Профессионально важные личностные качества
Профессионально важные личностные качества (ПВК) – это черты характера, особенности темперамента, особенности общения и поведения, отношение к выполняемой работе.
Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией. Профессиограмма включает:
1) общие сведения о профессии;
2) характеристику процесса труда;
3) санитарно-гигиенические условия труда;
4) психологические требования профессии к человеку;
5) пути получения профессии.
Задание 2.7.
Перед тобой список профессионально-важных личностных качеств. Подумай и впиши в таблицу личностные качества для специалистов каждой из предложенных профессий.
Ааккуратность – активность – аналитическое мышление
Ввнимательность
Г гибкость
Ддипломатичность
К креативность – коммуникабельность
М мобильность
О организованность, образованность, ответственность
С стрессоустойчивость
У усидчивость – умение слушать – понимать других – умение творчески мыслить
Ц целеустремленность
Ччестность
Ээрудированность
Профессия | Качества |
бухгалтер | |
следователь | |
инженер-электрик | |
продавец-кассир | |
звукорежиссер | |
парикмахер | |
психолог | |
менеджер | |
водитель |
Задание 2.8.
Составь профессиограмму, пользуясь данной таблицей.
Профессия: | |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | |
что делает на рабочем месте человек выбранной тобой профессии | |
ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ | |
что должен знать и уметь делать человек выбранной тобой профессии | |
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА | |
какими чертами характера, особенностями поведения должен обладать человек выбранной тобой профессии |
Задание 2.9.
Пользуясь таблицей, проанализируй предложенные профессии.
Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)
Характеристики профессий по группам | Пример: профессия – «таксист» | Бурильщик (оператор ПРС) | Место для кодирования загаданной профессии |
Предмет труда: 1. - животные, растения (природа) 2. - материалы 3. - люди (дети, взрослые) 4. - техника, транспорт 5. - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах ...) 6. - художественный образ | Люди Техника, транспорт | Природа Техника | |
Цели труда: 1. - контроль, оценка, диагноз 2. - преобразовательная 3. - изобретательная 4. - транспортирование 5. - обслуживание 6. - собственное развитие | Транспортирова-ние Обслуживание | Контроль, оценка | |
Средства труда: 1. - ручные и простые приспособления 2. - механические 3. - автоматические 4. - функциональные (речь, мимика, зрение, слух ...) 5. - теоретические (знания, способы мышления) 6. - переносные или стационарные средства | Механические Функциональные | Ручные Механические | |
Условия труда: 1. -бытовой микроклимат 2. - большие помещения с людьми 3. - обычный производственный цех 4. - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5. - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6. - работа на открытом воздухе 7. - работа сидя, стоя, в движении 8. - домашний кабинет | Экстремальные Сидя | Экстремальные В движении | |
Характер общения: 1. - минимальное общение (индивидуальный труд) 2. - клиенты, посетители 3. -обычный коллектив (одни и те же лица) 4. - работа с аудиториями 5. - выраженная дисциплина, субординация в труде | Клиенты | Выраженная дисциплина | |
Ответственность в труде: 1. - материальная 2. - моральная 3. - за жизнь и здоровье людей 4. - невыраженная ответственность | Жизнь и здоровье | Материальная Жизнь и здоровье | |
Особенности труда: 1. - большая зарплата 2. - льготы 3. - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать ...) 4. - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5. - частые командировки 6. - законченный результат труда (можно полюбоваться) | «Соблазны» Встречи со знаменитостями | Большая зарплата Льготы | |
Типичные трудности: 1. - нервное напряжение 2. - профзаболевании 3. - распространены мат и сквернословие 4. - возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5. - невысокий престиж работы | Нервное напряжение Профзаболевания Мат и сквернословие | Профзаболевания Мат и сквернословие | |
Минимальный уровень образования для работы: 1. - без специального образования (после школы) 2. - начальное профессиональное образование 3. - среднее профессиональное образование (техникум) 4. - высшее профессиональное образование (ВУЗ) 5. - ученая степень (аспирантура) | Начальное профессиональ-но е образование | Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование |
Занятие 22-23. Классификация профессий
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»
Все многочисленные профессии можно разделить на пять сфер:
Название типов профессий
1. Человек — Техника (Ч-Т).Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
- обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
- восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
- изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек — Человек (Ч-Ч).Труд людей этой группы профессий связан с:
- воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
- правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек — Знаковая система (Ч-З).Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
- шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
- управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
- восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек — Природа (Ч-П).Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
- обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
- заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
- восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
- изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек — Художественный образ (Ч-Х).Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
- исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
- с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Запиши вывод, какой тип профессии ты предпочитаешь и почему ____
____
_______________
_______________
Условия труда
Бытовые – труд в условиях обычного (бытового) микроклимата. Примеры: бухгалтер, инженер, ______________________________________________________________
На открытом воздухе – труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности. Примеры: строитель, пожарный, ___________________
Необычные – труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными сложностями. Примеры: летчик, шахтер, _________________________________________________________
С повышенной моральной ответственностью – труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности. Примеры: учитель, аудитор _______________________________________________
Средства труда
Ручные – с использованием ручного труда. Примеры: столяр, монтажник, __________
________________
Машинные – с использованием машин с ручным управлением. Примеры: токарь, водитель, _______
Автоматизированные – с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов. Примеры: сталевар, печатник, _____
________________
Функциональные – с использованием функциональных средств, орудий труда. Примеры: преподаватель, актер, ____________________________________________________
Цели труда
Гностические: распознать, различить, оценить, проверить. Примеры: санитарный врач, литературный критик, _______________________________________________________
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать. Примеры: водитель, живописец, _____________________________________________________________
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать. Примеры: закройщик, художник оформитель, ________________________________________
Классификация профессий
Классифи-кационный признак | Виды и характер труда |
Предмет труда (типы профессий) | Т П Ч З Х Человек - Человек - Человек - Человек - Человек - техника природа человек знаковая система художественный образ |
Цель труда (классы профессий) | Г Пр И Распознать преобразовать изобрести различить обработать придумать определить упорядочить найти новый способ решения оценить организовать разобраться оказать влияние проверить обслужить |
Орудия труда (отделы профессий) | Р М А Ф Ручные Механи- Автома- Использование (непосред - зированные тизированные функциональных средств ственно (управление (управление организма выполнение машинами, станками, функции) механизмами) устройствами) |
Условия труда (группа профессий) | М Н Б О Условия с Необычные Условия Работа на повышенным условия бытового типа открытом воздухе уровнем труда моральной ответственности |
Задание 2.10. Распределите профессии из списка по подтипам (пользуясь таблицей)
Список: Врач, биотехнолог, цветовод, радист, ювелир, машинист, экономист, композитор, адвокат, продавец, монтажник, биолог, штурман, корректор, учитель, парикмахер, автослесарь, ветеринар, наладчик, медсестра, юрист, водитель, программист, экскурсовод, воспитатель, конструктор, реставратор, звукорежиссер, патологоанатом, живописец по росписи фарфора, библиотекарь.
Тип «человек – человек»
Медицинское обслуживание | Воспитание, обучение | Бытовое обслуживание | Информационное обслуживание | Защита государства, общества |
врач | учитель | продавец | библиотекарь | юрист |
Тип «человек – техника»
Создание, монтаж, сборка технических устройств | Эксплуатация технических устройств | Ремонт технических устройств |
Тип «человек – природа»
Изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений | Уход за растениями и животными | Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их возбудителями и вредителями |
Тип «человек – знаковая система»
Тексты на родном и иностранном языках | Цифры, формулы, таблицы | Чертежи, карты, схемы | Звуковые сигналы |
Тип «человек – художественный образ»
Создание, моделирование художественных произведений | Воспроизведение, изготовление по эскизу в единственном экземпляре | Воспроизведение, копирование, размножение худ. произведений в массовом производстве |
Задание 2.11. Выполнить упражнения
а) Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:
кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, программист, писатель, корректор, парикмахер.
б) Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:
трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, компьютер.
в) Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:
учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.
Задание 2.12. Диагностическая процедура