Проблемы девиантного поведения в социальной практике
Девиантное поведение (отклонение) – поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы. Его проявления могут колебаться от незначительных нарушений общепринятых норм (невежливость) до преступления против уголовно санкционированных норм (криминальное). Однозначную дефиницию девиации дать трудно, поскольку социальные ожидания в разных культурах неодинаковы. Кроме того, внутри общества периодически могут меняться нормативные стандарты, а «одинаковое» поведение у разных лиц и в различных социальных ситуациях может оцениваться различно. Существуют следующие подходы к пониманию девиации: 1. отклонение есть выражение или следствие психической или физической болезни; 2. Поведение, отклоняющееся от морально–нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и бродяжничество, попрошайничестве и пр. Девиантное поведение разделяется на пять типов: 1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. 2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. 3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения. Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности (+) одаренность. (-)преступление. Основные факторы: социальное неравенство – Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработицы, инфляция, коррупция и т. д. морально-этический – фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, без духовности, психологии вещизма и отчуждении личности. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях. окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Сущ-ет три основные формы контроля: изоляция - отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни; обособление - ограничение контактов, неполная изоляция, например, колония, психбольница; реабилитация - подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. Способы решения проблемы: Коррекция- процесс влияния внешнего мира (социума, падагога, псих-га) на конкретного с целью управления определенных свойств личности хар-ра, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении чел-ка. Профилактика- процесс влияния общест-х, гос-х, соц-но-мед-ких, организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение предупреждение, устранение или нейтролизацию основных причин и условий, вызывающих различного рода соц-е отклонения в поведении подростков. Воспитание- процесс взаимодействия педагога и реб-ка, направленный на формирование ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, , позволяющих реб-ку осознано отказаться от дев-го повед-я и принять требования общества. Помощь- процеес поддержки реб-ка в достижении заявленных им целей. Необход-ть в помощи возникает тогда, когда чел-к осознанно определяет для себя логику своего поведения, но не способен ей следовать(воплотить) самостоят-но. Сопровождение- процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различ-х сит-ях жизненного выбора.сопровождени- это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.