Компоненты традиционной культуры
В силу отсутствия единого определения традиционной культуры очень сложным представляется выделение её элементов. Тем не менее, можно назвать несколько основных компонентов, которые, в целом, совпадают с компонентами культуры в широком смысле, но имеют ряд отличительных особенностей.
1. Представления об историческом прошлом, часто мифологизированные. Сюда же входят конкретные исторические достижения этноса. Особенностью этого компонента в традиционной культуре является стремление видеть в историческом прошлом некий «утраченный золотой век». Современное состояние этноса рассматривается в рамках традиционной культуры как упадок, вызванный, в том числе, отказом от следования традиции.
2. Формы организации этноса. В традиционной культуре предпочтение отдаётся наиболее древним формам организации – семье и роду. Чем более глубокие корни имеет та или иная организация – тем более она приемлема для носителей традиционной культуры. Государство не считается значимой формой этнической организации, поскольку представляет собой достаточно позднее явление, к тому же стремящееся ликвидировать традиционные формы.
3. Способы ведения хозяйства. Как уже было сказано, традиционная культура наиболее проявляется в сельской местности, а значит занятие сельским хозяйством считается одним из наиболее почётных и важных занятий для носителей традиционной культуры. Также к традиционным способам хозяйствования относят скотоводство и разные виды присваивающего хозяйства – охоту, рыболовство и собирательство.
4. Нормы поведения, ценности и т.д. В рамках традиционной культуры, как правило, существует повышенное уважение к старшим членам этноса, в частности к родителям. Основными ценностями являются семья, патриотизм, стабильность. Любое отклонение от норм в традиционной культуре связывается с общим упадком народа, его отклонением от идеала «золотого века».
5. Язык. Язык в традиционной культуре, как правило, является более сложным по грамматике и более простым в области словарного запаса, по сравнению с языком современной культуры. В лингвистике считается, что общей тенденцией для современных европейских языков является упрощение грамматики и фонетики. Поэтому в рамках традиционной культуры язык является более сложным для его восприятия людьми, не принадлежащими к данному этносу.
6. Религиозные верования. Достаточно долго религия считалась наиболее традиционной частью культуры. Однако в последнее время заметна тенденция к появлению т.н. «новых религий». При всей своей новизне они, тем не менее, сознательно апеллируют к своей «традиционности» и «древности». Что касается религии в целом, то во многих традиционных культурах именно она воспринимается как истинный и самый мощный носитель традиции.
7. Фольклор в узком смысле слова. Под ним понимается не вся народная культура, а исключительно народное творчество в сфере искусства. Некоторые учёные в совокупность явлений, обозначаемых термином «фольклор», включают не только прикладное изобразительное искусство, но и распространяют это понятие на все известные формы народного художественного творчества, в том числе, народные знания, устное народное творчество, искусство.
Именно фольклор является наиболее ярким проявлением традиционной культуры, поэтому этот компонент требует более серьёзного рассмотрения. Отражая многообразие подходов к определению понятия «фольклор», К.В. Чистов предложил выделить среди них четыре основные концепции:
1) социологическую (и историко-культурную), где народная культура (фольклор в широком смысле слова) понимается как устно передаваемый простонародный опыт и знания. Иными словами, народная культура здесь трактуется максимально расширительно как вся духовная культура и некоторые формы материальной культуры, относящиеся к архаическому периоду развития и имеющие социологическое ограничение («простонародность»);
2) эстетическую, где фольклор определяется как «художественная» коммуникация;
3) филологическую, акцентирующую вербальность, связанность этой традиции со словом;
4) «теретико-коммуникативную», где фольклор понимается как знаково-символическая система, возникающая в границах дописьменной культуры.
Особенностью фольклора является его анонимность – отсутствие конкретного автора. Хотя это не всегда является правдой – у ряда фольклорных произведений авторство установлено, но в рамках традиционной культуры оно целенаправленно замалчивается. Истинным творцом фольклора традиционная культура считает народ в целом. Анонимность фольклора делает его более простым для восприятия разными группами этноса, каждая из которых считает автора выходцем именно из своей среды.
Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный, семейный, окказиональный. Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза (сказочная и несказочная) и фольклор речевых ситуаций.
Не следует считать, что фольклор может существовать только в традиционных обществах – его создание продолжается непрерывно и в условиях современности. Но современный городской фольклор, хоть и поднимает темы, не имеющие ничего общего с традиционным деревенским бытом, обладает всеми характерными чертами фольклора традиционного.