Организация групповой интерактивной работы. 1.Анализ и обсуждение вопросов«Взаимодействие между экспериментальными переменными», «Контроль внешних переменных»

1.Анализ и обсуждение вопросов«Взаимодействие между экспериментальными переменными», «Контроль внешних переменных».

2. Анализ и обсуждение схем взаимодействия между переменными в самостоятельно разработанных экспериментах.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций по теме исследования Текущее занятие Конспект
2. Групповая Анализ экспериментальных исследований с целью выделения экспериментальных переменных, их взаимодействия и контроля. Практическое занятие, часы индивидуальных консультаций по предмету Тексты описания классических экспериментов (Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил Экспериментальная психология: практический курс (75 уникальных экспериментов). СПб.: Прайм-Еврознак». – 2001 г.
3. Индивидуальная Разработать модели исследования с выделением всех видов переменных Практическое занятие, часы индивидуальных консультаций по предмету Программа исследования

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Внутренние переменные: виды и контроль.

2.Управляемые и субъективные переменные.

Форма текущего контроля:

1. Устный опрос, тестирование.

2. Проверка программы исследования, эссе.

Материалы текущего контроля

Примерные вопросы для устного опроса:

1. Понятие и виды переменных в психологическом эксперименте.

2. Независимая экспериментальная переменная, контроль независимой переменной.

3. Зависимая экспериментальная переменная.

4. Внешние переменные, способы контроля внешних переменных.

Тестирование:

1. Экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор, управляемый и активно изменяемый самим экспериментатором:

а) независимая переменная;

б) зависимая переменная;

в) дополнительная переменная;

г) подобная переменная.

2. Психическое явление, характеристика или фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной:

а) независимая переменная;

б) зависимая переменная;

в) дополнительная переменная;

г) подобная переменная.

3. Наиболее радикальный способ контроля, состоящий в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних переменных:

а) создание константных условий4

б) балансировка;

в) контрбалансировка;

г) элиминация внешних воздействий.

4. Способ контроля внешних переменных, используемый всегда тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий:

а) создание константных условий;

б) балансировка;

в) контрбалансировка;

г) рандомизация.

5. В качестве независимой переменной в исследовании могут рассматриваться:

а) характеристика заданий;

б) организменные состояния испытуемых;

в) внешние условия проведения эксперимента;

г) личностные особенности экспериментатора.

6. По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации) эксперименты подразделяются на:

а) интрапроцедурный (внутри);

б) интерпроцедурный (между);

в) кросс-процедурный (пересечение);

г) индивидуальный.

7. Видами связи между переменными являются:

а) монотонно-возрастающая;

б) монотонно-убывающая;

в) нелинейная U-образная зависимость;

г) нелинейная инвертированная U-образная зависимость;

д) квазипериодическая зависимость;

е) отсутствие зависимости;

ж) неопределенная зависимость.

Эссе

1. На примере исследования тревожности проиллюстрируйте разницу между а) управляемыми и б) субъективными независимыми переменными.

2. На различных примерах покажите разницу между ситуативными, рабочими и инструктивными независимыми переменными.

3. Считается, что в исследовании с использованием субъективных переменных выводы о причинах явлений не могут быть сделаны. Почему?

Практическое задание «Выявление переменных»

В каждом из перечисленных ниже исследований выявите независимую (независимые) переменную (переменные), значения независимой переменной и зависимую переменную. Определите, являются ли независимые переменные управляемыми или неуправляемыми. Укажите, какая шкала использовалась для измерения зависимых переменных.

1. В исследовании когнитивных карт сравнивалась способность первокурсников и студентов старших курсов точно указывать местоположение конкретных зданий. Некоторые здания располагаются в центре, поблизости от дорог, по которым часто ходят студенты, а другие – на переферии студенческого городка. Участников исследования попросили оценить ( по шкале от 1 до 10) степень уверенности в том, что они правильно указали направление, и записать количество ошибок (в процентах).

2. В исследовании эффективности нового лекарства для лечения депрессии одни участники принимали его, а другие думали, что принимают. Третья группа участников не подвергалась экспериментальному воздействию. По окончании программы участники заполнили опросник депрессии Бека, а затем опытные наблюдатели оценили (по 10-ти бальной шкале) уровень их депрессии.

3.В исследовании, посвященном готовности к оказанию помощи, к посетителям торгового центра подходил либо хорошо одетый студент, либо неряшливый и спрашивал, где находится туалет или ближайший магазин. Расположившийся неподалеку экспериментатор отмечает, была ли оказана помощь.

4. В исследовании обусловливания, проведенном И. П. Павловым, у голодных животных вырабатывался условный рефлекс слюноотделения при звуковом сигнале, связанном с получением пищи. Одним животным, прежде чем выдать еду, предъявляли сигнал, а затем снова выключали его, На других животных воздействовали сигналом до самого конца кормления. Третья группа животных получала еду

Наши рекомендации