После3,5 лет можно уже говорить о возникновении стадии схематичного изображения
Кчислу центральных тем детских рисунков принадлежит изображение человека. С нашей точки зрения, лучший анализ изображения именно человека в зависимости от возраста ребенка представлен в монографии Й. Шванцары [130], в некоторых других работах [см. например, 39; 86; 127]. Именно на эти
Глава 12. АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
работы мы будем в основном опираться в описании нормативного становления детского рисунка.
В возрасте 3,5 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги — так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, в частности, обозначение глаз. Тогда же, около 3,5 лет, добавляется изображение рук (в виде прямых палок), либо присоединяющихся к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги. Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5—4 лет. Первым признаком туловища бывает горизонтальная линия между головой и ногами, но чаще туловище представлено в виде второго круга (позже овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо. Чуть позже на самом лице возникают круги вместо глаз и чаще всего круг, представляющий собой изображение рта, но иногда рот сразу же изображается черточкой. Часто одновременно с этим появляются волосы — как правило, в виде торчащих в стороны прямых линий, и лишь позднее (чаще всего в виде точек) обозначается нос. Еше позже (около 5 лет) нормативно в изображении человека, когда оно уже «вполне самостоятельно», почти одновременно появляются такие детали, как уши, брови, шея. То есть теперь присутствует голова с глазами, ртом и носом, туловище, из которого выходят палки-руки и палки-ноги (последние иногда представляют собой «кочерги»). Лишь после этого возникает большая детализация изображения в виде рисования одежды, пальцев и других украшений.
Особые изменения в «стиле» рисунка человеческой фигуры отмечаются в возрасте 6—8 лет. К 6 годам дети рисуют человеческую фигуру в большинстве случаев по частям, которые они затем соединяют, как бы «монтируя» фигуру. Руки в большинстве случаев отходят от туловища, ноги рисуются параллельными и относительно далеко одна от другой. Напротив, в 8 лет дети часто формируют при помощи одной непрерывной линии шею, плечо и руку. Руки обыкновенно висят вдоль туловища, а ноги сходятся «в шагу». Эти два различающихся способа изображения человеческой фигуры были выражены посредством двух прототипов: «монтированными» и «формированными» фигурами (Л. Шванцара, Й. Шванцара, 1972: приводится по [2]).
Следующая стадия развития рисунка — стадия конкретных изображений— характеризуется постепенным «уходом» от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются другие, прорисованные волосы, иногда оформленные в прическу. Шея становится соизмеримой по размеру с головой, а позже и со всем телом. Большее внимание уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточные этапы, во время которых часть рисунка оформляется еше схематически.
По отношению к возрасту Й. Шванцара [130] представляет эту последовательность в развитии рисунка следующим образом.
Раздел Ш. ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
После 5 годажизни туловище часто бывает в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова, как правило, непосредственно соединена с туловищем. Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией очертания туловища. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей еще не находятся в согласии.
На 6 годужизни прибавляются такие детали, какуши, волосы. Волосы в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок рисует шляпу, располагая ее часто над головой или проводя через нее контурную линию головы. Так же и первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе, чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные в талии.
Рисунок на 7 году характерен, прежде всего, уточнением пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею, пока еще как промежуточное звено, ее контурная линия не исходит из линии головы или туловища. Ребенок совершенствует прическу и одежду.
На 8годуможно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю. Затруднения у детей вызывает присоединение рук, которые либо исходят от передней линии тела, либо присоединяются к задней контурной линии, причем через них проходит передняя линия. Профильный рисунок охватывает чаще всего изображение только одной руки. В рисунке анфас совершенствуется изображение ног, они рисуются уже не параллельно и сходятся «в шагу». В общем, в этом возрасте уже происходит закругление формы и объединение пропорций.
В 9 летвсе чаще приходится встречаться с попыткой изобразить в рисунке движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображается в виде ходьбы, в рисунке анфас — деятельности рук (например, фигура несет сумку). Лицо имеет уже большинство основных черт. Проявляются большие различия между рисунками мальчиков и девочек. Одежда уже характеризуется деталями в виде рукава, выреза, пояса, карманов и т. п. Но рисунки все еще остаются плоскостными.
Рисунок в 10 и 11 лет характеризуется стремлением накладывать тени и придавать форму, попыткой перспективного охвата. Рисунки приобретают объемность и пластичность. В этот возрастной период развитие в общих чертах заканчивается, причем в последующие годы дело касается лишь совершенствования, например, контурной линии головы, черт лица, форм тела. Рисунки подростков охватывают уже большее число характерных черт, отражающих их интересы, увлечения, переживания и т. п,
Следует отметить, что различными авторами выделяются и определенные законы в развитии детского рисунка [Ш |. Их можно обозначить следующим образом:
К Закон наглядности.
2. Видение изображаемого в горизонтальном плане.
3. Прозрачность (например, когда под платьем остаются видны округлости тела).
4. Позднее возникновение перспективы в рисунке.
Глава 12. АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Последний закон чрезвычайно важен для возможности адекватной оценки рисунка, поэтому его необходимо представить более подробно.
Так, самые маленькие дети (4-5-летние дети) располагают изображения друг около друга, не соединяя их каким-либо замыслом. Это так называемая фаза юкстапозиции. Затем появляется центральный сюжет (после 5 лет). Здесь уже изображения объединены сюжетом, и ребенок распределяет предметы, рисуя более отдаленный предмет над предметом, находящимся ближе. Эта фаза развития перспективности в рисунке называется фазой суперпозиции. Лишь позже (в норме не ранее 7 лет) ребенок подходит к перспективе, изображая более отдаленные предметы как маленькие, нежели предметы, расположенные ближе. Таким образом, в изображении возникает истинная перспектива. Это особенно важно понимать при анализе изображений, включающих в себя большое количество значимых лиц. Как понятно из вышеизложенного, расположение какого-либо «лииа» на рисунке «над», при проективной трактовке, вовсе может не означать его «давление» или превосходство, а всего лишь служить отражением более дальнего его расположения на листе (как в проективном, так и чисто пространственном, физическом смысле).
Аналогично, поэтапно может быть рассмотрено и нормативное возникновение «цветности* детского рисунка. Первоначальная ориентация в цвете у ребенка идет довольно быстро. Желтый, красный, за ними синий и зеленый, а также белый, черный, серый и коричневый узнаются еще до того, как устанавливается связь между предметом и его окраской, и до того, как в рисовании появляется целенаправленный выбор цвета (ориентировочно около 3—3,5 лет). Возраст ознакомления с цветом и его названием в огромной степени связан с особенностями социокультурной и этногеографической среды, в которой развивается ребенок. Попробуйте сравнить, например, цветовую гамму, окружающую маленького ребенка на Черноморском побережье Кавказа и в условиях Крайнего Севера1.
Вначале, когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное (есть краска и ладно, можно обойтись любой), то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом — не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета — синими, красными, какими угодно. В этот период ребенок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Цвет пока еще автономен.
На следующей ступени возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Тогда все разукрашивается «пестро*, в насыщенные цвета: даже крыши и дома, рамы и животные, автомобили и заборы. При этом одежда изображаемых людей часто служит для ребенка «вместилищем» излюбленных красок11.
И только позднее, в 5-5,5 лет, возникает достаточно адекватное, «взвешенное» использование цветовой палитры, Хотя и здесь возможны разнооб-
,s Эта закономерность развития рисунка, его «цветности*, является чрезвычайно важной в i.ламе оценки цветовой идентификации и минимизации ошибок при проективной трактовке подобных изображений. Такого рода ошибки и их анализ приводятся в следующем разделе.
Раздел III. ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
разные «отклонения» в подходах к использованию цвета, которые иногда определяются сиюминутной ситуацией и не несут на себе никакой проективной нагрузки.
Неучет, незнание как этих законов, так и нормативов формирования самой графической и содержательной стороны рисунка чаше всего приводит к значительным ошибкам при проективной трактовке изобразительной продукции детей.
Опираясь на подходы к анализу детского рисунка в психологической диагностике, приводимые в упоминаемой нами монографии [130], мы позволили себе сформулировать основные принципы оценки (интерпретации) детского рисунка при проведении психологического обследования, которые необходимо учитывать практическому психологу:
1. Учет нормативных особенностей формирования графической деятельности и рисунка с возрастом и законов развития рисунка при его трактовке.
2. Оценка рисунка не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков.
3. Анализ рисунка как индикатора не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).
4. Использование единого формата бумаги и однотипного рисовального материала, например карандашей средней мягкости (М2) и т. п.
5. Создание рисунка детьми дошкольного и младшего школьного возраста в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и не-оцениваемой деятельности.
6. Приоритет для анализа в индивидуальной диагностике должны иметь, прежде всего, рисунки, за возникновением которых имелась возможность наблюдать.
7. Учет эмоциональных и других проявлений ребенка в процессе самого рисования, а также таких особенностей, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ захвата карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смены (поломки) карандашей и др.
8. Включение в анализ сведений, касающихся сформированное™ схемы и образа собственного тела, поскольку последние оказывают непосредственное влияние и на характер изображения фигуры человека, и на особенности графической деятельности в целом.
9. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка.
10. Использование рисунка никогда не может быть единственным отправным пунктом проективной интерпретации. Проективные тенденции следует проверять при помощи других исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т. п.
11. Значительно большее количество ошибок в психологической диагностике вызывается преувеличением проективной интерпретации рисунка, чем недостаточностью проективной интерпретации.
Глава 12. АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ