Виды тренировочных занятий.
Занятие 31.
Тема: Тренировочное занятие как относительно самостоятельное звено тренировочного процесса.
Учебные вопросы:
1. Виды тренировочных занятий
2. Структура тренировочного занятия.
3.План-конспект тренировочного занятия
Виды тренировочных занятий.
Классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: организацию, задачи и уровень нагрузки.
Классификация тренировок по форме организации
Тип тренировки | Форма организации | Возможные преимущества |
Групповая | Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану | Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства |
Индивидуальная | Запрограммированная, выполняется под руководством тренера | Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники |
Запрограммированная | выполняется спортсменами самостоятельно | Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте |
Свободная | свободная без строгого плана | Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки |
Смешанная | Комбинация двух предыдущих организационных форм (свободная и запрограммированная) | Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм |
Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.
Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.
Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах
Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.
Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса
Тип тренировки | Задачи тренировки | Примечания |
Кондиционная | Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности | Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач |
Техническая | Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений | Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества |
Тактическая или технико-тактическая | Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики | Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий |
Контрольная | Оценка возможностей спортсмена | Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия |
Комбинированная | Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач | Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное решение различных задач в определенных упражнениях |
Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.
Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.
Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.
Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физических и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований.
Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая — кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной.
скоростной выносливости.
Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки
При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия.
Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки
Цель тренировки | Уровень тренировочной нагрузки | Время восстановления, ч | Оценка нагрузки, ранг |
Развитие | Предельный | >72 | |
Большой | 48-72 | ||
Существенный | 24-48 | ||
Поддержание | Средний | 12-24 | |
Восстановление | Небольшой | <12 |
Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями.