Тренинг (индивидуальное консультирование) по преодолению эмоционального выгорания для опекунов.
Проводит психолог. Проводится для опекунов на кризисном уровне сопровождения. Общий объем программы составлял 24 часа. Задачами тренинга являются: формирование знаний о признаках, причинах и последствиях синдрома выгорания и психологических ресурсах противодействия ему, повышение мотивации к самоизменению (само детерминации) и личностному росту - созиданию психологических «инструментов» противодействия процессам выгорания, развитие субъектно-личностных качеств (рефлексии, активности и готовности к самоизменению, ответственности за самоизменения, произвольности действий, осмысленности простых и сложных поведенческих стратегий, а также понимание смыслов собственных жизненных позиций, получаемых результатов и др.), развитие ресурсов психической саморегуляции с помощью обучения приемам самопомощи и самоменеджмента (техники релаксации и активизации, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, конструктивные стратегии совпадающего поведения, коммуникативные умения), развитие позитивного самоотношения и усиление «Я-концепции», осознание роли социально-психологической поддержки как внешнего ресурса стрессоустойчивости и «самообновления». Использовался широкий спектр традиционных процедур: мини-лекции, дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, гештальт-техники, техники психосинтеза, приемы релаксации и активизации, креативные этюды, проективные рисунки, визуализация личных ресурсов, телесно-ориентированные техники, кейсы, персональные консультации между сессиями, домашние задания и др. Превентивно-коррекционные программы состоят из нескольких модулей, содержательное наполнение которых определяется метасистемным подходом к феномену выгорания как субъектно-личностной дисфункции.
Мотивационный - развитие мотивации к совершенствованию, личностному росту, самоидентичности, само детерминации, психической саморегуляции).
Психо-энергетический модуль - повышение психо-энергетического потенциала и снижение уровня эмоционального истощения (техники психической саморегуляции, телесно-ориентированной самокоррекции, управление чувствами и настроением, приемы снижения эмоциональной и физической усталости, оптимизации психических состояний и др.).
Эмоционально-рефлексивный модуль - расширение рефлексивного опыта, повышение чувствительности к своим и чужим переживаниям, развитие «эмоционального интеллекта».
Модуль профессиональной и личностной идентификации - развитие профессиональной идентичности и идентичности со значимыми социальными ролями (техники психосинтеза субличностей, статусно-профессиональных и социальных ролей).
Когнитивно-ситуационный модуль - изменение отношения к кризисным и стрессогенным ситуациям, осознание себя как субъекта личной и профессиональной жизни, своих ролевых позиций, ожиданий и целевых установок. Реконструкция жизненных установок и самоотношения (повышение активности и ответственность за преобразование жизненных ситуаций, формирование внутреннего локуса контроля - уверенности в собственные ресурсы, расширение «границ» собственных возможностей
деятельности для преодоления внутриличностных конфликтов.
Когнитивно-ситуационный модуль - изменение отношения к кризисным и стрессогенным ситуациям, осознание себя как субъекта личной и профессиональной жизни, своих ролевых позиций, ожиданий и целевых установок. Реконструкция жизненных установок и самоотношения (повышение активности и ответственность за преобразование жизненных ситуаций, формирование внутреннего локуса контроля - уверенности в собственные ресурсы, расширение «границ» собственных возможностей.
Модуль преодолевающего поведения - обучение конструктивному преодолевающему поведению с учетом ситуационного контекста, в том числе с учетом временных локусов прошлого, настоящего и будущего. Освоение конструктивных копинг-стратегий в контексте более позитивного оценивания профессионально-трудных и жизненных ситуаций.
Ресурсно-инвестиционный модуль - «рефлексивно-волевой» - осознание имеющихся ресурсов для преодоления стрессов и инвестирование личных усилий в накопление ресурсов, необходимых для будущих возможных стрессогенных ситуаций.
Коммуникативный модуль - повышение коммуникативной компетентности и осознание своей роли как субъекта профессиональных коммуникаций в проблемных (стрессовых) ситуациях.
Модуль тайм - менеджмента - обучение планированию, контролю и другим навыкам управления собственным временем.
Экзистенциальный модуль - преодоление психологического отчуждения, восстановление утраченных смыслов, поиск самоидентичности и усиления «Я - концепции».