Расстановки на картах таро
В настоящее время интенсивно развивается метод системных расстановок. Создатель метода Берт Хеллингер и многие его последователи практикуют духовные расстановки. Это «расстановки, в которых движение, ведущее к решению, приходит не от расстановщика, а от высшей третьей инстанции, которая больше, чем мы. Появление этого Большего перевело расстановки из решения задачи поиска „хорошего решения“ в духовную практику – поиска контакта с Большим».[7]
Технологически расстановки выполняются по-разному, методов довольно много. Среди них эффективным и удобным оказалось использование карт Таро в качестве вспомогательного инструмента. Впервые использование Таро для расстановок описала А. Солодилова (Преображенская) в книге «Карты Таро в работе психолога».
С 2011 года мы начали практиковать использование арканов Таро в групповой работе. Мы экспериментировали со следующими подходами:
• расстановка психологического портрета по А. А. Хшановской;
• расстановка аркана личности;
• расстановка аркана проблемы;
• расстановка выполненного расклада.
IV. Другие полевые практики с использованием арканов Таро
Живые расклады» на Таро
Мы практикуем расклады, в которых картируется поле клиента. Такую практику мы называем «живыми раскладами». Этот метод работы возник у нас как результат синтеза предсказательной и расстановочной практик. Значительную роль в разработке этого метода сыграла наша коллега Виктория Верик. Расстановками эту практику можно назвать условно, т. к. это в большей степени метод считывания информации.
Суть метода заключается в следующем. Карты, которые достает клиент, выкладываются консультантом не по жесткой схеме (как в раскладах, где у каждой карты свое место), а по ощущениям. Консультант не спеша, медленно пытается найти место каждой карте на рабочем поле, которое имеет свои границы (например, стол). Вначале карты выкладываются в закрытом виде.
При выкладывании карт встречается много интересных феноменов, например, может возникнуть ощущение, что в определенном месте должна быть не одна карта, а больше (2–3 или даже целая стопка); некоторые карты выносятся за рабочее поле, т. к. ощущается, что их место где-нибудь рядом с рабочим полем или совсем далеко. Кроме того, в такой работе учитываются те чувства и ощущения, которые идут от карты. Например, от карты может идти ощущение холода либо, наоборот, тепла или даже жара. Карты могут дрожать и вибрировать, энергетически идти вниз (как будто они очень тяжелые) или вверх (как будто стремятся улететь) и т. п. От разных карт в «живом раскладе» могут идти совсем разные ощущения.
Всем этим феноменам придается особая значимость, и они интерпретируются консультантом. Как интерпретируются? Жестких правил здесь нет, в большей степени это индивидуальные интерпретации. Мы при интерпретации используем расстановочный опыт по чтению поля.
И только после того как все карты выложены и есть ощущение, что все лежит на своем месте, они открываются и читаются (либо все сразу, либо поэтапно). При этом в интерпретации той или иной карты учитываются еще и те ощущения, которые шли от нее, когда мы выкладывали ее в рабочее поле. Учитываются не только традиционные («системные») значения, но и спонтанно рождающиеся ассоциации.
Важным фактором оказывается и то место, где легла карта. Рабочее пространство (поле) имеет свою разметку. Эта разметка аналогична расстановочной разметке поля. А кроме того, важно, как карты взаимодействуют между собой (какие легли ближе, какие дальше и т. п.).
Таким образом, в «живых раскладах» учитываются: 1) ощущения, идущие от карты; 2) положение в рабочем поле; 3) взаимодействие с другими картами; 4) смысловая наполненность самой карты (значения карты и ассоциации).
В такой практике одновременно используется несколько каналов считывания информации:[8]проективный (ассоциации), полевой (непосредственное чтение поля клиента или поля системы клиента), системный (традиционные значения карт).
«Живые расклады» особенно интересно и продуктивно использовать для анализа разного рода элементов какой-то системы и их взаимоотношений (для каждого элемента вынимается отдельная карта). Например, когда стоит задача проанализировать отношения в рабочем коллективе, семье и т. п. Продуктивен этот метод и в работе с «внутренними частями» клиента, с субличностями.