Критерии и показатели эффективности менеджмента. Особенности определения эффективности деятельности организации в различных сферах бизнеса (хозяйствования)
Эффективность управления - эффективность действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. Определяется сопоставлением результата управления и ресурсов, затраченных на его достижение. эффективности данной деятельности, использования при этом специфических измерителей. Эффективность менеджмента как социально – экономическая категория – это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.
При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель – результат – эффективность, т. е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности – с позиций самого процесса.
Проблема эффективности управления - составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение: управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления (материальной и интеллектуальной формы), затрат и расходов на управление, кот-е определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления, эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.
В зависимости от объекта оценки можно рассматривать полную и локальную эффективность менеджмента.
В зависимости от целевого назначения эффективность менеджмента может быть плановой, характеризующей запланированный уровень и динамику на перспективу; фактической, характеризующей достигнутый уровень и его динамику; нормативной, определяемой в соответствии с наиболее эффективными условиями функционирования системы; проектной, определяемой при проектировании новой системы управления по данным о конкретном объекте и необходимых затратах с целью определения ожидаемой эффективности менеджмента и выявления возможного масштаба ее практического применения.
Эффективность менеджмента можно рассматривать за один определенный временной период (год, месяц, ) и она носит название статической
Эффективность менеджмента формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам.
По содержанию – организационные, экономические, социально – психологические, технические, физиологические
В зависимости от масштаба – народнохозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
По форме воздействия – прямого и косвенного.
По продолжительности воздействия
По степени формализации – количественно измеримые и количественно незмеримые.
По характеру воздействия – интенсивные и экстенсивные.
Оценить эф-ть управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.
В качестве критерия эффективности (при оценке) производства и управления используются:
- обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.)
- частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться:
- количественным (экономический эффект): экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоёмкости процессов управления), финансовые показатели (сокращение расходов на управление), показатели экономии времени (сокращение управленческих циклов).
- качественными показателями (социальная эффективность): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия)
Согласно Саймону критерии эффективности управления - это приближенное выражение критерия рациональности при принятии решений. Этапы оценки: выявление задач, определение того, какой уровень результатов достигнут, как различные варианты управленческих действий повлияют на этот уровень, сравнение результатов по их затратам можно приступить только после выполнения предыдущих этапов.
2. Маркетинг
Маркетинг как философия ведения современного бизнеса. Содержание и организация маркетинговой деятельности.
Маркетинг – это функция бизнеса, которая идентифицирует неудовлетворённые нужды и потребности, определяет и измеряет их величину и потенциальную прибыльность, определяет, какие целевые рынки организация может лучше всего обслуживать, решает вопросы по товарам, услугам и программам, соответствующим выбранным рынкам, и призывает каждого работника организации думать о потребителе и обслуживать его =)
По мнению гуру маркетинга Филиппа Котлера в основе маркетинга лежат понятия «нужда», «потребность», «запрос», «товар», «обмен», «сделка» и «рынок».
Основные принципы маркетинга:
1. Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требования рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
3. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств и методов продвижения с целью склонить их приобрести именно данный товар.
Цели маркетинга
1. максимизация потребления (максимизирует производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества),
2. максимизация степени удовлетворения потребителей (более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей),
3. максимизация выбора потребителей (необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары в точности удовлетворяющие их вкусы),
4. максимизация качества жизни (не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей).
Виды маркетинга:
Микромаркетингом - если маркетинг реализуется на уровне отдельных организаций;
Макромаркетинг - маркетинг, реализуемый на уровне государства в целом и его регионов.
Понятие маркетинга. Концепция управления маркетингом. Управленческий и альтернативные подходы к маркетингу
Понятие маркетинга
Термин «маркетинг» происходит от английского «market» - рынок. Существует множество определений маркетинга: маркетинг - совокупность научно обоснованных представлений об управлении предприятием в условиях конкурирующей экономики; маркетинг - философия бизнеса, которая определяет стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции и т.д.
Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Исходя из этого, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок (так считает Котлер)
В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужда- чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны: тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее. (Иерархия потребностей Маслоу: физиологические потребности (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (любовь, чувство духовной близости), потребности в уважении (самоуважение, признание, статус), потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).)
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Таким образом, запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Это могут быть услуги, личности, места, организации, виды деятельности и идеи.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Обмен - один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец, предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем, деньги, другой товар или какую-то услугу (обмен).
Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка - коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами. Сделку следует отличать от простой передачи (подарков, субсидий, благотворительных акций и др.).
Понятие «сделка» - непосредственно подводит нас к понятию «рынок». Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынок может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают различные конторы и консультационные фирмы по трудоустройству. Денежный рынок - еще один важный рынок, дает возможность занимать, покупать и продавать финансовые средства. Различают рынок продавца - рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям; и рынок покупателя - рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.