Профессионально важные личностные качества

Профессионально важные личностные качества (ПВК) – это черты характера, особенности темперамента, особенности общения и поведения, отношение к выполняемой работе.

Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией. Профессиограмма включает:

1) общие сведения о профессии;

2) характеристику процесса труда;

3) санитарно-гигиенические условия труда;

4) психологические требования профессии к человеку;

5) пути получения профессии.

Задание 2.7.

Перед тобой список профессионально-важных личностных качеств. Подумай и впиши в таблицу личностные качества для специалистов каждой из предложенных профессий.

Ааккуратность – активность – аналитическое мышление

Ввнимательность

Г гибкость

Ддипломатичность

К креативность – коммуникабельность

М мобильность

О организованность, образованность, ответственность

С стрессоустойчивость

У усидчивость – умение слушать – понимать других – умение творчески мыслить

Ц целеустремленность

Ччестность

Ээрудированность

Профессия Качества
бухгалтер  
следователь  
инженер-электрик  
продавец-кассир  
звукорежиссер  
парикмахер  
психолог  
менеджер  
водитель  

Задание 2.8.

Составь профессиограмму, пользуясь данной таблицей.

Профессия:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
что делает на рабочем месте человек выбранной тобой профессии
ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ
что должен знать и уметь делать человек выбранной тобой профессии
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
какими чертами характера, особенностями поведения должен обладать человек выбранной тобой профессии

Задание 2.9.

Пользуясь таблицей, проанализируй предложенные профессии.

Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)

Характеристики профессий по группам Пример: профессия – «таксист» Бурильщик (оператор ПРС) Место для кодирования загаданной профессии
Предмет труда: 1. - животные, растения (природа) 2. - материалы 3. - люди (дети, взрослые) 4. - техника, транспорт 5. - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах ...) 6. - художественный образ Люди Техника, транспорт Природа Техника  
Цели труда: 1. - контроль, оценка, диагноз 2. - преобразовательная 3. - изобретательная 4. - транспортирование 5. - обслуживание 6. - собственное развитие Транспортирова-ние Обслуживание Контроль, оценка  
Средства труда: 1. - ручные и простые приспособления 2. - механические 3. - автоматические 4. - функциональные (речь, мимика, зрение, слух ...) 5. - теоретические (знания, способы мышления) 6. - переносные или стационарные средства Механические Функциональные Ручные Механические  
Условия труда: 1. -бытовой микроклимат 2. - большие помещения с людьми 3. - обычный производственный цех 4. - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5. - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6. - работа на открытом воздухе 7. - работа сидя, стоя, в движении 8. - домашний кабинет Экстремальные Сидя Экстремальные В движении  
Характер общения: 1. - минимальное общение (индивидуальный труд) 2. - клиенты, посетители 3. -обычный коллектив (одни и те же лица) 4. - работа с аудиториями 5. - выраженная дисциплина, субординация в труде Клиенты Выраженная дисциплина  
Ответственность в труде: 1. - материальная 2. - моральная 3. - за жизнь и здоровье людей 4. - невыраженная ответственность Жизнь и здоровье Материальная Жизнь и здоровье  
Особенности труда: 1. - большая зарплата 2. - льготы 3. - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать ...) 4. - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5. - частые командировки 6. - законченный результат труда (можно полюбоваться) «Соблазны» Встречи со знаменитостями Большая зарплата Льготы  
Типичные трудности: 1. - нервное напряжение 2. - профзаболевании 3. - распространены мат и сквернословие 4. - возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5. - невысокий престиж работы Нервное напряжение Профзаболевания Мат и сквернословие Профзаболевания Мат и сквернословие  
Минимальный уровень образования для работы: 1. - без специального образования (после школы) 2. - начальное профессиональное образование 3. - среднее профессиональное образование (техникум) 4. - высшее профессиональное образование (ВУЗ) 5. - ученая степень (аспирантура) Начальное профессиональ-но е образование Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование  

Занятие 22-23. Классификация профессий

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»

Все многочисленные профессии можно разделить на пять сфер:

Профессионально важные личностные качества - student2.ru Профессионально важные личностные качества - student2.ru

Название типов профессий

1. Человек — Техника (Ч-Т).Труд людей этой группы профессий связан с:

- преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

- обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

- восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

- изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

2. Человек — Человек (Ч-Ч).Труд людей этой группы профессий связан с:

- воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

- правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);

- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

3. Человек — Знаковая система (Ч-З).Труд людей этой группы профессий связан с:

- преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);

- шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

- управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

- восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

4. Человек — Природа (Ч-П).Труд людей этой группы профессий связан с:

- преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

- обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

- заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

- восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

- изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

5. Человек — Художественный образ (Ч-Х).Труд людей этой группы профессий связан с:

- преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

- исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

- с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Профессионально важные личностные качества - student2.ru Запиши вывод, какой тип профессии ты предпочитаешь и почему ____

____

_______________

_______________

Условия труда

Бытовые – труд в условиях обычного (бытового) микроклимата. Примеры: бухгалтер, инженер, ______________________________________________________________

На открытом воздухе – труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности. Примеры: строитель, пожарный, ___________________

Необычные – труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными сложностями. Примеры: летчик, шахтер, _________________________________________________________

С повышенной моральной ответственностью – труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности. Примеры: учитель, аудитор _______________________________________________

Средства труда

Ручные – с использованием ручного труда. Примеры: столяр, монтажник, __________

________________

Машинные – с использованием машин с ручным управлением. Примеры: токарь, водитель, _______

Автоматизированные – с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов. Примеры: сталевар, печатник, _____

________________

Функциональные – с использованием функциональных средств, орудий труда. Примеры: преподаватель, актер, ____________________________________________________

Цели труда

Гностические: распознать, различить, оценить, проверить. Примеры: санитарный врач, литературный критик, _______________________________________________________

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать. Примеры: водитель, живописец, _____________________________________________________________

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать. Примеры: закройщик, художник оформитель, ________________________________________

Классификация профессий

Классифи-кационный признак Виды и характер труда
Предмет труда (типы профессий) Т П Ч З Х Человек - Человек - Человек - Человек - Человек - техника природа человек знаковая система художественный образ
Цель труда (классы профессий) Г Пр И Распознать преобразовать изобрести различить обработать придумать определить упорядочить найти новый способ решения оценить организовать разобраться оказать влияние проверить обслужить
Орудия труда (отделы профессий) Р М А Ф Ручные Механи- Автома- Использование (непосред - зированные тизированные функциональных средств ственно (управление (управление организма выполнение машинами, станками, функции) механизмами) устройствами)
Условия труда (группа профессий) М Н Б О Условия с Необычные Условия Работа на повышенным условия бытового типа открытом воздухе уровнем труда моральной ответственности

Задание 2.10. Распределите профессии из списка по подтипам (пользуясь таблицей)

Список: Врач, биотехнолог, цветовод, радист, ювелир, машинист, экономист, композитор, адвокат, продавец, монтажник, биолог, штурман, корректор, учитель, парикмахер, автослесарь, ветеринар, наладчик, медсестра, юрист, водитель, программист, экскурсовод, воспитатель, конструктор, реставратор, звукорежиссер, патологоанатом, живописец по росписи фарфора, библиотекарь.

Тип «человек – человек»

Медицинское обслуживание Воспитание, обучение Бытовое обслуживание Информационное обслуживание Защита государства, общества
врач учитель продавец библиотекарь юрист

Тип «человек – техника»

Создание, монтаж, сборка технических устройств Эксплуатация технических устройств Ремонт технических устройств
     

Тип «человек – природа»

Изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений Уход за растениями и животными Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их возбудителями и вредителями
     

Тип «человек – знаковая система»

Тексты на родном и иностранном языках Цифры, формулы, таблицы Чертежи, карты, схемы Звуковые сигналы
       

Тип «человек – художественный образ»

Создание, моделирование художественных произведений Воспроизведение, изготовление по эскизу в единственном экземпляре Воспроизведение, копирование, размножение худ. произведений в массовом производстве
     

Задание 2.11. Выполнить упражнения

а) Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, программист, писатель, корректор, парикмахер.

б) Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, компьютер.

в) Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.

Задание 2.12. Диагностическая процедура

Наши рекомендации