Социальное управление организацией
Социальное управление, в отличие от управления производством, можно охарактеризовать как процесс, обеспечивающий удовлетворение жизненных интересов членов данной организации.
Общие принципы социального управления довольно давно привлекают внимание отечественных социологов. Обсуждая эти принципы, социологи сходятся в том, что в центре социального управления должны стоять показатели качества жизни человека. Так, В.Н.Иванов считает, что в конце XX века изменилась парадигма общественного развития: акцент сместился с экономического развития как самоцели на развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. При этом он обосновывает важное в нашем контексте положение о том, что основой социального управления в России должен быть корпоратизм, который он понимает как такой способ организации общественной жизни, при котором централизация в принятии социальных решений сочетается с активностью и самостоятельностью нижележащих уровней (Основы социального управления, 2001).
В литературе, представляющей содержание социального управления организацией, как правило, обсуждаются социальные программы, обеспечивающие организацию в целом. (Такие программы, содержащиеся в планах социального развития, были характерны и для отечественных предприятий в 70-80-е годы). Эти программы направлены на обеспечение персонала жилищем, медицинским обслуживанием, помощь в организации потребительских услуг, передвижении на работу и с работы, кредитовании, страховании, консультировании, организации внерабочего времени, обеспечение полной информацией и др.
Примерно такие же программы существуют и на передовых западных предприятиях. Важно то, что эти программы разрабатывают не только руководители. Так, в компании Дженерал Моторс существует комитет (в него, кроме руководителей, входят рабочие, организационные психологи), наделенный правом решать вопросы обогащения труда, перепроектирования помещений и оргструктур (Шульц Д., Шульц С., 2003).
Конечно, в настоящее время такие социальные программы представлены, в основном, на передовых российских предприятиях. Характерной особенностью отечественных социальных программ было то, что до недавнего времени российские компании работу с персоналом рассматривали как а) неизбежные потери, возникшие вследствие устранения таких препятствий, как требования персонала к работодателю, б) пиар-акции и благотворительные акты, дающие косвенную прибыль в виде положительного мнения о компании во внешнем окружении. Однако в последнее время в России оформилось движение, представленное ведущими российскими компаниями, которые по-иному подходят к работе с персоналом и ведут свою работу в идеологии человеческих ресурсов (см. напр. Материалы экспертного совещания, 2003).
Характерной особенностью работ по социальному управлению является то, что они, как правило, имеют в виду лишь общий управленческий уровень - управление организацией в целом. Нижележащие уровни социального управления практически не обсуждаются. А именно на нижележащих уровнях и происходит непосредственная работа с человеком и для человека.
Как уже было обосновано выше, в рамках производственной организации выделяются четыре основных уровня управления - производственной организацией в целом, производственным подразделением, системой «группа — рабочая зона группы», системой «человек — рабочее место". Поскольку каждый уровень управления имеет свою специфику, необходимо определить содержание социального управления для каждого уровня. Эта задача была решена нами при организации социально-психологической службы производственного объединения «Курганприбор». А основным регламентирующим документом в этой связи являлся стандарт социального управления, принятый в объединении и внедренный в некоторых министерствах бывшего СССР (см. главу 6).