II. Этапы эксперементально-практической работы
Для того, чтобы доказать на практике или опровергнуть выдвинутую в работе гипотезу, была организована эксперементально-практическая работа на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области». Было намечено три этапа работы:
1. Констатирующий этап, в ходе которого была проведено диагностическое обследование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
2. Формирующий этап,на котором по результатам диагностики были разработаны рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня психологической готовности к школе по исследованным критериям.
3. Контрольный этап,на котором проводилось повторное диагностическое обследование с целью выявления динамики и анализа результатов.
2.1.Констатирующий этап: психологическая диагностика и сравнительный анализ уровня готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет по полученным результатам
Первый этап: констатирующий. На данном этапе проводилось первичное диагностическое обследование по психологическим методикам, позволяющим определить уровень готовности детей к школе. Всего в диагностическом обследовании приняло участие 20 воспитанников МБДОУ - 10 воспитанников старшей группы в возрасте от 6 лет до 6 лет 3 мес. и 10 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 7 лет до 7 лет 3 мес. Обследование проходило с 2 по 6 марта 2015 года с подгруппами по 5 человек, а затем индивидуально с каждым воспитанником.
Были выбраны следующие методики:
1. Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Иирасека. состоящий из трех заданий:
· рисование мужской фигуры
· срисовывание письменной фразы по образцу
· срисовывание группы точек [27]
Цель методики: выявить уровень психомоторного развития - зрелый, зреющий (вариант А – ближе к зрелому, чем к незрелому, вариант Б – ближе к незрелому, чем к зрелому), и незрелый. Обследование по методике было подгрупповым, в ходе проведения были отмечены следующие особенности:
- дети старшей группы постоянно нуждались в организационной помощи взрослого, им требовалось несколько раз повторить инструкцию. При выполнении первого задания «Рисунок человека», две девочки шести лет нарисовали женскую фигуру, игнорируя инструкцию, один мальчик нарисовал танк, объяснив, что «дядя в танке и его не видно». Еще дети старшего возраста не ограничивались только фигурой человека, а старались сделать рисунок сюжетным, рисуя рядом автомобиль или собаку, солнце деревья – опять же игнорируя инструкцию. Наиболее сложным для шестилеток было задание «спиши фразу». Один ребенок долго не решался сделать это задание, не смотря на установку «Делай так, как ты можешь, как у тебя получается», половина детей, в ходе выполнения этого задания проговаривали фразы, что это трудно, что они еще так не умеют, и что «получилось не так».
- дети подготовительной группы выполняли задание более точно, организованно и высказывались, что это «не сильно сложное задание».
2. Тест Тулуз-Пьерона проводился так же в рамках подгруппового обследования (на следующий день). [35] Цель методики – изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости и переключаемости), а так же работоспособности и произвольности.
Обе группы старательно выполняли тест, однако в группе детей 7 лет дети были более критичны к выполнению задания, ставили перед собой цель не просто выполнить задание до конца, а выполнить правильно, один ребенок даже отметил, что это задание на внимание.
3.После выполнения этого задания, детям было предложено выполнить первую письменную часть теста Бендер [35]. Цель методики: определение уровня зрительномоторной координации детей.
После проведения подгруппового этапа, был организованы условия для индивидуальной работы. При индивидуальной диагностике использовались 8 оставшихся заданий теста Бендер:
· задание 1:выявление уровня кратковременной речевой памяти
· задание 2:выявление уровня кратковременной зрительной памяти
· задание 3:интуитивный речевой анализ-синтез
· задание 4:речевые аналогии
· задание 5:произвольное владение речью
· задание 6:интуитивный визуальный анализ-синтез
· задание 7:визуальные аналогии
· задание 8:абстрактное мышление
Дети 6 и 7 лет практически одинаково старались выполнять предложенные задания, однако дети более младшего возраста иногда старались отвлечься на постороннюю игровую деятельность, им требовались дополнительные инструкции, разъяснения, они не всегда были критичны к своим ошибкам.
При обработке полученных результатов были составлены сравнительные таблицы, позволяющие увидеть количественный и качественный результат.
Таб. 1