Отношения человека с другими людьми
ПЛАН
Написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
1. Сформулировать проблему.
2. Прокомментировать проблему.
3. Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
4. Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):
· первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;
· второй аргумент – из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.
6. Итоговый вывод (заключение).
* Может присутствовать вступление.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья, размышления.
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения). | Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящен текст писателя NN. |
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным в родительном падеже: проблема (чего?). | Автор данного текста затрагивает проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества. |
Речевые клише
· В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)
· Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
· Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема
· Серия вопросов – эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?).
Проблематика текстов
Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений.
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.
Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка.
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу.
Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе.
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе.
Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений.
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки.
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства.
Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей.
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу.
· Проблема отношения к пожилым людям.
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.