Занятие 1. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГРУППУ!
ЦЕЛЬ
На первых встречах вырабатываются групповые нормы. Задача психотерапевта на этом этапе - привлечь всех членов группы к участию в этом процессе и создать доброжелательную атмосферу. Очень важно, чтобы у детей и взрослых сформировалось позитивное отношение к группе. Развитие групповой сплоченности и создание обстановки доверия является необходимым условием успешной работы. Психотерапевты должны проанализировать структуру группы и уровень развития навыков общения каждого участника.
ЗАДАЧИ
1. Вместе с участниками определить границы приемлемого поведения в группе и принять соглашение о соблюдении установленных ограничений.
2. Обеспечить развитие группового взаимодействия и взаимопомощи.
3. Способствовать обсуждению общих для всех проблем и переживаний, укреплять внутригрупповую сплоченность.
4. Повысить самооценку каждого участника, обеспечив каждому возможность поделиться своими мыслями и чувствами в обстановке доброжелательности и поддержки. Подчеркнуть значимость каждого члена группы для формирования совместного группового опыта.
5. Помочь всем участникам группы осознать цель групповой работы.
6. Научить взрослых проявлять большую чуткость по отношению к своему ребенку.
1. Рассказ группе о целях групповой терапии, например: "Занятия группы - это место, где дети, пережившие злоупотребление, могут собраться вместе, чтобы поговорить о том, что с ними произошло, и попытаться найти способы улучшить свое самочувствие". Очень важно четко проговорить это, поскольку первые упражнения не имеют прямого отношения к злоупотреблению, и дети могут не понимать, для чего им надо участвовать в такой группе. Можно также сказать детям, что на занятиях группы они научатся защищать себя и находить друзей.
2. Упражнение « Интервью».
Цель: знакомство участников группы.
Участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.
В течение 10 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:
1. Твое имя?
2. Любимый цвет?
3. Любимая пора года?
4. Любимое имя: мужское, женское?
5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?
6. Чего ты больше всего боишься?
7. Чем тебя легко огорчить?
8. Чем тебя легче всего обрадовать?
9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?
3. Затем детей просят сказать, кто совершил злоупотребление по отношению к ним. Такое признание на раннем этапе терапии снижает уровень тревоги и способствует появлению сплоченности, поскольку эта информация служит подтверждением того, что каждый участник группы действительно пережил примерно то же, что и другие. Как правило, дети не отказываются выполнять это задание, но иногда они просят терапевтов или других членов группы сделать это за них.
4.Групповые правила
Дети сами разрабатывают правила и определяют санкции за их невыполнение. Они по очереди выписывают предлагаемые правила на специальную доску (список правил в дальнейшем будет вывешиваться на каждом занятии группы в качестве напоминания). В ходе этого процесса устанавливаются соответствующие рамки и ограничения, что приводит к появлению чувства уверенности и контроля над ситуацией. Часто ребята предлагают правила, которые им будет очень трудно выполнять. Устанавливая санкции за несоблюдения правил, дети склонны быть излишне жесткими, так что может понадобиться вмешательство психотерапевта для внесения некоторых корректив.
5. Групповой рисунок
Для выполнения этого упражнения на взаимодействие детям выдается большой лист бумаги и фломастеры и предлагается сделать совместный рисунок. Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания.
4. Упражнение «Прощание разными способами»
Инструкция: ведущий предлагает участникам попрощаться, при этом использовать как вербальные, так и невербальные способы. Ни одно «прощание» не должно повторяться.