Выводы по главе 3
1) У детей экспериментальной группы с задержкой психического развития уровень личностной тревожности снизился. Показатели факторов самооценочной и межличностной тревожности остаются наиболее тревогогенными для детей, тем не менее они проявляют стойкую динамику к снижению.
2) Уровень самооценки у детей экспериментальной группы стремится к адекватному, т.е. значительно снизилось количество школьников, завышающих и занижающих свою самооценку. Количество школьников, адекватно оценивающих себя, увеличилось.
3) Качественные изменения самооценки свидетельствуют о том, что после формирующего эксперимента дети с задержкой психического развития стали более дифференцированно воспринимать и оценивать свои отдельные качества личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Составной и неотъемлемой частью «Я - концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Одним из важнейших моментов в развитии личности детей 10-11 лет является развитие самооценки. У детей возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Содержательный аспект самооценки детей 10-11 лет углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
У детей с задержкой психического развития самооценка в онтогенетическом плане имеет свои особенности. Экспериментально подтверждено, что большинству детей 10-11 лет с задержкой психического развития свойственна неадекватная самооценка, сопровождающаяся низким уровнем тревожности, либо повышенной личностной тревожностью. Исследователи отмечают, что ведущая деятельность детей в возрасте 10-11 лет – интимно-личностное общение, которое сохраняет элементы игры. Игра, игровое поведение оказывает существенное влияние на овладение ритуалами поведения, личностное самоопределение и самооценку.
Нами было проведено экспериментальное исследование самооценки детей младшего подросткового возраста 10-11 лет с задержкой психического развития, в результате которого была выявлена неадекватная самооценка с преобладанием низкого уровня и повышенной самооценочной и межличностной тревожностью. Обнаружена низкая дифференцированность собственных качеств личности детьми. Данные особенности самооценки указали на необходимость целенаправленной коррекционной работы. Нами была выдвинута гипотеза, что использование предложенного комплекса коррекционно-развивающих занятий игрового характера будет способствовать формированию адекватной самооценки и снижению уровня личностной тревожности данной категории детей. Для этого была выделена группа детей, с которой проводилась коррекционно-развивающая работа. После формирующего эксперимента был повторно исследован уровень личностной тревожности и уровень самооценки качеств личности.
Контрольный этап экспериментальной работы подтвердил эффективность предложенного комплекса коррекционно-развивающих занятий, в результате которого у детей экспериментальной группы с задержкой психического развития снизился уровень личностной тревожности, а количество адекватно оценивающих себя школьников увеличилось. Наметились положительные качественные изменения самооценки свидетельствующие о том, что дети стали более дифференцированно воспринимать и оценивать свои отдельные качества личности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Мы убедились в том, что использование предложенного комплекса коррекционно-развивающих занятий игрового характера способствует формированию адекватной самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.А. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Г.А. Абрамова. – М.: Академический Проект 2003. – 952 с.
2. Анкундинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов в учебной деятельности /Н.Е. Анкундинова //Вопросы психологии. – 1968. – № 3. – С. 131-138.
3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности /Л.И. Анцыферова. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Бернс. - М.: «Прогресс»,1986. – С. 30-66.
5. Винникова Е.Л. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития /Е.Л. Винникова, Е.С. Слепович //Дефектология. – 1999. – №1. – С.18-24.
6. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии /Т.А. Власова, М.С. Певзнер — М.: просвещение, 1973 – 278 с.
7. Волков Б.С. Психология подростка. 3-е изд., исправ. и доп. /Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
8. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. /П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии. – 1963. – №5. – С. 61-73.
9. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 284 с.
10. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии /Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. – 148 с.
11. Егорова Т.В. Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе /Т.В. Егорова, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова //Психологическая наука и образование. – 2009. – №3.
12. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллинн, 2000. – С. 103-104.
13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста /В.В. Ковалёва. – М.: Медицина, 1979. - 607с.
14. Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Автореферат дисс. на соискание уч. степ. кандидата психол. наук. /И.А. Конева. – Нижний Новгород, 2002. – 186 с.
15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И.С. Кон. – М., 2006. - 499 с.
16. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие /С.В. Крюкова, Н.П. Слободянюк. – М.: Генезис, 2002. - 208 с.
17. Липкина А.И. Психология самооценки школьника /А.И. Липкина //Автореф.дисс. ...д-ра психол.наук. – М., 1974. - 35 с.
18. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников. Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом /Е.Ю. Литвинова. – Ульяновск, 1997.
19. Лэндрет Г. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка /Г. Лэндрет, Л. Хоумер, Дж. Гловер, Д. Свини //Пер. с англ. Л. Р. Мошинской. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-320 с.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990. – 153 с.
21. Мухина В.С. Психология дошкольника /В.С. Мухина. – М., 2005. - 388 с.
22. Немов Р.С. Психология образования /Р.С. Немов. – М.: Просвещение. Владос, 1995. – 496 с.
23. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры /М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2009. – 156 с.
24. Переслени Л.И. Особенности прогнозирования и эффективность учебной, деятельности /Л.И. Переслени, В.Л. Подобед //Психология учебной деятельности школьников. — М., 1982. – С. 181-182.
25. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении: учебное пособие /П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров – М.: МПУ, 1996. – 272 с.
26. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы). М.: Нижний Новгород, 2001. - 85 с.
27. Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
28. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти /А.А. Реан. – 2002. – 656 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
30. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения /В.Ф. Сафин //Вопросы психологии, 1975. – №3. – С. 62-72.
31. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя /Е.С. Слепович. – Мн.: Нар. асвета, 1989. – 64 с.
32. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития /Р.Д. Тригер. Ярославль: Академия развития, 2008. – 128 с.
33. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте /О.В. Хухлаева //Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 80 с.
34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии /И.И. Чеснокова. – М., 1977. – 142 с.
35. Чистякова М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова //Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
36. Шимаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте /Е.В. Шимаметьева //Начальная школа + До и После. 2004. № 6. – С.17-22.
37. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) /Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.
38. Эриксон Э. Детство и общество /Э. Эриксон //Пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. – 416 с.
39. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику /Н.Г. Яковлева. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. – 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
· Приложение А. Выборка испытуемых
· Приложение Б. Методика исследования личностной тревожности А.М. Прихожан
· Приложение В. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна
· Приложение Г. Результаты исследования уровня личностной тревожности на этапе констатирующего эксперимента
· Приложение Д. Результаты исследования самооценки качеств личности на этапе констатирующего эксперимента
· Приложение Е. Результаты исследования уровней личностной тревожности на этапе контрольного эксперимента
· Приложение Ж. Результаты исследования самооценки качеств личности на этапе контрольного эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Выборка испытуемых
Таблица А.1
Список детей с нормальным психическим развитием
№ | Имя | Возраст |
1. | Таня А. | |
2. | Андрей В. | |
3. | Слава О. | |
4. | Полина В. | |
5. | Павлик В. | |
6. | Костя Ж. | |
7. | Артём П. | |
8. | Юля И. | |
9. | Вера Д. | |
10. | Максим Ф. | |
11. | Лиза К. |
Таблица А.2
Список детей с ЗПР
№ | Имя | Возраст |
1. | Оля К. | |
2. | Женя П. | |
3. | Ирина Л. | |
4. | Даша Е. | |
5. | Дима П. | |
6. | Арсений У. | |
7. | Дарина Р. | |
8. | Настя Ч. | |
9. | Алёша О. | |
10. | Борис К. | |
11. | Никита Д. | |
12. | Наташа Л. | |
13. | Аня А. | |
14. | Ира Т. | |
15. | Рома П. | |
16. | Катя Г. | |
17. | Света В. | |
18. | Данила В. | |
19. | Пётр Д. | |
20. | Валера М. | |
21. | Оля А. | |
22. | Денис Б. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика исследования личностной тревожности А.М. Прихожан
Методика относится к числу бланковых. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Результаты оцениваются на основе ключа:
· Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
· Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
· Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
· Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов теста.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную (стандартный балл). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся 10-11 лет. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Стандартный балл | Школьная тревожность | Самооценочн. тревожность | Межличностн. тревожность | Магическая тревожность | Общая тревожность | |||||
мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | |
0-8 | 0-7 | 0-10 | 0-7 | 0-8 | 0-7 | 0-7 | 0-6 | 0-33 | 0-26 | |
9-11 | 8-10 | 8-9 | 34-40 | 27-32 | ||||||
12-13 | 11-12 | 12-13 | 9-10 | 8-9 | 41-48 | 33-39 | ||||
14-16 | 13-14 | 11-12 | 11-12 | 49-55 | 40-45 | |||||
17-18 | 15-16 | 15-16 | 12-13 | 11-12 | 13-14 | 11-12 | 56-62 | 46-52 | ||
19-20 | 17-18 | 17-18 | 14-15 | 15-16 | 63-70 | 53-58 | ||||
21-22 | 19-20 | 16-17 | 17-18 | 71-77 | 59-65 | |||||
23-25 | 21-22 | 20-21 | 16-17 | 19-20 | 15-16 | 78-84 | 66-71 | |||
26-27 | 23-24 | 22-23 | 19-20 | 21-22 | 85-92 | 72-77 | ||||
28 и более | 25 и более | 24 и более | 21 и более | 19 и более | 17 и более | 23 и более | 18 и более | 93 и более | 78 и более |
Протокол обследования личностной тревожности А.М. Прихожан
Имя Ф. Таня А.
Возраст 10 лет
Инструкция: На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
· Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
· Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
· Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
· Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
· При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
Переверни страницу.
Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
№ | Ситуация | Ответ |
Отвечать у доски | ||
Оказаться среди незнакомых ребят | ||
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | ||
Слышать заклятия | ||
Разговаривать с директором школы | ||
Сравнивать себя с другими | ||
Учитель смотрит по журналу, кого спросить | ||
Тебя критикуют, в чем-то упрекают | ||
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | ||
Видеть плохие сны | ||
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | ||
После контрольной, теста – учитель называет отметки | ||
У тебя что-то не получается | ||
Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | ||
На тебя не обращают внимания | ||
Ждешь родителей с родительского собрания | ||
Тебе грозит неуспех, провал | ||
Слышать смех за своей спиной | ||
Не понимать объяснений учителя | ||
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | ||
Слышать предсказания о космических катастрофах | ||
Выступать перед зрителями | ||
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | ||
С тобой не хотят играть | ||
Проверяются твои способности | ||
На тебя смотрят как на маленького | ||
На экзамене тебе достался 13-й билет | ||
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | ||
Оценивается твоя работа | ||
Не можешь справиться с домашним заданием | ||
Засыпать в темной комнате | ||
Не соглашаешься с родителями | ||
Берешься за новое дело | ||
Разговаривать с школьным психологом | ||
Думать о том, что тебя могут «сглазить» | ||
Замолчали, когда ты подошел (подошла) | ||
Слушать страшные истории | ||
Спорить со своим другом (подругой) | ||
Думать о своей внешности | ||
Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, ум, сила, щедрость, красота).
Методика предполагает следующую процедуру проведения: ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их доброты (пример со шкалой доброты): внизу – самые злые люди, вверху – самые добрые. Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по доброте?».
На примере оценки качества «доброта» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Пример шкалы: высокое
низкое
Протокол обследования самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна
Имя Ф. Андрей В.
Возраст 11 лет
| ||||||||||||||||||||||||||
доброта | честность | ум | сила | щедрость | красота |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты исследования уровня личностной тревожности на этапе
констатирующего эксперимента
Таблица Г. 1
Уровень личностной тревожности в группе младших подростков с нормальным психическим развитием
Имя ребёнка | Тревожность | ||||
Школьная тревожность | Самооценоч- ная тревожность | Межличност-ная тревожность | Магическая тревожность | Общая тревожность | |
стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | |
Таня А. | |||||
Андрей В. | |||||
Слава О. | |||||
Полина В. | |||||
Павлик В. | |||||
Костя Ж. | |||||
Артём П. | |||||
Юля И. | |||||
Вера Д. | |||||
Максим Ф. | |||||
Лиза К. | |||||
Среднее арифметическое | 6,4 | 5,7 | 5,6 | 6,3 |
Таблица Г. 2
Уровень личностной тревожности в группе младших подростков с задержкой психического развития
Имя ребёнка | Тревожность | ||||
Школьная тревожность | Самооценоч- ная тревожность | Межличност-ная тревожность | Магическая тревожность | Общая тревожность | |
стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | |
Оля К. | |||||
Женя П. | |||||
Ирина Л. | |||||
Даша Е. | |||||
Дима П. | |||||
Сеня У. | |||||
Дарина Р. | |||||
Настя Ч. | |||||
Алёша О. | |||||
Борис К. | |||||
Никита Д. | |||||
Наташа Л. | |||||
Аня А. | |||||
Ира Т. | |||||
Рома П. | |||||
Катя Г. | |||||
Света В. | |||||
Данила В. | |||||
Пётр Д. | |||||
Валера М. | |||||
Оля А. | |||||
Денис Б. | |||||
Среднее арифметическое | 7,5 | 8,8 | 7,7 | 7,4 | 7,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Результаты исследования самооценки качеств личности
на этапе констатирующего эксперимента
Таблица Д.1
Результаты исследования уровня самооценки качеств личности у школьников с нормальным психическим развитием
Имя ребёнка | Качества личности | Сред- ний балл | Уровень самооцен-ки | |||||
Добро- та | Чест- ность | Ум | Сила | Щед- рость | Красо-та | |||
Таня А. | 4,2 | 2,0 | 4,3 | 3,5 | 2,7 | 3,5 | 3,3 | Средний |
Андрей В. | 4,0 | 4,8 | 5,0 | 4,5 | 4,2 | 4,7 | 4,5 | Высокий |
Слава О. | 3,2 | 4,7 | 3,3 | 2,6 | 3,4 | 2,8 | 3,3 | Средний |
Полина В. | 1,5 | 1,6 | 2,4 | 3,6 | 2,6 | 2,5 | 2,3 | Низкий |
Павлик В. | 4,1 | 2,4 | 4,4 | 3,7 | 2,9 | 3,6 | 3,5 | Средний |
Костя Ж. | 2,0 | 2,7 | 3,5 | 5,0 | 3,5 | 4,2 | 3,4 | Средний |
Артём П. | 3,0 | 1,4 | 3,3 | 1,9 | 1,7 | 3,5 | 2,4 | Низкий |
Юля И. | 2,5 | 1,3 | 3,2 | 2,3 | 2,2 | 3,4 | 2,4 | Низкий |
Вера Д. | 4,2 | 3,1 | 3,9 | 4,2 | 4,9 | 3,3 | 3,9 | Средний |
Максим Ф. | 3,3 | 1,6 | 1,3 | 3,6 | 1,2 | 2,4 | 2,2 | Низкий |
Лиза К. | 4,2 | 3,3 | 4,6 | 3,9 | 3,1 | 4,9 | 4,6 | Высокий |
В целом по группе | 3,2 | 2,6 | 3,5 | 3,5 | 2,9 | 3,5 | 3,2 | Средний |
Таблица Д.2
Результаты исследования уровня самооценки качеств личности у школьников с задержкой психического развития
Имя ребёнка | Качества личности | Сред- ний балл | Уровень самооцен-ки | |||||
Добро-та | Честность | Ум | Сила | Щед-рость | Красо-та | |||
Оля К. | 2,7 | 2,0 | 4,2 | 3,5 | 4,3 | 3,5 | 3,3 | Средний |
Женя П. | 4,0 | 4,2 | 4,7 | 4,5 | 5,0 | 4,8 | 4,5 | Высокий |
Ирина Л. | 3,4 | 4,7 | 3,2 | 2,8 | 3,3 | 2,6 | 3,3 | Средний |
Даша Е. | 4,0 | 4,7 | 4,0 | 4,2 | 3,5 | 5,0 | 4,2 | Высокий |
Дима П. | 2,8 | 2,4 | 2,6 | 2,8 | 2,4 | 3,0 | 2,4 | Низкий |
Сеня У. | 1,8 | 2,4 | 2,5 | 2,4 | 2,9 | 2,6 | 2,4 | Низкий |
Дарина Р. | 4,9 | 4,6 | 3,9 | 4,2 | 3,2 | 4,7 | 4,2 | Высокий |
Настя Ч. | 2,5 | 1,7 | 2,0 | 3,0 | 2,3 | 2,2 | 2,2 | Низкий |
Алёша О. | 2,6 | 1,6 | 3,1 | 2,4 | 1,3 | 2,4 | 2,2 | Низкий |
Борис К. | 4,9 | 4,7 | 3,9 | 4,2 | 3,1 | 4,7 | 4,2 | Высокий |
Никита Д. | 1,8 | 2,4 | 2,5 | 2,3 | 2,9 | 2,6 | 2,4 | Низкий |
Наташа Л. | 2,7 | 2,3 | 4,1 | 3,4 | 4,2 | 3,4 | 3,3 | Средний |
Аня А. | 4,2 | 4,3 | 4,6 | 4,7 | 5,0 | 4,8 | 4,6 | Высокий |
Ира Т. | 3,8 | 4,6 | 3,4 | 2,7 | 3,4 | 2,7 | 3,4 | Средний |
Рома П. | 4,0 | 4,7 | 4,3 | 4,3 | 3,5 | 5,0 | 4,3 | Высокий |
Катя Г. | 2,5 | 1,9 | 2,1 | 3,0 | 2,3 | 2,2 | 2,3 | Низкий |
Света В. | 1,8 | 2,4 | 2,3 | 2,7 | 2,1 | 2,6 | 2,3 | Низкий |
Данила В. | 4,8 | 4,6 | 3,8 | 4,2 | 3,1 | 4,8 | 4,2 | Высокий |
Пётр Д. | 2,5 | 1,8 | 1,6 | 2,3 | 1,8 | 3,1 | 2,1 | Низкий |
Валера М. | 2,4 | 1,6 | 1,6 | 3,3 | 3,6 | 1,5 | 2,3 | Низкий |
Оля А. | 5,0 | 4,9 | 3,5 | 4,4 | 3,2 | 4,9 | 4,3 | Высокий |
Денис Б. | 2,3 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 2,7 | 1,9 | 2,3 | Низкий |
В целом по группе | 3,2 | 3,1 | 3,1 | 3,3 | 3,1 | 3,4 | 3,2 | Средний |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Результаты исследования уровней личностной тревожности на этапе
контрольного эксперимента
Таблица Е. 1
Уровень личностной тревожности в экспериментальной группе
Имя ребёнка | Тревожность | ||||
Школьная тревожность | Самооценоч- ная тревожность | Межличност-ная тревожность | Магическая тревожность | Общая тревожность | |
стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | |
Оля К. | |||||
Женя П. | |||||
Ирина Л. | |||||
Даша Е. | |||||
Дима П. | |||||
Сеня У. | |||||
Дарина Р. | |||||
Настя Ч. | |||||
Алёша О. | |||||
Борис К. | |||||
Никита Д. | |||||
Среднее арифм. | 6,7 | 8,1 | 7,1 | 5,9 | 6,9 |
Таблица Е. 2
Уровень личностной тревожности в контрольной группе
Имя ребёнка | Тревожность | ||||
Школьная тревожность | Самооценоч- ная тревожность | Межличност-ная тревожность | Магическая тревожность | Общая тревожность | |
стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | стандартный балл | |
Наташа Л. | |||||
Аня А. | |||||
Ира Т. | |||||
Рома П. | |||||
Катя Г. | |||||
Света В. | |||||
Данила В. | |||||
Пётр Д. | |||||
Валера М. | |||||
Оля А. | |||||
Денис Б. | |||||
Среднее арифм. | 7,3 | 8,7 | 7,7 | 7,1 | 7,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Результаты исследования самооценки качеств личности
на этапе контрольного эксперимента
Таблица Ж.1
Результаты исследования уровня самооценки качеств личности у школьников экспериментальной группы
Имя ребёнка | Качества личности | Уровень самооцен-ки | ||||||
Добро- та | Чест- ность | Ум | Сила | Щед- рость | Красо-та | Сред-ний балл | ||
Оля К. | 3,2 | 2,9 | 3,0 | 3,5 | 2,9 | 3,8 | 3,2 | Средний |
Женя П. | 4,2 | 4,0 | 4,5 | 4,7 | 4,8 | 5,0 | 4,5 | Средний |
Ирина Л. | 3,5 | 3,0 | 3,2 | 3,8 | 3,1 | 4,0 | 3,4 | Средний |
Даша Е. | 4,4 | 3,0 | 4,1 | 4,7 | 3,9 | 5,0 | 4,1 | Высокий |
Дима П. | 2,7 | 2,5 | 2,7 | 2,7 | 2,3 | 3,1 | 2,4 | Низкий |
Сеня У. | 2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,6 | 2,9 | 2,9 | 2,6 | Средний |
Дарина Р. | 4,5 | 4,0 | 4,4 | 4,7 | 4,6 | 4,9 | 4,5 | Высокий |
Настя Ч. | 2,6 | 1,7 | 1,9 | 2,8 | 2,3 | 2,5 | 2,3 | Низкий |
Алёша О. | 2,4 | 1,6 | 2,4 | 2,6 | 1,3 | 3,1 | 2,2 | Низкий |
Борис К. | 4,9 | 4,5 | 3,9 | 4,2 | 3,3 | 4,9 | 4,2 | Высокий |
Никита Д. | 2,7 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,6 | 2,9 | 2,7 | Средний |
В целом по группе | 3,4 | 2,8 | 3,2 | 3,5 | 3,0 | 3,8 | 3,2 | Средний |
Таблица Ж.2
Результаты исследования уровня самооценки качеств личности у школьников контрольной группы
Имя ребёнка | Качества личности | Уровень самооцен-ки | ||||||
Добро- та | Чест- ность | Ум | Сила | Щед- рость | Красо-та | Сред-ний балл | ||
Наташа Л. | 3,4 | 2,4 | 2,6 | 4,1 | 4,2 | 3,4 | 3,3 | Средний |
Аня А. | 4,6 | 4,2 | 4,3 | 4,6 | 4,9 | 4,8 | 4,6 | Высокий |
Ира Т. | 3,9 | 4,5 | 3,4 | 2,7 | 3,5 | 2,7 | 3,4 | Средний |
Рома П. | 4,1 | 4,6 | 4,3 | 4,3 | 3,6 | 4,9 | 4,3 | Высокий |
Катя Г. | 2,0 | 1,8 | 2,6 | 3,1 | 2,0 | 3,1 | 2,4 | Низкий |
Света В. | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,7 | 2,2 | 2,6 | 2,3 | Низкий |
Данила В. | 3,7 | 4,6 | 4,9 | 4,2 | 3,3 | 4,6 | 4,2 | Высокий |
Пётр Д. | 2,4 | 1,9 | 1,5 | 2,4 | 1,9 | 3,2 | 2,2 | Низкий |
Валера М. | 2,3 | 1,7 | 1,7 | 3,3 | 3,5 | 1,6 | 2,3 | Низкий |
Оля А. | 3,6 | 4,8 | 5,0 | 4,5 | 3,0 | 5,0 | 4,3 | Высокий |
Денис Б. | 2,2 | 1,9 | 2,3 | 2,0 | 2,6 | 3,1 | 2,1 | Низкий |
В целом по группе | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,4 | 3,1 | 3,5 | 3,2 | Средний |