прежде всего, благоприятный климат, творческая работа и прибыль.

Потенциал организации.

Каждая организация – это прежде всего коллектив, но коллектив работников – это только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:

- кадровый потенциал (коллектив)

- технический потенциал

- научный потенциал

- микроклимат в коллективе

- состав целей системы

- имидж (хозяйственный авторитет)

Под «потенциалом» в общем случае понимается наличие возможностей (качеств, энергии и других ресурсов), позволяющих сделать что-либо, выполнить определенную работу. Так, потенциал индивида характеризуется его интеллектуальными способностями, физической силой, выносливостью, типом личности и др. потенциал хозяйственной организации может характеризоваться квалификацией сотрудников, производственной мощностью, годовым коммерческим оборотом, объемом продаж и т.п. Следует учитывать и индивидуальные качества участников. Это требование в ироничной форме трактуется как закон новшества: «Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который может прыгнуть на семь футов, а не семь человек, прыгающих каждый на один фут».

Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень большого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией компьютера; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации и целей подавляющего большинства работников. При этом общий потенциал организации может меняться тремя способами:

- равен простой сумме составляющих элементов;

- чуть меньше или чуть больше суммы потенциалов привлеченных элементов – (свойство эмерджентности);

- существенно больше или существенно меньше привлеченных в организацию элементов (свойство синергии).

Процесс резкого повышения потенциала аналогичен резонансу, т.е. резкому усилению деятельности за счет совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергия. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные так и резко отрицательные последствия.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Источники образования эффекта синергии.

Синергетический эффект (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны – положительный. Например, при несоответствии между видами техники (устаревшими и новыми) – возникает отрицательный синергетический эффект, и суммарный результат всего оборудования будет гораздо меньше, чем в отдельности, либо же оборудование новое – а сотрудники неквалифицированные – тоже отрицательный синергетический эффект.

Одна из основных задач управления организацией всех уровней состоит в том, чтобы создать условия для формирования полной гармонии.

Таким образом, действие закона направлено на параметр эффективности функционирования организации. Поэтому орган управления организацией (аппарат управления) должен создать механизм использования действия закона. Посредством действия этого механизма они должны максимально полно выявить возможности возникновения отрицательного синергетического эффекта, для того чтобы не допустить реализацию практической деятельности.

Выявить возможный синергетический эффект (как положительный, так и отрицательный) и количественно выразить его в единицах очень трудно, и в настоящее время научной методики выявления и измерения синергетического эффекта не существует.

Синергетический эффект, его наличие, проявляется в характере динамики многих показателей. Например, если имеет место постоянный рост рентабельности, постоянное выполнение бизнес-плана, рост заинтересованности работников повышать свою квалификацию, устойчивые связи организации с внешним миром, если существует нормальный психологический климат в коллективе, т.е основание утверждать что данная организация сумела выявить и организовать положительный синергетический эффект. Трудность (проблема) состоит в том, как определить долю синергетического эффекта в положительной динамике этих показателей, т.к. в этой динамике участвуют не только синергетические факторы, но и другие.

Для того чтобы создать эффективный механизм использования закона синергии необходимо, прежде всего, знать, что такой закон существует. При этом действие закона должны знать не только управленцы, но и все работники организации, в этом случае можно достичь максимальных результатов. Если руководство организации решило приобрести станок, но не с самыми высокими показателями , у работников может возникнуть непонимание, негативное мнение. В действительности такие действия (покупка не самого лучшего оборудования) более целесообразна, т.к. соответствует параметрам использования оборудования.

Еще один пример – постоянно происходящие изменения состава кадров. Если руководство не знает о существовании закона синергии, то при приеме нового работника администрация будет обращать внимание больше на профессиональные качества, которые формируют совместимость работника с другими работниками. Уровень знаний может быть высоким, а из-за других качеств не будет вписываться в коллектив и не сможет полностью себя проявить, и могут возникнуть сложности у других сотрудников.

Наши рекомендации