Подача звуковых и видемых сигналов при пройзводстве маневровой работы и пропуске поездов.
Видимые сигналы
Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы - светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:
дневные, подаваемые в светлое время суток, для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройств сбрасывания и гидравлических колонок);
ночные, подаваемые в темное время суток; такими сигналами служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях;
ночные сигналы применяются и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости - менее 400 м, маневровых - менее 200 м;
круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток, такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые, указатели, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста грузового поезда, сигнальные указатели и знаки.
в тоннелях применяются только ночные или круглосуточные сигналы.
Звуковые сигналы
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.
Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки, петарды.
Взрыв петарды требует немедленной остановки.
Сигналы, применяемые при маневровой работе
Маневровыми светофорами подаются сигналы:
один лунно-белый огонь - "Разрешается производить маневры" согласно к настоящей Инструкции;
один синий огонь - "Запрещается производить маневры" согласно к настоящей Инструкции.
Разрешение производить маневры может подаваться выходными и маршрутными светофорами одним лунно-белым огнем при погашенном красном огне. Проезд красных огней выходных и маршрутных светофоров в районе маневров также разрешается лунно-белым огнем групповых маневровых светофоров.
На станциях однопутных линий, а также двухпутных, оборудованных автоматической блокировкой для двустороннего движения, на маневровом светофоре, расположенном на мачте входного светофора со стороны станции, применяться сигнал один лунно-белый огонь - "Разрешается выход маневрирующего состава за границу станции".
Групповым маневровым светофором, разрешающим маневры в определенном районе станции, подаются сигналы в одну или обе стороны.
На маневровых светофорах вместо синих могут применяться красные огни.
На станциях с электрической централизацией стрелок и сигналов на маневровых светофорах могут применяется сигнал два лунно-белых огня - "Разрешается производить маневры; путь, огражденный этим светофором, свободен".
Горочными светофорами подаются сигналы согласно к настоящей Инструкции:
один зеленый огонь - "Разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью";
один желтый огонь - "Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью",
один желтый и один зеленый огни - "Разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной";
один красный огонь - "Стой! Запрещается роспуск";
буква "Н" белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем, - "Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь".
Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках по одному зеленому огню, одному желтому и одному зеленому огням и одному желтому огню горочных светофоров устанавливается руководством предприятия железнодорожного транспорта.
В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных светофорах, расположенных в середине путей парка приема, вместо красного огня может устанавливаться синий.
Для разрешения подачи составов до горочного светофора на путях парка приема, а также для сигнализации на подгорочных путях применяется маневровые светофоры.
При отсутствии маневровых светофоров проезд выходных и маршрутных светофоров с красным огнем при маневрах разрешается дежурным по станции или по его указанию руководителям маневров лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или по сигналу, подаваемому ручным сигнальным прибором.
При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:
"Разрешается локомотиву следовать управлением вперед" - днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью ручного фонаря с прозрачно-белым огнем согласно к настоящей Инструкции или одним длинным звуком;
"Разрешается локомотиву следовать управлением назад" - днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью ручного фонаря с прозрачно-белым огнем согласно к настоящей Инструкции или двумя длинными звуками;
"Тише" - днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем согласно к настоящей Инструкции или двумя короткими звуками;
"Стой!" - днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью - ручного фонаря с любым огнем согласно к настоящей Инструкции или тремя короткими звуками.
Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива (моторвагонного состава), специального самоходного подвижного состава, подтверждающими принятие их к исполнению.
Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь может подаваться звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции в соответствии с порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции.