Ринолалия, ее формы, их характеристика.

Ринолалия- до 60-х годов XX века входила в структуру механической дислалии. Гриншпун, Ляпидевский С.С. выделили ее в отдельную группу.

Ринолалия – различные расщелины губы и нёба, при этом расщелины делятся на полные расщелины (сквозные) и несквозные. Расщелины: односторонние, двусторонние.

Скрытая расщелина нёба (подслизистая расщелина нёба). Она затянута фиброзной перепонкой, которая сверху выстлана слизистой оболочкой (Субмукозная расщелина). Как обнаружить?

- прием пальпации. Когда чистым пальцем ощупываем твердое и мягкое нёбо, а его нет, там мягкая ткань, косточки нет.

- когда побуждаем закинуть голову назад, широко открыть рот на звук [а] на твердой атаке. В результате увидим втянутость ткани в виде ∆.

Такая субмукозная расщелина сопровождалась несколькими клиническими дефектами.

- врожденное укорочение мягкого нёба, отправлять ребенка на уранопластику.

Как распознать укорочение мягкого нёба?

- врач-стоматолог, отоларинголог, логопед.

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи и голоса в результате анатомического дефекта органов артикуляции, могут быть нарушены анатомо-физиологические механизмы.

Причина различных расстройств речи не только расщелина, но и следствие расщелины.

- у ребенка расщелина, она нарушает небно-глоточное смыкание, нарушен тембр голоса, возникает гнусавость, нозальность.

- нарушено естественное вскармливание, поэтому пища застаивается в ротовой полости → заболевание ЖКТ, соматически ослаблен=>ЗРР

- у всех нарушена зубно-челюстная система.

- у всех детей закупорка евстахиевых труб, небольшое, но снижение слуха 15-25 децибел, снижен котроль за своей и чужой речью.

- поскольку у детей расщелина нарушается дыхание, выдыхаемая струя через нос и рот (//N в 6 лет ЖЕЛ = 1400 мл, у них 300-600).

- слабость мышц речевого аппарат, жевательно-глоточной мускулатуры. Корень языка проталкивает пищу в рот и в результате корень языка развивается в объёме и п.э. кончик языка ослаблен, почти не принимают участие в образование звука.

- с рождением закрывают расщелину корнем языка=>язык всегда горкой.

В компенсации должны принимать участие мед работники:

1. Педиатр – обучает правильному вскармливанию, рассказывает родителям о профилактике заболевания детей. 2. Отоларинголог, 3. Ортодонт- готовят речевые аппараты, закрывают выход воздуха в нос и дети говорят без нозальности.4. Ортопед. 5. Вертибролог – шейные позвонки. 6. Хирург-стоматолог – хейлопластика – пластика губы и уранопластику – плстика нёба. 7. Логопед.

В зависимости от характера нарушений функций небно-глоточного кольца делится на 2 формы: открытая, закрытая и смешанная ринолалия.

Открытая ринолалия – вызвана отсутствием небно-глоточного смыкания. Выделяют – врожденную открытую ринолалию и приобретённую открытую ринолалию (трамвы челюстной мускулатуры).

При ринолалии страдает весь звуковой фонд, при произнесении нарушается дифференциация гласных по признаку высоты ряда и огубленности.

Дети не могут в движениях артикуляции воспроизводить фонологические противопоставления.

При произнесении согласных звуков у них наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов: шипящие – артикулируют как свистящие, звонкие- глухие, твердые-мягкие, переднеязычные – т, д, = к, г, губные звуки – п, б, как т , д, м, л.

При ринолалии согласные звуки верхнего подъёма артикулируют как звуки нижнего подъёма, в движениях артикуляции не умеют воспроизводить фонологическое противопоставления.

Следствием является недоразвитие фонематического слуха, не будут различать звуки близкие по артикуляционным признакам (по способу и месту образования).

ФОНЕМА =.

Дети затрудняются обрабатывать информацию о звуковом составе слова, поэтому у них нарушена операция выделения конкретной фонемы.

ШАПКА – звуковой состав слова звучит не четко, смазано, поэтому при неблагоприятных условиях воспитания у ребенка будет страдать лексическая система языка, вербальные понятия, наглядно-образное мышление, страдает памяь, грамматический строй речи, понимание речи, ОНР.

Т.о., по структуре речевого дефекта дети не однородны, могут выделится след. Группы детей.:

1. ФФНР, т. е. страдает артикуляция+фонемат.слух и восприятие +голос и др.просодические компоненты языка.

2. Дети только с ринофанией – нарушение голосовой функции (тембр, нозальность).

3. ОНР.

Заключение ФФНР у ребенка с ринолалией.

Логоработа при открытой ринолалии.

1. Операция хейлопластики- на 3-4 день жизни в зависимости от здоровья. Продолжается лечение на 2-3 день после операции лазерная терапия на заживление швов. После снятия швов, выписки из стационара, проводится теплое лечение, физиотерапевт. лечение, массаж верхней губы.

- Тепловое лечение – парофиновые аппликации 30-40 дней, аппликации из травяной кашицы (ромашка, зверобой, подорожник, мать – и мачеха, крапива).

- Должны провести физиотерапев.лечение 7-10 дней электрофорез с лидазой, фонофарез с мидокалмой, проводится электрофорез с мидокалмом.

- Массаж верхней губы –большим пальцем держим верхнюю губу, а указательным пальцем растираем шов, постукивание по шву.

- пассивная гимнастика для губ – игра с соской, имитация, игра с лог.палочкой, те слоги и звуки проговариваем особенно губные (па-па, ба-ба, ма-ма), звукоподражание (бип), губы в трубочку, раздвигать губы, поднять верхнюю губу и опустить. Каждое движение по 3 раза.

Пассивная гимнастика для формирования кинестезии.

2. Уранопластика проводится в разные сроки в зависимости от здоровья ребёнка. Вначале сходить к ортодонту. В зависимости от уранопластики лог.работы делится на 2 этапа: - до операционный этап и – после операционный этап.

Закрытая ринолалия (ЗР).

Она возникает в результате изменений тембра голоса, кот.происходит при закупорке носовой полости. Полость носа – верхний резонатор, происходит усиление голоса, придается тембр голоса, определенная окраска (особенно гласных), образ. звуки [м] и [н].

При ЗР наблюд.изменения тембра голоса в следствии частичного или полного отсутствия резонанса в носовой полости.

Страдают гласные звуки, теряют звучность, окрасность и два носовых звука [м] и [н].

Недостатки звуков приобретают след.характер:

Если наблюд.полная закупорка носа, то звук [м] заменяется на [б]. вместо мама-баба. [н] на [д] Нина-Дида. В случае частичной закупорки носа [м] произносится как [мб] мбамба- мама. [н] на [нд] Ндинда - Нина. Может происходить смещение звуков [мн]. По структуре речевого дефекта выд.2 группы: ФНР и ФФНР.

По причинам, кот. вызывают ЗР она делится на 2 вида: Функциональная ЗР, органическая ЗР.

Функциональная ЗР вызвана:

- тугоухость,

-глухость

- беспорядочная речь.

- подражание речи гнусавого ребенка.

- удаление аденоида.

Органическая форма ЗР возникает в результате органических изменений в области зева, носоглотки и в самом носу.

При этом различают переднюю ЗР и заднюю.

Передняя ЗР. Если препятствия имеется в передних отделах носа. Такими препятствиями могут быть воспалительные отёки слизистой носа, это полипы в носу, искривление носовой перегородки, чрезмерно узкие ноздри.

Задняяя ЗР. Если препятствия имеются в задних отделах носа или носоглотки. Такими препятствиями могут быть аденоидные прпятствия носоглотки, фибриомы или др.опухоли с расщелинами мягкого нёба с задней стенки глотки.

Дооперационный этап логопедической работы, его содержание

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи и голоса в результате анатомического дефекта органов артикуляции, могут быть нарушены анатомо-физиологические механизмы.

До операционный период.

Задачи до операционного периода:

1. Включает в себя формирование артикуляц.праксиса.

2. Подготовка к уранопластике.

3. Развитие физиолог. и реч.дыхания.

4. Коррекция звукопроизношения.

Отрабатываем статич. артикуляц.гимнастику –дорсальную позицию, вакуминальное, альвиолярное.

Дорсальная позиция – окно 1-5, кончик языка, заборчик, лопата 1-5, лопата и выдох, лопата и мостик +выдох.

Динамично соединять и делать быстрее, чтобы мышцы были эластичными.

Делаем сигнальные карточки, запоминают последовательность и отрабатывают артикул. позу.

Гимнастика дыхания – формир. физиологич. дыхания. Берем различного рода предметы и выдыхаем, вначале легкие предметы, а затем тяжелые и учим выдыхать (закрывать носовые ходы).

Важно в этот период сделать гримас гимнастику (для лица) – подними брови вверх, подержи, опусти бровки, улыбнись широко, поддержи улыбку, надуй щечки, опусти, эмоции – удивление, вопрос.

Делают операцию уранопластики.

3.Послеоперационный этап логопедической работы, его содержание.

После операционный период.

Нёба опухшая, отечная, чувствит.снижена. после операции усилив. основной оттенок, поэтому основная задача- развитие, формирование небно-глоточного затвора, активизировать работу небно-глоточного кольца, а сюда входит адняя стенка глотки, боковые стенки глотки и нёба.

Проверяем будет ли работать мягкая нёба: запрокидываем голову назад, широко открыть рот и твёрдо произнести звук [а].

Если небная стенка вздрагивает, то можно начинать работать.

С чего начинаем работать с небным кольцом?

- с развития подвижности челюсти. Заживает шов и образуется массивные рубцевание в области нёбных душек и поэтому челюсть раскрывается, но незначительно. Есть такая закономерность: чем шире открывается рот, тем уже становится глотка, это создаёт лучшие условия для голоса образования. Чем шире открывается рот, тем плотнее становится небно-глоточное замыкание. Поэтому даются задания для разработки нижней челюсти: механотерапия, давать мягкую жеват.резинку ǀ>кладется на зубы и жуётся определенное время.

Логопед говорить широко открыть рот – в начале на 2 пальца, →на 3 пальца вытягиваем кончик языка к подбородку. Открываем рот и на шепоте произносим звук [а]. → даём упражнение запрокидываем головы назад и открываем рот. То же самое упражнение только с сопротивлением.

Открывание рта и одновременно сопротивление нижней челюсти. Затем такие упр. проводятся с гласными звуками.

На 3 день после уранопластики подключается дых. гимнастика. Подняли руки вверх на вдохе, и на выдохе – опускаем руки.

Массаж мягкого нёба на 10-14 день после уранопластики.

Вначале пассивный массаж, наблюд. три вида:

1. От верхний резцов до увулии (до маленького язычка).

2. В поперечном направлении на границе твердого и мягкого нёба (он более эффективный), происходит рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба задней стенки глотки.

3. Смешанный вид – когда большим пальцем ведем от верхних резцов до увулии, в поперечном направлении.

Если у ребенка появляется рвотный рефлекс при делании массажа, то нёба заработала.

Активный массаж (пальцевый). Его 2 вида:

- На фоне длит.произносит. звука [а] производим поглаживающие, винтообразные движения по нёбе.

- На фоне коротко произносимого звука [а] производим также большим пальцем по нёбу.

Кроме этого планир.работа челюстно-подъязычных мышц.

1. Поглаживающий массаж: И.п.- рот широко открыт, кончик языка оттянут к подбородку и в этом положении производят непрерывные поглаживающие движения по задней спинке языка (вертик. и горизонтал).

2. Вибрационный массаж. И.п. – рот широко открыт, кончик языка у подбородка. 2 пальцами постукивание задней стенки языка.

Каждое утро и вечер проводить гидромассаж – полоскать горло водичкой. Кроме лог.массажа проводится электростимуляция мышц мягкого нёба (15-20 сеансов), продолж. 5 мин. на каждую половину мягкого нёба.

Проводится электрофорез с йодистым калием. Если нёба укороч. или короткая, то делают вакуум массаж (можно найти в детской поликлинике) – протез присоска, кот. приклад. к мягкому нёбу, присасывается в результате увелич. приток крови, улучшается функции мягкого нёба.

Для того, чтобы растормозит нёбно-глоточные мышцы полезно распевать гласные звуки, их сочетание, петь мелодии песен на гласных звуках.

Массаж делается после операции до 5-6 мес, дальше делать бесполезно, шов заживает.

Стимулирование небного и глоточного рефлекса.

1. С помощью шпателя раздражаем корень языка. В результате происходит рефлект. сокращение.

2. Имитация жевания

3. Имитация глотания (приносят водичку) и мелкими порциями пьют).

4. Покашливание

5. Имитация позёвывания.

6. Имитация рвотного движения (язычок вперед) на рвотном движении произносим гласные звуки, поём звуки.

7. Опускание головы с преодолением сопротивления (голову держим руками, а он сопротивляется).

Параллельно проводится работа над дыханием, продолжаем работу по развитию физиолог.дыхания.

После операц.период отрабатываем дыхат.речевое дыхание.

4.Типы массажа небно-глоточного кольца (НГК) и методика их проведения.

Массаж мягкого нёба на 10-14 день после уранопластики.

Вначале пассивный массаж, наблюд. три вида:

4. От верхний резцов до увулии (до маленького язычка).

5. В поперечном направлении на границе твердого и мягкого нёба (он более эффективный), происходит рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба задней стенки глотки.

6. Смешанный вид – когда большим пальцем ведем от верхних резцов до увулии, в поперечном направлении.

Если у ребенка появляется рвотный рефлекс при делании массажа, то нёба заработала.

Активный массаж (пальцевый). Его 2 вида:

- На фоне длит.произносит. звука [а] производим поглаживающие, винтообразные движения по нёбе.

- На фоне коротко произносимого звука [а] производим также большим пальцем по нёбу.

Кроме этого планир.работа челюстно-подъязычных мышц.

3. Поглаживающий массаж: И.п.- рот широко открыт, кончик языка оттянут к подбородку и в этом положении производят непрерывные поглаживающие движения по задней спинке языка (вертик. и горизонтал).

4. Вибрационный массаж. И.п. – рот широко открыт, кончик языка у подбородка. 2 пальцами постукивание задней стенки языка.

Каждое утро и вечер проводить гидромассаж – полоскать горло водичкой. Кроме лог.массажа проводится электростимуляция мышц мягкого нёба (15-20 сеансов), продолж. 5 мин. на каждую половину мягкого нёба.

Проводится электрофорез с йодистым калием. Если нёба укороч. или короткая, то делают вакуум массаж (можно найти в детской поликлинике) – протез присоска, кот. приклад. к мягкому нёбу, присасывается в результате увелич. приток крови, улучшается функции мягкого нёба.

Для того, чтобы растормозит нёбно-глоточные мышцы полезно распевать гласные звуки, их сочетание, петь мелодии песен на гласных звуках.

Массаж делается после операции до 5-6 мес, дальше делать бесполезно, шов заживает.

Стимулирование небного и глоточного рефлекса.

8. С помощью шпателя раздражаем корень языка. В результате происходит рефлект. сокращение.

9. Имитация жевания

10. Имитация глотания (приносят водичку) и мелкими порциями пьют).

11. Покашливание

12. Имитация позёвывания.

13. Имитация рвотного движения (язычок вперед) на рвотном движении произносим гласные звуки, поём звуки.

14. Опускание головы с преодолением сопротивления (голову держим руками, а он сопротивляется).

Параллельно проводится работа над дыханием, продолжаем работу по развитию физиолог.дыхания.

- выдыхание на предметы

- выдыхаем на свечи, чоб их потушить.

- приведение во вращение ветреной мельницы.

- игры на свистящих игрушках (дудочках).

- губная гармошка (появл. кинестезия).

- формир.нижнее диафрагмальное дыхание (ребенка укладывают на кушетку, рука логопеда на животе и делаем вдох 1-2, выдох 3).

- закрепление на гласные звуках.

→а

---→а

-------→а

- трехфазовое дыхание (пфф с паузами, пфф, пфф), закрепляется на гласных звуках

- давать упражнения «Звук и волшебник» [и] и вытягиваем ленточку из рта.

Собака на солнышке лает твердо [а] и продышите гласные звуки а, о, у, ы.

- продышите гласные звуки ИРА, ИВА.

- побуждаем ребенка произносить му-му. Живот втянуть.

- дифференциация ротового и носового выдохов.

вдох Выдох

Нос Нос

Рот Нос

Нос Рот

Рот Рот

- подними нёбную занавеску, как ты это делаешь – намереваешь произнести звук [а].

- подними нёбную занавеску, когда ты намереваешь выдохнуть на ладошку.

1. Вдох и выдох носом, зеркало запотело, выдыхаемая струя через нос.

2. вдох носом и выдох ртом. При выполнении этого упр. вы фиксируете внимание ребенка, при выдохе ртом небная занавеска не поднимается и зеркало не запотевает.

3. вдох ртом и выдох носом. При выполнении этого упражнения при вдохе ртом зеркало не запотело, то следует отработать подгот.упражнения.

После операц.период отрабатываем дыхат.речевое дыхание.

5.Закрытая ринолалия, особенности логопедической работы

Закрытая ринолалия (ЗР).

Она возникает в результате изменений тембра голоса, кот.происходит при закупорке носовой полости. Полость носа – верхний резонатор, происходит усиление голоса, придается тембр голоса, определенная окраска (особенно гласных), образ. звуки [м] и [н].

При ЗР наблюд.изменения тембра голоса в следствии частичного или полного отсутствия резонанса в носовой полости.

Страдают гласные звуки, теряют звучность, окрасность и два носовых звука [м] и [н].

Недостатки звуков приобретают след.характер:

Если наблюд.полная закупорка носа, то звук [м] заменяется на [б]. вместо мама-баба. [н] на [д] Нина-Дида. В случае частичной закупорки носа [м] произносится как [мб] мбамба- мама. [н] на [нд] Ндинда - Нина. Может происходить смещение звуков [мн]. По структуре речевого дефекта выд.2 группы: ФНР и ФФНР.

По причинам, кот. вызывают ЗР она делится на 2 вида: Функциональная ЗР, органическая ЗР.

Функциональная ЗР вызвана:

- тугоухость,

-глухость

- беспорядочная речь.

- подражание речи гнусавого ребенка.

- удаление аденоида.

Органическая форма ЗР возникает в результате органических изменений в области зева, носоглотки и в самом носу.

При этом различают переднюю ЗР и заднюю.

Передняя ЗР. Если препятствия имеется в передних отделах носа. Такими препятствиями могут быть воспалительные отёки слизистой носа, это полипы в носу, искривление носовой перегородки, чрезмерно узкие ноздри.

Задняяя ЗР. Если препятствия имеются в задних отделах носа или носоглотки. Такими препятствиями могут быть аденоидные прпятствия носоглотки, фибриомы или др.опухоли с расщелинами мягкого нёба с задней стенки глотки.

Направить к отоларингологу, когда убрали все препятствия, то мы начинаем лог.работу.

Лог.обучение включает в себя след.направление:

- воспитание носового дыхания

- дифференциация носового и ротового выдохов

- формирование фонем [м] и [н].

- уточнение артикуляции гласных звуков.

Для развития носового дыхания рекомендуется комплекс упражнений:

1. Положит руки на заднюю поверхность шеи, сделать усиленный вдох носом, а затем длительный выдох.

2. Положить руки на затылок, сделать усиленный вдох носом, а затем медленный вдох носом.

3. Подняться на носочки и сделать усиленный вдох носом, а затем медленный спокойный выдох.

4. Закрыть указат.пальцем одно из ноздрей и вдохнуть открытой ноздрей, а затем пальцы поменять.

5. Динамич.гимнастика: руки поднять на вдохе, руки вниз-выдох.

6. Носовые дыхания можно формировать массаируя биологич.активные точки.

7. Уточнить артикуляцию гласных звуков и поставить [м] и [н]. ум, ам.

На фоне произносимого звука [у] смыкаем губы, получается артикуляция и смыкание губы и звучит [м].

На фоне произносимого звука [м] говорим [н] поднимаем кончик языка к верхним резцам и звучит звук [н], подниаем к альвеолам.

От этих звуков начинаем работать над голосом. В начале долго тянем поставленный звук [м], отрабатываем [у]коротко и [м]длительно. отрабатываем [у] [м] [у]. . опускаем голову и говорим звук [н], потом [ну], [ун], между гласными [уну], подбираем словосочетания и предложения. Мам, мам молока бы нам.

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи и голоса в результате анатомического дефекта органов артикуляции, могут быть нарушены анатомо-физиологические механизмы.

6.Структура речевого дефекта при ринолалии. Динамика коррекции при ринолалии.

Отчего будет зависить динамика коррек.обучения?

Динамика будет зависить от многих факторов – это результаты уранопластики, здесь 2 случая:

1. Когда у ребенка мягкая нёба после уранопластики рефлексы живые. В этом случае все сформировано, можно снять нозальность.

2. Когда нёба после уранопластики длинная, но натянутая как парус. В этом случае не происходит полного небно-глоточного смыкания, поэтому звуки можно поставить, но нозальность остается и поэтому требуется повторная уранопластика.

Факторы:

А) после какого времени, кода происходит заживление швов оно стало укороченным. Многое зависит от хирурга-стоматолога.

Б) снижение слуховой функции, закупорка евстахиевых труб, и вданном лучае родители не обращаются к оторалингологу и обязательно нужно обратится к специалисту.

В) когда у ребенка подслизистая расщелина (субмукозная). Здесь могут встретиться 2 случая: 1. У одного ребенка можем восстановить нозальность, поставить звуки, а у второго ребенка не получается (мягкая нёба укорачивается). 2. Динамика зависит от состояния миндалин.

1 ребенок 2 ребенок

миндалины

уранопластика

Отличный результат (отличная

подвижная нёба) Нёба немного укороченная

Нёба длинная удовлетворительная

оценка Речь отличная (поставлены все звуки, нет нозальности).

Удалили миндалины

Отличная оценка Удовлетворительная оценка

Укороченная мягкая нёба сопровождалась удалением миндалин, во втором случае не надо было удалять миндалины.

Г) ребенку сделали уранопластику. После него нёба длинная, подвижная, но звуки речи ставили с трудом. Здесь могла быть дизартрия (порез языка).

Д) когда у ребенка наблюдается парез язычка и это тоже сложный момент. Медики не справляются, нов се равно остается. Звуки, если даже поставили, но нозальность остается.

Е) врожденное западение корня языка.

Ж) два ребенка, у обеих прошла хорошо уранопластика, но при занятии результаты разные, зависит от психич. состояния ребенка. Один ребенок заинтересован, а другой - заторможен. Надо заинтересовать ребенка. Должен помочь невропатолог (водный массаж, хвойная ванная).

Формирование звукопроизношения

Важно соблюдать след.принципы:

- вначале ставятся звуки простые по артикуляции и постепенно переходите к ложным звукам.

Нужно рассредоточить во времени прохождения звуки близкие по артик.признакам.

А О У Э

Ш Ж Ч Щ

Л Т Д

А У И Ч-Т

Т Ш О И Э

О А З А - Э

А О А У Ж - З Щ

Д С У -

Т Д Ш – С Ч С

Л У - О Щ-С

Ж Т

Чтобы в речевом материале по закреплению звуков не было звуков близких к изучаемому. [с] не брать звуки похожие по артик.принципу [с] и [ц] лисица.

Взятые из разных фонем. групп.

Как идет формирование звуков?

1. Постановка звуков идет от отработки артик.гимнастики+выдох+контроль слуховой.

[с]- оконо, забор, лопата, мостик, выдох с.

[з]окно, забор, лопата, мостик, выдох з.

2. От звуков аффрикаты

[ц]- от т – с

→т

--→с

-------→т -------с

----------------→тс

3.можно брать основную артикул.позу +выдох и слуховой контроль.

Чашечка и прошипим шшш.

На закреплении звука – вслогах закрытых

Аш, ош, уш , аша

Гласные на твердой атаке.

Если согласные на конце смычные, лучше их закреплять в конце слова.

Рак. (чувствовали выдыхаемую струю).

Особенности работы с гласными звуками.

1. Одновременно отрабатываем дыхание

2. Отрабатываем небно-глоточное смыкание (небная занавеска, боковые края глотки).

3. Первыми звуками лучше ставить [а] и [э] (у нижних зубов язык находится) [о] [и] [у] [ы] и [я] [ё] [ю]этированные звуки.

Дается правильный артикуляционный уклад звука.

[а] – кончик языка у нижних резцов, рот широко открыт, выдохнем на кончик языка и шепотом произнесем [а]. только тихим голосом говорим, чтобы не поднималась гортань.

[и] – ставим этированные звуки. и+а = я, и+о=ё, и+э=е, и+у=ю.

Будем делать выдох ртом при двух положениях губ от улыбки к рисунку губ на [а].

Закрепление артикуляции.

1. Гласный звук произносится на одной артикуляции.

[а] Рот широко открыт, кончик языка на нижних резцах, контроль зеркала.

2. Дается артикуляция звука [а] с присоединением выдоха.

3. Даете правильный артикул.уклад и выдох на придыхании [а].

4. Затем каждый гласный звук отрабатывается на твердой атаке.

Гласный зук отрабатывается на придыхании и атаке. Ставим гласные и в одно и тоже время отрабатываем небно-глоточное кольцо и дыхание.

На этапе автоматизации ставим слоги, предложения.

Формирование фонет.слуха-умственное действие по звуковому анализу.

Сущ.простые способы звукового анализа. Звук выделяется на основе слова,т.е. логопед утрирует шапка,кошка, и сложные способы выделения звука,т.е.кол-во и последовательность звуков в слове на материализованной основе.

Важно! Показать детям смысло-различительную роль фонемы. Измени звук слово имеет другое значение.

Ш-с

Крыша-крыса

Шар-пар

Шея-фея

Машина-малина. Теперь измени ш на л получается малина. От изменения звука в слове меняется смысл.

Ребята, а чем отлич. Эти слова друг от друга (от изменения звука в слове меняется смысл).

Наши рекомендации