Руководство персоналом организации
Требования к руководителю организации (личности, профессионала, организатора, психолога и педагога):
- необходимый достаточный уровень знаний, навыков и умений, то есть компетентность в делах производственного коллектива;
- организаторские и управленческие способности;
- умение быстро и точно ориентироваться в производственных ситуациях, разбираться в психологии подчиненных и деловых партнеров;
- практический склад ума;
- сильные волевые качествами;
- психологические и педагогические способности.
Структура свойств личности руководителя:
- Общепсихологические - практически такие же, как и у других специалистов, но должны быть более выражены.
- Специфические - требовательность, решительность, энергичность, критичность, практичность, быстрота и гибкость мышления, анализаторных систем, то есть, восприятия и оценки актуальной ситуации производства или делового общения;
- Направленность- собственная политика руководства коллективом, не противоречивающая политике высшего руководства, организации в целом, государства, а также общечеловеческим ценностям;
- Готовность профессиональная, психологическая, социально-психологическая, физическая и др.
Такт - чувство меры и целесообразности руководителя в своих действиях, поступках и словах, а именно:
- вдумчивое и внимательное отношение руководителя к подчиненным и деловым партнерам.
- нетерпимость и поспешность в выводах и решениях;
- обоснованность и гибкость мер воздействия с учетом интересов и особенностей личностей подчиненных;
- умение быть в деловых отношениях выше сугубо личного, мелкого, сию-минутного;
- умение быстро и объективно оценить ситуацию, найти нужные и единственно правильные в данной ситуации слово, действие;
- умение выслушать и понять подчиненного, делового партнера, представить его точку зрения, то есть посмотреть на проблему их глазами.
Нередко чувство такта позволяет руководителю во многих производственных ситуациях предотвратить конфликтные ситуации, избежать ненужных, неприязненных отношений с подчиненными, деловыми партнерами, коллегами.
Руководитель должен уметь мыслить:
- проблемно и перспективно, заранее определяя трудности и способы их преодоления;
- практически и обосновано, отличая действительные факты от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
- нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;
- оперативно, т.е. быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая решения в условиях дефицита времени;
- последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке дел;
- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально используя опыт других, совершенствуя свои профессиональные знания и навыки.
Другим, не менее важным профессиональным качеством руководителя, является умение осуществлять деловое общениес людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.
В зависимости от управленческих ситуаций руководителю приходится исполнять различные социальные «роли» (социальные функции), которые определяют его положение в организации:
1. Администратор- наблюдает за исполнением заданий персонала.
2.Плановик- разрабатывает планы, методы и средства, с помощью которых подчиненные достигают поставленных целей.
3.Политик - установливает цели и задачи коллектива, личное поведение в группе, организации.
4.Эксперт - источник достоверной информации для персонала или квалифицированный специалист.
5. Представитель коллектива во внешней среде.
6. Регулятор отношений внутри группы, организации.
7. Источник идей, информации, поощрений и наказаний персонала.
8. Судья, а также миротворец.
9. Символ - пример для персонала, лицо коллектива.
10. Диктатор - отменяет индивидуальную ответственность. Например, «Все претензии ко мне, действуйте от моего имени» или «Передайте, что я приказал»;
11.Старший товарищ - обращаются за помощью, ждут от него поддержки.
12."Козел отпущения" - отвечает за все неудачи в работе коллектива.
Принципы руководства персоналом:
- единство слова и дела;
- единство во взглядах и действиях с общественным мнением коллектива организации;
- постоянно опираться на своих помощников, а не подменять их, требовать от них инициативы и самостоятельности в принятии решений (в пределах их полномочий);
- видеть в действиях, словах и поступках персонала в первую очередь только положительное;
- говорить только правду, но в пределах служебных полномочий персонала;
- быть образцом в моральном плане:
- иметь собственную “политику.
Функции руководителя определяются формулой: “Организация, управление, планирование, координация, исполнение, контроль, мотивация, обучение, воспитание”.
К специфическим функциям руководителя следует отнести:
- выработку стратегии и тактики деятельности руководимой организации.;
- подготовку, непосредственное участие в разработке и обсуждении планов работы персонала;
- информирование подчиненных о целях и требованиях вышестоящих органов управления организации;
- делегирование функций подчиненным, контроль исполнения, наложение санкций;
- распределение между подчиненными материальных благ, поощрений;
- создание нормальных производственных и межличностных взаимоотношений, предупреждение напряженности в коллективе, использование авторитета руководителя при разрешении конфликтов;
- организация и проведение профессиональной подготовки и воспитания подчиненных;
Стили руководства
Стиль жизни, стиль поведения, стиль руководства - все эти понятия отражают определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые манеры, привычки, вкусы, склонности (stylus - буквально палочка, стержень).
Под стилем руководства следует понимать типичную для руководителя систему приемов взаимодействия и воздействия его на подчиненных.
Согласно теории К. Левина выделяют четыре основных стиля руководства:
-авторитарный- жесткие формы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых руководителем решений. Основной принцип в работе – единоначалие;
- демократический - коллегиальность, поощрение инициативы и т. д.
Основной принцип в работе – коллегиальность;
- анархический - отказ от управления, устранение от руководства и т. д.);
- либеральный-снижение требовательности к подчиненным, ориентация на бесконфликтные отношения.
Более развернутую классификацию стилистических поведенческих реакций руководителей предлагают американские психологи Р. Блейки и Дж. Маутон. Она известна как система стилей руководства. В управленческой психологии она более известна как “решетка менеджера”, сетка ГРИД(рис.1).
Ориентация на СО(М), 9+9
нужды, интересы 9 -----------------------------.----
людей. 1.9 9.9
6-----------------------------------
5,5
3 ------- ------------------------
1.1 9.1
0 3 6 9
Ориентация на задание, результат.
Рис. 1. Система стилей руководства (“решетка менеджера”)
Данная концепция предполагает определять стиль руководства исходя из его ориентации на задачи производства и нужды людей. С точки зрения гуманистического подхода хороший руководитель отлично знает производство и всегда ориентирован на высокие результаты в работе, но в то же время он понимает и учитывает в процессе работы нужды и интересы подчиненных.