Методологическая рефлексия. Вопросы для обсуждения и размышления
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Проанализируйте все кризисы рождения на ступенях онтогенеза. В чем их сходство и различие?
2. Проанализируйте периоды освоения со-бытийности на ступенях онтогенеза. В чем состоит психологическая общность и различие этих периодов?
3. Исследуйте кризисы развития в жизненном цикле человека. Какие общие закономерности этих кризисов можно выделить?
4. Изучите периоды реализации самобытности на ступенях онтогенеза. Выявите общее и различное в их проявлении.
5. Кризис середины жизни в сравнении с другими кризисами взрослого периода жизни представлен в психологии, в художественной литературе, в кино более полно. Как можно объяснить этот факт?
6. Акмеология определяется как учение о расцвете творческих возможностей и личности человека. Какой период жизни человека может входить в область исследований акмеологии? Какой период жизни является наиболее плодотворным в педагогической деятельности?
7. В чем своеобразие взаимоотношений старших и младших на ступени универсализации?
8. В чем своеобразие соотношения процессов прошлого, настоящего, будущего на ступени универсализации?
9. Установлено, что процесс развития не является линейным, однонаправленным движением ко все большей эффективности и приросту; на протяжении индивидуальной жизни развитие состоит из сочетания приобретения (роста) и потерь (упадка). Каковы приобретения и потери ступени универсализации?
10. Зафиксировано, что среди долгожителей высок процент людей творческих профессий. Как можно объяснить этот факт? Секрет долгожителей – их особое отношение к жизни. В чем, на ваш взгляд, может состоять эта особенность?
Темы реферативных и курсовых работ
Кризис взрослости как переход на ступень универсализации.
Варианты разрешения кризиса взрослости.
Зрелость как ступень духовной жизни.
Психологическая характеристика стилей жизни взрослого человека.
Кризис зрелости и его психологическое истолкование.
Кризис зрелости в ряду кризисов развития.
Возрастные изменения в пожилом возрасте.
Психологические проблемы старения.
Психологическое время в старости: особенности соотношения прошлого, настоящего, будущего у стариков.
Особенности самосознания и самооценки пожилого человека.
Рекомендуемая литература
Основная
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. № 3.
Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. № 6.
Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1.
Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.
Массен и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1980.
Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Дополнительная
Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 1.
Василюк Ф. Е. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 5.
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М., 1984.
Кроник А. А. Life-line и другие новые методы в психологии жизненного пути. М., 1993.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Роуз С. Душа после смерти. СПб., 1994.
Степанова Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999.
Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Словарь основных понятий
АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio – ускорение) – естественное ускорение созревания и увеличение размеров тела у детей и подростков; в педагогике и психологии – искусственная стимуляция отдельных сторон психического развития путем сверхраннего обучения, что приводит к сокращению детства.
АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio – распространение, увеличение) – понятие, обозначающее направленность педагогических усилий взрослых на максимальное обогащение специфичных для детей определенного возраста форм жизни и деятельности, на создание условий, обеспечивающих их полноценное и гармоничное развитие.
АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – психологическое видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании.
ВОЗРАСТ – категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, стадии, фазы). Понятие возраста является выводным из конкретной теории развития и принципа его периодизации. Представление о возрасте в психологии имеет культурно-историческую обусловленность – возрастные интервалы и их содержание зависят от условий жизни человека, они различны для разных культур и обществ. Для практики образования категория возраста имеет регулятивный статус.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль научной психологии, изучающая закономерности и динамику психического развития человека в пределах его индивидуальной жизни.
ВОЗРАСТНОЙ НОРМАТИВ – понятие психологии и педагогики развития, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельности, при котором могут реализоваться высшие возможности человека на данном возрастном интервале. Возрастной норматив – это не то среднее, что есть при сложившемся образе жизни людей, а то лучшее, что возможно при организации соответствующих условий их жизнедеятельности.
ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ МЕТОД – метод возрастной психологии, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий; «выращивание» определенных человеческих способностей в условиях формирующего эксперимента. Обоснован Л. С. Выготским.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (логика развития) – метод изучения и воспроизведения закономерных преобразований объекта развития при соответствующих предпосылках и условиях.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологии, изучающее происхождение и развитие психических функций человека (мышления, эмоций, восприятия и др.) в онтогенезе. Наиболее видные представители генетической психологии П. П. Блонский, А. Валлон, Р. Заззо, Ж. Пиаже.
ДЕТСТВО – понятие культурантропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого являются освобождение детей от непосредственного участия в производительном труде взрослых и наличие специально конструируемых программ образования и развития. Детство – период жизни человека от рождения до вступления в самостоятельную жизнь.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – фундаментальный способ общественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ – одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития. Понятие введено А. Н. Леонтьевым.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ – ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ – основная форма общественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных и духовных ценностей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ – ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное). Цель учебной деятельности – обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учебной деятельности внесли В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин.
ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – принцип предельной интеграции человеческой реальности; представляет собой следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных максим как внутреннего «категорического императива», принятие ценностей родового бытия человека как своих собственных.
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.
ЗНАК (в психологии) – психологическое орудие познания и преобразования человеком окружающего мира и самого себя. В основе знака лежит связь между означивающим и означаемым; универсальной знаковой системой является естественный язык. Означивание поведения делает его опосредствованным, осознанным и произвольным.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком только в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л. С. Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития. В психологии и педагогике развития пока не приобрело категориального статуса.
ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА – понятие возрастной психологии, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения. Освоение индивидом идеальных форм приводит к становлению высших психических функций. Понятие введено Л. С. Выготским.
ИНДИВИД – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.
ИСТОРИЗМ – объяснительный принцип в психологии развития, определяющий необходимость рассмотрения субъективной реальности человека в контексте возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания его фундаментальных способностей быть человеком.
КРИЗИС (от греч. krisis – поворотный пункт, исход, суд, решение) – резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.
КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ – относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; знаменует собой распад ставшей системы связей и отношений человека с другими людьми и складывание новой основы для новой формы жизнедеятельности; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека. В понятийный строй возрастной психологии введено П. П. Блонским.
КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ – остановка и кардинальное переосмысление текущей жизнедеятельности; переоценка ценностей и переопределение целей, ориентиров и способов бытия в сложившемся образе жизни; всегда имеет экстраординарный – личный характер.
КРИЗИС РАЗВИТИЯ – возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых – собственных способностей. Кризисы новорожденности (одного года), раннего детства (трех лет), отрочества (подростковый кризис), молодости, зрелости – виды кризисов развития.
КРИЗИС РОЖДЕНИЯ – принципиальная смена типа развития в период становления новой формы со-бытийной общности, знаменующая собой вступление человека на новую ступень развития субъектности. Кризисы рождения строятся (культивируются) обществом, а с определенного момента – самим человеком, решающим задачи саморазвития (прямохождение и речь, поступление в школу, вступление в самостоятельную жизнь и т. д.) Родовой кризис, кризисы младенчества, детства, юности, взрослости, старости – виды кризисов рождения в новую жизнь.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ – теория психического развития человека, разработанная Л. С. Выготским; ее основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация.
ЛИЧНОСТЬ – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей, в пространстве культуры и времени истории; способ бытия человека в мире.
ЛОНГИТЮД (от англ. longitude – долгий) – метод исследования в возрастной психологии, состоящий в длительном и систематическом изучении одних и тех же испытуемых; достоинство метода связано с изучением процесса развития на значительном отрезке жизни человека, в контексте его целостной жизнедеятельности.
ОБЩНОСТЬ – устойчивая и всегда определенная система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.
ОБЩНОСТЬ ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ – понятие в психологии развития, обозначающее источник развития субъективности человека на начальных этапах онтогенеза. Преобразование и смена форм общности детей и взрослых, их совместной жизнедеятельности определяют путь, ступени и содержание развития субъектности каждого из входящих в данную общность.
ОБЩНОСТЬ СИМБИОТИЧЕСКАЯ – тип человеческого объединения, в котором доминируют прямые и ценностно определенные связи между людьми; в психологии и педагогике – предельная форма психологической взаимозависимости.
ОБЩНОСТЬ СО-БЫТИЙНАЯ – фундаментальная категория психологии и педагогики, обозначающая объект и источник развития субъективной реальности в онтогенезе, фиксирующая онтологические основания жизни и деятельности человеческих объединений; со-бытие – исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной само-бытности каждого, входящего в эту общность.
ОБЩНОСТЬ ФОРМАЛЬНАЯ – тип человеческого объединения, в котором доминируют нормативно определенные отношения между людьми; общности такого рода имеют, как правило, целевую детерминацию.
ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.
ПРИСВОЕНИЕ – категория марксистской возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человечества. Механизм присвоения уже существующего опыта не объясняет процессов порождения беспрецедентного опыта, элиминирует момент творчества в развитии человеческой субъективности.
РАЗВИТИЕ – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.
Развитие АНОМАЛЬНОЕ – отклонение хода и результатов развития от существующих в данной культуре типологических (среднестатистических) и социокультурных норм.
Развитие ВОЗРАСТНОЕ – необратимое, направленное и закономерное изменение человека во времени его жизни, фиксирующее нормативно определенные, общие для отдельных индивидов этапы и особенности становления физических, психических, социальных свойств и качеств (см. Возрастной норматив).
Развитие ДУХОВНОЕ – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовное развитие – это сопряжение человека в своих высших стремлениях либо с Богом, либо с демоническими силами.
Развитие ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – неповторимый путь становления человека как культурно-исторического субъекта, как универсального существа; проявляется в следовании человека уникальным индивидуально-личностным нормам само-бытия в мире.
Развитие НОРМАЛЬНОЕ – закономерное становление человека в соответствии с типологическими, социокультурными и индивидуально-личностными нормами развития, адекватными для данного возрастного интервала.
Развитие и ОБУЧЕНИЕ – центральная проблема возрастной и педагогической психологии, фиксирующая реальность взаимозависимости целенаправленных внешних («искусственных») воздействий и спонтанных органических изменений в становлении психологических структур и способностей человека.
Развитие социальное – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.
Развитие ФИЗИЧЕСКОЕ – закономерное изменение во времени телесных свойств и качеств человека, связанное с созреванием и преобразованием структур и систем его организма.
РАЗВИТИЯ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ – понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определение его источников, противоречий и механизмов.
Развития ЗАДАЧИ – нормативные ожидания общества определенных достижений человека в конкретном возрастном периоде.
Развития ИСТОЧНИК – понятие, обозначающее исходное начало становления человеческой субъективности; в психологии развития человека в качестве источника полагается со-бытийная общность.
Развития КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак или показатель, на основании которого производится оценка (определение) сдвига, преобразования или шага развития какой-либо психологической структуры. Критерии задаются в соответствии с задачами и нормами развития в конкретном возрастном интервале.
Развития МЕХАНИЗМЫ – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. В психологической антропологии основными механизмами развития субъективности являются подражание как следование формам поведения другого (ее «удвоение») и рефлексия как механизм «раздвоения» – осознания и фиксации данной формы поведения в качестве своей собственной.
Развития НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, отвечающее на вопрос о телеологичности, векторе развития. В психологической антропологии главным вектором является движение в сторону универсализации развития: в направлении становления самодеятельного, самосознающего, самоустремленного существа, способного с некоторого момента к саморазвитию.
Развития НОВООБРАЗОВАНИЯ – понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе. Введено Л. С. Выготским в качестве критерия разделения онтогенеза на отдельные стадии и периоды.
Развития ОБЪЕКТ – центральная категория психологии развития, отвечающая на вопрос: что развивается? Здесь в качестве объекта полагается со-бытие – как внутренне противоречивая живая общность людей, структура которой задается системой связей и отношений между ними.
Развития ПЕРИОДИЗАЦИЯ – закономерная смена форм со-бытийной общности людей, нормативно определяющая содержание и границы отдельных ступеней, периодов и стадий развития субъективной реальности и саморазвития человека в онтогенезе.
Развития ПРЕДПОСЫЛКИ – понятие, отвечающее на вопрос: из чего (на какой основе?) осуществляется развитие. В психологической антропологии в качестве такой основы (предпосылок) выступают природные (органические) и общественные (социальные) особенности человека.
Развития ПРОТИВОРЕЧИЯ – главная движущая сила развития. В психологической антропологии основное противоречие развития составляют противоположно направленные процессы обособления человека в общности и отождествления его с другими; в ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что является фундаментальным условием становления индивидуальности; в процессе отождествления – восстановление и порождение новых связей, что лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры.
Развития ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности становления субъективной реальности в онтогенезе.
Развития РЕЗУЛЬТАТЫ – уровни, способы и масштаб субъектных действий человека в конкретной сфере жизнедеятельности на основных ступенях, периодах и стадиях развития.
Развития СИТУАЦИЯ – конкретное соотношение предпосылок и условий развития, преобразуемых в систему реальных связей и отношений между со-участниками в со-бытийной общности.
Развития УСЛОВИЯ – то, отчего зависит характер, содержание и направление развития субъективности человека; в психологической антропологии в качестве условий полагаются доминирующие культурные и духовные факторы.
Развития ФОРМА – конкретная целостность субъектного бытия человека на разных ступенях онтогенеза; в психологии развития человека такими формами являются: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация и универсализация.
РЕФЛЕКСИЯ – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; различают полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и трансцендирующую рефлексию.
СОЗНАНИЕ – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, само-сознания и рефлексивного сознания разного уровня.
СУБЪЕКТ – человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
СУБЪЕКТИВНОСТЬ – базовая категория психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.
СУБЪЕКТНОСТЬ – социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само-действия человека.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – категория, фиксирующая высшую ступень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности Миру, в ощущении духовного единства с Универсумом.
[1]Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
[2]Преформизм – учение о существовании зародышевых клеток организма, структур, определяющих основные черты развития и строения организмов следующего поколения. Преформизм противостоит эпигенезу – учению, согласно которому зародышевое развитие организмов есть процесс, осуществляемый путем серий прижизненных новообразований в определенном направлении.
[3]Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
[4]Парадокс в логике – противоречие, получаемое в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
[5]Ельчанинов А. В. Записи. М., 1992. С. 8.
[6]Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. М., 1995. С. 24.
[7]Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977.
[8]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
[9]Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. С. 55–56.
[10]Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 28.
[11]Ассимиляция – процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у ребенка схемы понимания и действия.
Аккомодация – изменение таких схем в соответствии с особенностями новой ситуации. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними и в отношениях организма со средой.
[12]См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
[13]Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 46–47.
[14]Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. М., 1995.
[15]Амплификация (от лат. amplificatio – распространение, увеличение) в психологии обозначает расширение возможностей полноценного развития детей в определенный период их жизни.
[16]Выготский Л. С. Избр. психол. исследов. М., 1956. С. 450.
[17]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 250.
[18]Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989. С. 37.
[19]Леонтьев А. Н. Избр. психол. произвед.: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 285.
[20]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 247.
[21]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 248.
[22]См.: Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
[23]См.: Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.
[24]Данное обстоятельство закреплено в настоящее время и нормативно – из списка научных специализаций исключена такая специальность, как возрастная психология.
[25]Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
[26]Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. С. 21.
[27]Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
[28]Там же. С. 7.
[29]К более подробному анализу этих вопросов мы еще вернемся в гл. 4 данного пособия при рассмотрении принципа развития в психологии.
[30]Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
[31]Там же. С. 18.
[32]Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии развития. М., 1996.
[33]Начала христианской психологии / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М., 1995.
[34]Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
[35]Орлов А. Б. Психология личности… С. 103.
[36]Аналитическая психология – направление в психоанализе, разработанное К. Юнгом. В основе аналитической психологии лежит идея о коллективном бессознательном как фундаментальной детерминанте развития человека.
[37]Эзотерический (от гр. esoterikos – внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.
[38]Онтопсихология – направление современной психологии и психотерапии, основанное в 1970 г. А. Менегетти (Италия). Представляет собой синтез психоанализа, аналитической и гуманистической психологии.
[39]Митькин А. А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. 1998. № 3.
[40]Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
[41]Канон (от гр. kanon – норма, правило) – свод положений, имеющих догматический характер; все, что твердо установлено, стало общепринятым.
[42]Трансцендентальный (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, превосходят границы конечного, эмпирического мира.
[43]Цит. по: Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994. С. 76.
[44]См.: Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 102–103.
[45]См.: Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 41–44.
[46]Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. С. 144–145.
[47]Феномен – философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте; объект чувственного созерцания.
[48]Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 103.
[49]Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 311.
[50]Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 7.
[51]См.: Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4.
[52]Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. С. 559–560.
[53]Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996. С. 226–227.
[54]Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития //Принцип развития в психологии. М., 1977. С. 6.
[55]Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М., 1997. С. 7.
[56]Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. С. 190.
[57]Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 37.
[58]Анцыферова Л. И. Методологические проблемы… С. 12.
[59]Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 42–43.
[60]Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1977. С. 175.
[61]Генисаретский О. И. Психология и новые идеалы научности // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 15.
[62]Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. С. 8–9.
[63]Там же. С. 9.
[64]Иванов В. П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977. С. 37.
[65]Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 195.
[66]Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 3. С. 10.
[67]Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. С. 196.
[68]См.: Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980.
[69]Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. С. 33.
[70]Там же. С. 33.
[71]Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 46.
[72]Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999. С. 75.
[73]Митькин А. А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 108.
[74]Эхопраксия – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.
Эхолалия – одна из форм эхопраксии; автоматическое повторение чужих слов, вопросов.
[75]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 260 (курсив наш. – Авт.).
[76]См.: Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
[77]Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 246.
[78]См.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
[79]См.: Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 277–278.
[80]Гегель Г. Ф. Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 132.
[81]Симбиоз (от гр. symbiosis – сожительство) – формы тесного сожительства двух организмов разных видов, обычно приносящего им взаимную выгоду.
[82]Рузская А. Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками //Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М., 1997. С. 7–8.
[83]См.: Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989. С. 125.
[84]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 282.
[85]Субботский Е. В. Золотой век детства. М., 1981. С. 27.
[86]Привация (от лат. privatus – частный) – установление с кем-либо неформальных, эмоционально приязненных отношений.
Депривация (от лат. deprivatio – потеря, лишение) – ограничение сферы общения ребенка с другими, блокирование возможностей развития специфически человеческих потребностей и способностей. Психическая депривация возникает чаще всего у детей, находящихся длительное время вне семьи, в учреждениях интернатного типа.
[87]См.: Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 322.
[88]См.: Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
[89]Валентность (от лат. valentia – сила) – способность одного элемента к образованию связей с другими.
[90]Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 309–310.
[91]Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990. С. 27.
[92]См.: Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 326–328.
[93]Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 29.
[94]Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 45.
[95]Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 213.
[96]См.: Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989. С. 130–141.
[97]См.: Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве // Вопросы психологии. 1977. № 2.
[98]См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 379–382.
[99]См.: Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 76–77.
[100]Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С. 137.
[101]Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.
[102]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 251–252.
[103]Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4; Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
[104]Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 181.
[105]См.: Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
[106]Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 33.
[107]См.: Там же. С. 34.
[108]Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
[109]Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
[110]См.: Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
[111]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 251.
[112]Там же. С. 376.
[113]Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1.
[114]Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников… С. 58–59
[115]Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 50.
[116]Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
[117]См.: Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
[118]См.: Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
[119]См.: Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989.
[120]Кле М. Психология подростка. М., 1990. С. 47.
[121]См.: Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.
[122]См.: Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
[123]Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999. С. 13–14.
[124]Например: Драгунова Т. В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973.
[125]См.: Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989. С. 73–74.
[126]См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 111–114.
[127]См.: Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.
[128]См.: Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового кризиса // Вопросы психологии. 1995. № 1.
[129]См.: Практическая психология образования / Под ред И. В. Дубровиной. М., 1996. С. 383.
[130]См.: Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
[131]Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. С. 58.
[132]Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1995. С. 74.
[133]См.: Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. С. 71–72.
[134]См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. С. 58.
[135]Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 187.
[136]См.: Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4.
[137]См.: Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
[138]Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. С. 30.
[139]См.: Томэ Г. Теоретические и экспериментальные основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 187.
[140]Гегель Г. Философия духа // Соч. М., 1956. Т. 3. С. 94.
[141]См.: Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
[142]Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 159.
[143]См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
[144]Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 67.
[145]См.: Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
[146]См.: Афанасьева Т. М. Семья. М., 1985. С. 130.
[147]См.: Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону, 1996. С. 268.
[148]См.: Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 65.
[149]См.: Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 154.
[150]См.: Степанова Е. И. Человек: возраст, труд, образование // Вопросы психологии. 1986. № 1.
[151]Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
[152]Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 164.
[153]См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
[154]См.: Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М.,1978. С. 185–186.
[155]См.: Там же. С. 186.
[156]Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999. С. 39.
[157]См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. С. 419–424.
[158]См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 715.
[159]См.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. С. 79–80.
[160]См.: Крайг Г. Психология развития. С. 682.
[161]Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. С. 612–613.
[162]См.: Крайг Г. Психология развития. С. 709.
[163]См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
[164]См.: Крайг Г. Психология развития. С. 727.
[165]См.: Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 7.
[166]См.: Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 29.
[167]Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. С. 72–73.
[168]Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999. С. 41–42.
[169]Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология зрелости и старения. М., 1997.
[170]См.: Массен П. и др. Развитие личности… С. 95.
[171]См.: Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988.
[172]Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. С. 107.
[173]Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 39.
[174]Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 172.
[175]См.: Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М., 1996. С. 150.
[176]См.: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. С. 45.
Ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – негибкость, оцепенелость.
[177]Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 16. М., 1983. С. 106–165.
[178]См.: Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3–13.
[179]Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988.
[180]Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. С. 77.
[181]Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997. С. 641–650.
[182]См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
[183]Инволюция (от лат. involutio – свертывание) – обратное развитие, уменьшение, упрощение.
[184]См.: Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
[185]Цит. по: Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981.
[186]См.: Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.
[187]См.: Абрамова Г. С. Возрастная психология. С. 656–657.
[188]См.: Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 161–162.
[189]См.: Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М., 1996. С. 151.
[190]Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 188–189.
[191]См.: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т., Т. 2. М., 1992.
[192]См.: Абрамова Г. С. Возрастная психология. С. 660–669.
[193]Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989. С. 259–260.
[194]См.: Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 191–193.
[195]См.: Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. № 3.
[196]Цит. по: Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 215.
[197]См.: Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1980.
[198]См.: Греков Б. А. Некоторые закономерности изменения памяти в старческом возрасте // Вопросы психологии. 1968. № 2. С. 78.
[199]Истомина З. М., Самохвалова В. И., Преображенская Н. И. К характеристике памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте // Вопросы психологии. 1967. С. 63.
[200]См.: Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни…
[201]Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988. С. 211.
[202]См.: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. С. 46.
[203]Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М., 1996. С. 152.