Протоколирование — второе условие эксперимента
Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. После эксперимента у исследователя остается одна или несколько переплетенных тетрадей, в которых содержится буквально все, что об этом эксперименте можно сказать:
экспериментальная гипотеза;
определение независимой переменной;
изложение способа оценки, способа представления результатов измерений для определения значений зависимой переменной;
учет других обстоятельств эксперимента;
расписание занятий; приемы анализа данных для проверки экспериментальной гипотезы и изложение возможных способов интерпретации результатов;
самое важное — первоначальное описание деятельности испытуемого, протокол на датированных страницах;
анализ результатов, вывод об исследуемой гипотезе.
Цель экспериментального отчета — как можно эффективнее донести до предполагаемых читателей смысл эксперимента.
Адекватный способ изложения — вот к чему следует стремиться в экспериментальном отчете.
Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. Во-вторых, отчет разделен на стандартные си-разделы. Такой способ его оформления помогает автору организовать материал. Он помогает и читателю, поскольку тот уже знает, где и что ему искать. Если тщательно следовать структуре описания, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эксперимента. Далее мы приводим разделы экспериментального отчета и их функции:
1. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.
2. В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в результате.
3. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего эксперимент был задуман и проведен.
4. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент.
Раздел «Методика» включает деления: испытуемые, материал, оборудование, процедура.
5. В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими таблицами и графиками.
6. В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы.
7. В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы.
8. «Цитированная литература» — ссылки перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с формой.
9. «Примечания» в психологических статьях обычно используются автором для выражения благодарности кому-либо и указания своего места жительства.
Цель любого экспериментального исследования — сделать так, чтобы выводы, основанные на ограниченном количестве данных, оставались достоверными за пределами эксперимента. Это называется обобщением... достоверность экспериментальных выводов определяется по крайней мере двумя требованиями. От них же зависит и правомерность обобщений. Первое требование заключается в том, чтобы найденное в эксперименте отношение между независимой и зависимой переменными было свободным от влияния других переменных. Второе требование — чтобы постоянный уровень дополнительной переменной, задействованной в эксперименте, соответствовал бы ее уровню в более широкой области практики.
Итак, гипотеза включает в себя само отношение и обозначение обеих его сторон (независимая переменная... отношение... зависимая переменная... уровень других переменных). Определение валидности эксперимента как внутренней, так и внешней состоит в следующем. Это степень правомерности вывода об экспериментальной гипотезе, которую обеспечивают результаты данного эксперимента, по сравнению с результатами эксперимента, безупречного во всех трех аспектах.
Понятие внутренней валидности эксперимента касается только самого отношения и не затрагивает того, что именно соотносится. Отсюда внутренняя валидность — это степень правомерности вывода об экспериментальной гипотезе, основанного на результатах данного эксперимента, по сравнению с теми выводами, в основе которых лежат результаты идеального и бесконечного экспериментов, где изменения независимой и зависимой переменных происходят в одних и тех же условиях, а все другие побочные факторы остаются неизменными.
Любой эксперимент сталкивается также с проблемой соответствия исследуемой ситуации реальной. Ее (внешнюю валидность.— А. Г.) можно определить как степень соответствия, степень правомерности данного вывода об экспериментальной гипотезе, по сравнению с тем выводом, который основан на результатах эксперимента с полным соответствием независимой, зависимой и уровнями всех дополнительных переменных.
На самом деле ненадежность — еще не самый худший вариант нарушения внутренней валидности. В принципе
этот недостаток всегда можно исправить путем увеличения числа проб. В тех же случаях, когда этого сделать нельзя, мы используем термин «систематическое смещение».
Систематическое смещение означает, что независимая переменная постоянно сопровождается некоторыми побочными переменными.
При использовании схемы случайной последовательности исключается всякая возможность систематического смещения независимой переменной с факторами времени, поскольку в случайной последовательности никакой системы не существует. С увеличением проб повышается надежность эксперимента.
В общем виде вопрос о применении экспериментальных результатов к реальной жизни — это систематическое рассмотрение вопроса о степени сходства всех переменных в действительном эксперименте со всеми переменными в эксперименте полного соответствия.
Достичь в эксперименте полного соответствия независимой переменной, как правило, довольно просто. Нужно только, чтобы вводимые условия были либо типичными для реальных ситуаций, либо вполне вероятными.
Соответствие зависимой переменной оценивалось по следующим трем пунктам: 1) Соответствует ли работа испытуемого в экспериментальной ситуации его реальной деятельности? 2) Отражают ли измеряемые показатели наиболее выраженные аспекты этой деятельности? 3) Адекватен ли способ представления результатов измерений? Самой важной проблемой оказывается здесь адекватность учета ошибочных ответов испытуемого, имеющих плюсовые и минусовые значения. Чаще всего применяются два способа представления таких результатов. Один из них позволяет показать преимущественную направленность ошибочных ответов, а другой — определить величину их разброса. Какова цена реализма? Иногда эта стоимость так высока, что реальным может оказаться в действительности менее реалистический эксперимент».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание № 1. Осознание процесса наблюдения
Члены учебной группы садятся в круг. В середине круга стоит неподвижно любой предмет (им может быть и кто-то из членов группы как модель).
Инструкция: Каждый член группы должен написать на листке бумаги (за 10 мин) ответ на вопрос: «Что я вижу перед собой?» Руководитель группы собирает заполненные листки. Складывает их в случайном порядке и читает. Задача группы: узнать по описанию его автора. Выделить в описаниях сходство и различие. Объяснить их, пользуясь понятием о наблюдении.
Задание № 2. Осознание содержания наблюдения
Все члены группы разбиваются на маленькие группки по 3 человека. В каждой малой группе один из трех человек будет в роли испытуемого, а два других в роли наблюдателей. Один из наблюдателей занимает пассивную позицию — просто присутствует, другой производит воздействие на испытуемого (дает ему задания, фиксирует ответы) и одновременно ведет наблюдение. Цель у наблюдателей одна и та же — зафиксировать все изменения в поведении испытуемого в ответ на предъявленное задание.
Каждый член группы должен быть в роли испытуемого, активного и пассивного наблюдателя, поэтому они меняются ролями.
Цель: осознание содержания процесса наблюдения. Возможные варианты заданий для испытуемых:
1. Произнесите скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
2. Прочитайте вслух следующую фразу как можно быстрее 5 раз: «Дети на полу, умный на диване».
3. Прочитайте справа налево: «Сидит кошка на окошке». После того как каждый член группы был в роли испытуемого, активного и пассивного наблюдателя, они пишут рефлексивные отчеты и обсуждают их в группе. Примерные вопросы для рефлексивного отчета: 1) На что было направлено мое внимание? 2) Как и когда я осуществлял переключение внимания? 3) Как и когда менялся объем моего восприятия? 4) Что входило в объем моего восприятия? 5) Какую из ролей наблюдателя мне было выполнять труднее и почему?
В группе делается вывод о том, что влияет на осознание наблюдателем содержания процесса наблюдения и его объекта.
Задание № 3. Ошибка
I. Объясните ситуацию. Начинающий экспериментатор недоумевает: «Я всем испытуемым даю одну и ту же ин-
струкцию, а они все ее выполняют по-разному». Почему это возможно? Как можно исправить подобную ситуацию? Нужно ли ее исправлять?
II. Объясните, какую ошибку допускает экспериментатор, если все его испытуемые так или иначе просят разъяснить инструкцию после первого пробного действия по ней.
Задание № 4. Таблица результатов
Объясните, можно ли по таблице, в которой представлены результаты эксперимента, определить его содержание: цели, задачу, методику?
Для примера можно воспользоваться следующей таблицей*.